В России фактически дан старт шестилетке ускоренного развития – запущены нацпроекты по 12 направлениям (плюс модернизация инфраструктуры) до 2024 года. В опубликованных паспортах нацпроектов поставлены чёткие цели, этапы, конкретные сроки исполнения и ответственные. При первом изучении документов не обнаружены принципиальные противоречия между ними – значит, нацпроекты стратегически согласованы между собой.
Внушительно выглядят суммы затрат на их реализацию – 25,7 трлн рублей до 2024 года. Да, эти деньги рассредоточены между 13 направлениями и на шесть лет, но даже если эффективно будет реализовано 70% этих средств, они дадут значительный кумулятивный эффект (его уровень, кстати, правительство почему-то оценивает скромно – всего дополнительно 1-1,5% ВВП в год).
Содержание нацпроектов очень разное, и их ещё предстоит детально изучить, где-то даже ещё проработать. Разобраться неискушённому человеку в том потоке данных и цифр, который обрушился в последние дни, довольно трудно. Но ключевые параметры понятны и уже можно определить те моменты, которые вызовут значительный эффект или, наоборот, трудности при реализации.
Цели некоторых нацпроектов выглядит сверхамбициозно – к примеру, рост строительства жилья до 120 млн кв. м. в год, улучшение производительности труда на 20% или доведение количество малых и средних предпринимателей до 25 млн человек. Впрочем, это даже полезно – чтобы достичь реально значимых успехов, порой надо ставить нереальную планку.
Другие цели, наоборот, выглядят слишком скромно – к примеру, не понятно, как увеличение доли качественных региональных автодорог с 43,1 до 50,9% сможет кардинально улучшить дорожную сеть России. Существуют и такие нацпроекты, где финансирование явно не соответствует поставленным целям – по крайней мере, учёные выражают сомнение в том, что за примерно 100 млрд рублей в год можно построить 15 мировых научно-образовательных центров, наполовину обновить приборную базу и войти в пятерку ведущих стран мира.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Главная цель нацпроектов, как подчёркивает руководство России – улучшение качества жизни человека, материального и социального. По выражению Медведева, «чтобы люди могли сказать: "Мне нравится та жизнь, которой я живу"». Что ж, даже в такой обтекаемой формулировке с таким пожеланием власти к народу не поспоришь. Разберём отдельные нацпроекты под этим углом.
«Здравоохранение» – пожалуй, самый бесспорный проект в силу его очевидности. Сделанные акценты на восстановлении первичной медпомощи (в том числе, в сельской местности), привлечении новых квалифицированных кадров, масштабной профилактике населения, борьбе с онкологией и модернизации детских больниц вряд ли кто-то оспорит.
Создание более 1200 фельдшерских пунктов в деревнях, приобретение 800 мобильных медкомплексов, строительство 78 вертолётных площадок при больницах, 27 национальных медицинских исследовательских центров, формирование сети из 420 региональных центров амбулаторной онкологической помощи, охват профилактическими осмотрами 70% взрослых и 80% подростков – всё это при полноценной реализации и доступности цен позволит создать в России достойную медицину для большинства населения.
«Демография» – смежный со здравоохранением проект, имеющий огромное самостоятельное значение. Дело в том, что после демографических успехов 2013-15 годов, когда впервые в постсоветское время рождаемость россиян превысила смертность, с 2016 года убыль населения вновь увела в минус кривую демографии России. Задача восстановления прироста – это вопрос выживаемости русской цивилизации: без этого не имеет значение ни строительство дорог и школ, ни высокие технологии.
В нацпроекте предусмотрены помимо материнского капитала за второго ребёнка ежемесячные выплаты за первого ребёнка нуждающимся семьям (по 10 тысяч в месяц получат порядка 1,1 млн семей); льготные условия многодетным семьям по ипотеке (6% смогут получить более 1,6 семей); увеличение количества детских садов (255 тыс. новых мест для детей 1-3 лет); проведение около 450 тыс. процедур ЭКО за счет ОМС.
Как видно, практически все меры по улучшению демографии сводятся к материальному обеспечению, так как считается, что они недостаточно стимулируют рождаемость: мол, семьи не заводят детей из-за бедности. Но возможно, материальные стимулы в принципе исчерпаны, и дело в чём-то другом? Ведь в нищей Африке рождаемость зашкаливает, а в богатых странах Европы естественная убыль многие годы сокращает коренное население. А в Китае после разрешения на второго ребёнка, обеспеченные граждане не спешат это делать. Существует большой риск, что и в России 3,1 трлн рублей в рамках нацпроекта «Демография» не приведут к естественному росту без нематериального стимулирования.
«Жильё и городская среда» – нацпроект, призванный решить давнюю проблему качественного жилья и комфортных городов. То, что в центре внимания обустройство именно городов, без учёта сельских поселений, недвусмысленно говорит о приоритете правительства, несмотря на все призывы президента развивать одинаково сёла и города. Да, процесс урбанизации объективно неумолим, однако недостаток внимания к сельским поселениям увеличивает ощущение несправедливости среди тех, кто волей судьбы родился в деревне.
Впрочем, нередко горожане живут в не более комфортных условиях, чем сельчане – в старых аварийных домах или в гетто из необустроенных многоэтажек, и данный нацпроект должен решить их проблемы. Поставленная президентом цель в 120 млн кв. м жилья в год (что в 1,5 раза больше нынешних объёмов строительства), подразумевает, по сути, реализацию аналога хрущёвского проекта застройки массовым доступным жильём, правда, лучшего качества. Однако для их реализации необходимо решить ряд препятствий. Одно из них – воровство застройщиков – решено устранять за счёт контроля застройщиков с помощью ведущих банков благодаря системе эскроу-счетов. Банки в свою очередь жёстко контролируются Центробанком.
Но даже если удастся предотвратить увод средств и создать в отрасли новые мощности, что вызывает сомнения у экспертов, то вопрос в том, смогут ли граждане купить эти квартиры. Тем более что в нацпроекте заложено значительное удорожание квадратного метра – с 68,9 тыс. рублей до 75,2 уже в 2020-м, а в 2024 – 88 тысяч рублей за метр модельного жилья в новостройке.
В нацпроекте ставка делается на ипотеку – 53 млн квадратов из 120 должны быть профинансированы за счет ипотечного кредитования, для чего среднюю ставку по ипотеке планируется снизить к 2024 году до 7,9% (а для льготников и до 6%). Однако вопреки этому накануне, в начале первого года исполнения нацпроектов, ведущие банки подняли ставку в среднем до 11%. Владимир Путин считает, что это временное повышение, и вскоре ипотека начнёт дешеветь. Видимо, банкам надо это более доходчиво объяснить, иначе нацпроект «Жильё» - пожалуй, самый амбициозный – может быть сорван, так как новые квартиры будет некому покупать.
План модернизации инфраструктуры и нацпроект «БКАД» (дороги) – это, по сути, два нацпроекта по развитию транспортной сети и энергетики, которая должна связать огромные территории России в единое плотное пространство. В сумме на это будет выделено больше 11 трлн рублей, то есть почти половина всех затрат на нацпроекты.
Только краткое перечисление подпроектов и программ займёт немало места: строительство автомагистралей по маршруту «Европа — Западный Китай»; расширение Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в 1,5 раза, строительство долгожданной ВСМ Москва – Казань и железнодорожного перехода с материковой части России на Сахалин; увеличение мощностей морских портов России (Мурманск, Находка, Диксон, Тамань, Саббета и др.), увеличение грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн. тонн при строительстве 4 ледоколов на СПГ.
Строительство транспортно-логистических центров по транспортным коридорам "Восток-Запад" и "Север-Юг" мощностью не менее 51,6 млн. тонн; строительство 1000 км дорог федерального значения, 14 автодорожных обходов крупных городов, 49 развязок и моста через Енисей, отремонтированы 32 моста; реконструкция 68 объектов в 66 аэропортах; увеличение пропускной способности внутренних водных путей за счёт строительства гидроузлов, реконструкции канала имени Москвы и пр.
Лишь половину финансирования возьмёт на себя государственный бюджет – другую половину должен взять на себя частный капитал. В результате запущенной в середине года инициативе Белоусова, после долгого сопротивления, тем не менее сформирован пул крупнейших российских компаний, которые гарантируют инвестиции в эти и другие инфраструктурные проекты.
Несомненно, в комплексе их реализация даст значительную отдачу – как для самого бизнеса, так для государства и граждан. Чего стоит, к примеру, возрождение межрегионального авиасообщения или высокоскоростная железная дорога, в строительстве которой ещё недавно сомневался министр финансов Силуанов. Однако для по-настоящему грандиозного размаха не хватает, к примеру, проекта основания нового города – создания с нуля эталона современного высокотехнологичного градостроительства.
Так же совершенно не ясно отсутствие отдельного нацпроекта по развитию несырьевой промышленности – ключевого драйвера любой модернизации. Да, косвенно обновление производства присутствует в нацпроектах по развитию экспорта (он невозможен без повышения качества промтоваров, а они без модернизации), производительности труда (это позволит улучшить производственный процесс), цифровизации и даже экологии (внедрение так называемых наилучших доступных технологий).
Однако все они не предусматривают решения острейшей проблемы российской промышленности – возрождения станкостроения, производства средств производства, без которой невозможна ни одна самодостаточная экономика.
Тем не менее, существующие 13 направлений охватывают значительный спектр отраслей и объём работ. Даже беглый обзор нацпроектов, в который не вошли ещё наука, образование, культура, малый бизнес, где содержится много важных задач, показывает, какой масштаб работ предстоит совершить. И здесь заметен главный недостаток шестилетки – отсутствие стратегического понимания и идейного обоснования, для чего всё это делается, во имя чего такие старания.
Просто ради бытового комфорта? Ради всего хорошего? Вряд ли это тот мотиватор, который зажжёт миллионы сердец и придаст драйв амбициозным планам. А без энтузиазма и сверхидеи как заставишь чиновника не осваивать средства, а заставить их улучшать окружающую действительность?
Как убедишь бизнесмена, что его траты не просто вложения с небольшой отдачей, а вложение в великое дело, в золотое будущее страны? Без идейной мотивации нацпроекты рискуют свестись к красиво нарисованному на бумагах проекту и новым громким коррупционным делам.
Комментарии читателей (0):