Влиятельная китайская англоязычная газета Global Times (издающееся 1,5-миллионным тиражом структурное подразделение главной партийной газеты КПК «Женьминь жибао») опубликовала статью под характерным заголовком «Японский премьер не отнимет Курилы у России».
Авторы статьи призывают премьер-министра Японии Синдзо Абэ «смириться с неспособностью решить территориальный спор с Россией в обозримом будущем». По мнению издания, Абэ пора более реально взглянуть на ситуацию и осознать, что пока общественность двух стран не готова уладить свои территориальные противоречия.
Вместе с тем признается, что Абэ и Путин сумели создать основу взаимного доверия, и это «свидетельствует о желании Путина вести переговоры с Японией для разрешения противоречий». С другой стороны, Global Times обращает внимание на то, что «ключ к разрешению территориального вопроса» кроется и в позиции других игроков, в первую очередь ближайшего военного союзника Японии – США. Более того, указывает китайская газета, если Москва пойдет на уступки, это значит, что историю можно переписать, а это может оказать огромное влияние на существующий мировой порядок.
С подобными предупреждениями автор этих строк обращался к российским властям и общественности давно, но, к сожалению, руководство РФ стало высказывать реальные опасения по этому поводу только в последнее время. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
В вышедшей в 2010 году моей книге «Россия и Япония: Узлы противоречий» отмечалось: «Интерес к данному району проявляет не только Япония, но и США. Уход России с Южных Курил и переход их под японский контроль могут привести к тому, что на них будут созданы новые рубежи передового развертывания объединенной японо-американской военной группировки. Территория Южных Курил может быть использована для передислокации части военных баз США на Окинаве, чего упорно добивается население этого острова. Так как Пентагон не намерен сокращать свое присутствие в Японии, размещение американских баз на Курилах в случае их передачи было бы наилучшим решением как для Токио, так и для Вашингтона. Насколько можно полагаться на заверения о том, что этого не произойдет, свидетельствует опыт вывода наших войск из Германии. Тогда тоже обещали «не расширять НАТО на Восток».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Недавно открыто заявленная президентом РФ Владимиром Путиным озабоченность по поводу использования гипотетически передаваемых российских территорий Вооруженными силами США, безусловно, еще более отдаляет нахождение «взаимоприемлемого компромисса». Провозглашенный же Путиным призыв «искать такое решение, чтобы не было ни победителей, ни побежденных», не что иное, как «фигура речи», ибо Курилы или останутся в «родной гавани», как президент говорил о Крыме, или «отплывут» к Японии.
По еще недавним расчетам японских политиков, неблагоприятная социально-экономическая ситуация на Курильских островах, забвение интересов населяющих их людей рано или поздно должны были привести к согласию местного населения «возвратить» Южные Курилы Японии. Подобные мысли вкладывались японцами в умы как курильчан, так и представителей центральной российской власти. Однако реальные результаты выполнения федеральных программ социально-экономического развития Южных Курил переполошило японские власти больше, чем размещение на остовах оборонительных ракетных систем «Бастион» и «Бал». Ибо в Токио делают правильный вывод, что активные работы по созданию на Курилах инфраструктуры, благоустройству жизни на островах как местного населения, так и охраняющих их военнослужащих отнюдь не свидетельствуют о намерении Москвы уступать необоснованным и незаконным требованиям Токио.
Испугавшись предложения президента Путина заключить мирный договор без предварительных условий, усмотрев в нем опасную для Токио перспективу прекращения бесплодной «тяжбы» по островам, Абэ и его советники бросились спасать «синицу в руках». Пошли «утечки» в СМИ о том, что якобы японский премьер может ограничить свои требования Малой Курильской грядой (МКГ), как это было предусмотрено «хрущевским компромиссом» 1956 года, когда тогдашний советский лидер по своему личному волюнтаристскому настоянию пообещал японцам передать МКГ – остров Шикотан и островную группу, именуемую в России – Плоские, а в Японии – Хабомаи. Однако в январе 1960 года, когда вместо заключения мирного договора с СССР японское правительство подписало с США новый военный договор, позволяющий и ныне Вашингтону и Пентагону размещать военные базы по всей территории Японии, по указанию того же Хрущева обещание «передачи островов» было дезавуировано.
Тем не менее, президент Путин согласился с премьером Абэ искать решение вопроса о заключении мирного договора на основе уже безвозвратно ушедшего в небытие «хрущевского компромисса», вписанного в сыгравшую роль мирного договора Советско-японскую совместную декларацию 1956 года. В Японии это восприняли как согласие Москвы «передать» Малую Курильскую гряду. Однако Кремль и МИД РФ не признают каких-либо конкретных договоренностей во время конфиденциальных переговоров лидеров двух стран осенью прошлого года в Сингапуре и Буэнос-Айресе. В то же время, последовавшие в начале наступившего нового года заявления Абэ о согласии Токио на проживание российских граждан на Курилах после их «возвращения» и «предложение» не требовать компенсаций за годы «оккупации островов» свидетельствовали о том, что японский премьер или забегает вперед, или что-то неправильно понял.
Прокатившаяся на Дальнем Востоке, в Москве и других районах страны волна протестов против якобы уже принятого решения о «передаче» Южных Курил или для начала Малой Курильской гряды заставила власти «принять меры». «На ковер» в МИД РФ был вызван чрезвычайный и полномочный посол Японии, которому было заявлено, что «такие заявления расцениваются как попытка искусственно нагнетать атмосферу вокруг проблемы мирного договора, навязать другой стороне собственный сценарий ее урегулирования».
Было подчеркнуто, что позиция России осталась неизменной, и «проблему мирного договора можно решить только в условиях качественно новой атмосферы в российско-японских отношениях. Решение должны поддержать народы обеих стран. Кроме того, оно должно основываться на безусловном признании Токио итогов Второй мировой войны в полном объеме, включая суверенитет России над Южными Курильскими островами».
Это, конечно же, был выговор не послу, а Абэ за его нетерпение, желание как можно скорее получить дополнительные политические очки для правящей Либерально-демократической партии Японии на предстоящих весной и летом местных и всеобщих парламентских выборах. Однако, выставив российских партнеров по переговорам в неблаговидном свете, как якобы уже согласившихся «отдать» для начала Малую Курильскую гряду, японец, что называется, «испортил всю обедню». Сигналом того, что никакого согласия Москвы на сдачу даже части Южных Курил нет и не ожидается, прозвучало предупреждение помощника президента РФ Юрия Ушакова о том, что «премьер-министр Японии Синдзо Абэ осложнил переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным по мирному договору».
Как известно, состоявшиеся 22 января в Москве очередные «юбилейные» 25-е переговоры лидеров двух стран окончились ничем, хотя Путин вновь заявил о «заинтересованности Москвы и Токио в заключении мирного договора», правда, осторожно оговорившись, что «впереди ожидается кропотливая работа». При этом было особенно подчеркнуто, что условия договора должны быть приемлемыми для народов обеих стран и должны иметь поддержку общественности. Напомним, что до 90% населения нашей страны категорически выступают против каких-либо территориальных уступок Японии, что, конечно же, хорошо известно президенту. Нетрудно понять, что слова Путина означают отсутствие перспектив заключения соглашения в обозримый период или, скажем прямо, в текущем году, как это опрометчиво и без должных оснований обещал Абэ японцам.
На возрастающую роль российской общественности в навязываемом Токио «курильском вопросе» обращает внимание и Global Times, указывающая: «Самой большой проблемой для Москвы и Токио является разница в общественном мнении двух стран. Подавляющее большинство россиян не поддерживают даже частичную передачу островов японцам. Это очень твердая позиция. И даже если бы Кремль и был готов вернуть Южные Курилы, следуя условиям советско-японской декларации, разница в общественном мнении, и, в особенности, непреклонность россиян по территориальному вопросу, попросту не даст это сделать… И если само мирное соглашение еще, возможно, и реально подписать, пока Абэ занимает пост премьер-министра, то территориальный вопрос уже предстоит решать его преемникам».
Это, по сути, подтвердил и сам Абэ, заявив на днях во всеуслышание, что твердо стоит на националистической позиции якобы «обладания Японией суверенитета» над всеми островами южной части Курил. С такими позициями и настроениями ему явно не войти в историю как политику, совершившему непосильное другим политикам – добиться пересмотра итогов Второй мировой войны и заставить русских уйти с законно принадлежащих им земель.
Комментарии читателей (0):