Прародина славян – Полесье, там же истоки литовской государственности, а белорусы по фенотипу ближе к немцам и полякам – об этих удивительных открытиях сообщает белорусская пресса. Не проходит и недели, чтобы СМИ в другой части Союзного государства не сообщили об идеологических инновациях и прорывных решениях задач обоснования тысячелетней белоруской государственности.
Националисты оплодотворили чиновничью идеологическую вертикаль, маявшуюся от невыполненного заказа на создание государственной идеологии, и нациестроительство в Белоруссии резко прибавило в темпах.
На днях в Пинске состоялось праздничное мероприятие, посвященное реализации решения Минкультуры Белоруссии придать этому райцентру в Брестской области статуса «культурной столицы» Белоруссии в 2019 году. Таким незамысловатым способом в постсоветской республике замещают советские традиции вроде переходящего красного знамени. Рудименты советской эпохи или замещаются националистической символикой, или в них вкладывается новые смыслы – преимущественно националистические, потому как большего предложить белорусам власти не могут по целому ряду объективных и субъективных причин.
Нет у Белоруссии позитивной повестки вне России, однако признать это власти «суверенной и независимой» не могут. Отсюда проистекают бурные фантазии на тему прошлого с намёками на прекрасное будущее. В этом Белоруссия мало чем отличается от Туркмении. Однако в Туркмении есть хотя бы особая этническая общность, а в Белоруссии её мучительно синтезируют второй век подряд, изощряясь в поисках отличий белорусов от русских и вспоминая не существовавшее.
Пинское мероприятие замечательно тем, что на нём выступил один из ключевых деятелей нынешней волны «белорусизации», могилёвский историк, профессор, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Игорь Марзалюк.
Вместе с близким к властям минским историком Вадимом Гигиным и другими товарищами он пишет учебник по новому предмету, которым с нового учебного года в вузах заменят «Историю Белоруссии». Александра Лукашенко убедили в необходимости предмета «История белоруской государственности», так как историю якобы очень хорошо изучают в белорусских школах.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Насколько хорошо на самом деле белорусские школьники изучают историю (скорее даже историческое краеведение) вопрос риторический. Недаром Владимир Путин так и не получил до сих пор обещанные ему белорусским другом и партнёром учебники по белорусской истории, в которых якобы нет ревизионизма.
Вот и новый курс - «История белоруской государственности», также явно не то, что стоит дарить президенту России. Иначе он узнает, что в 1811 году Наполеон решил создать три государства – Белоруссию, Литву и Самогитию, в 1815 году «в образованных кругах Литвы и Беларуси» чаяли возвращения в состав Польши (иной точки зрения придерживались, видимо, необразованные или безграмотные), а в 1824 году Павел Пестель решал вопрос «Беларуси».
Очень интересный курс, дополняющий курс «Основы идеологии белорусского государства» (при отсутствии идеологии), вполне достойный внимания РАН, РИСИ и других научных и экспертных организаций, учитывая, что с такой Белоруссией строится Союзное государство.
«Мы сейчас находимся в сердце славянщины. Потому что именно здесь началось то, что мы называем славянскими языками, - это западно-полесские диалекты и западно-полесская культура. Это маточная славянская культура, это доказано лингвистами, археологами и антропологами, - сообщил Марзалюк, выступая в Минске.
- Не Висла и Одер, а Припять и Пина являются первыми реками славянской прародины. И именно отсюда из белорусского Полесья в VI столетии начался натиск славян и на Восток, Запад и в Центр Европы. Поэтому все славянские народы: поляки, чехи, словаки, русские, украинцы и болгары ровно настолько славяне, насколько у них бурлит полесская кровь, сколько у них пинских, брестских, гомельских предков. Это доказанный факт».
На самом деле «факт», о котором сообщил Марзалюк – не факт вовсе, а более чем спорное утверждение с явным душком новой расовой теории, как на Украине.
Если бы могилёвский историк потрудился доказать свой «факт», то учебники истории переписали бы в Белградском, Софийском, Московском, Берлинском и других европейских университетах, а статьи в энциклопедиях не были бы столь обширными в изложении дискуссий и споров с очевидной констатацией отсутствия консенсуса в научном сообществе по тем вопросам, которые якобы решены или «доказаны».
Научное обоснование подменяется директивным насаждением кем-то утверждённой истины в последней инстанции. Никогда в науке истина не устанавливалась приказом ЦК партии, голосованием в подотделе очистки или тому подобными способами. В этом и отличие науки от религии, чего неспособны понять бывшие крепостные, возомнившие себя новой шляхтой.
«Именно тут впервые начали изготавливать первые сковороды и печь абсолютно традиционное славянское блюдо – блины. Полесье - регион Беларуси, который был известен ещё древним грекам. Отец истории Геродот употребил это слово, рассказывая о путешествиях Геракла, он считал, что с Полесья происходят скифы и нервы», - цитирует Марзалюка портал «Медиа-Полесье».
Не только нынешние потомки славных эллинов, но современные литовцы получили прекрасный повод поупражняться в острословии. Марзалюк поведал: «Если говорить о письменной традиции, то всё что мы знаем первоначально о ВКЛ, это благодаря пинской летописи, которая легла в основу Галицко-Волынской летописи. И именно пиняне организовывали новое государственное образование, которое называлось Великое Княжество Литовское, Русское и Жамойтское вместе с князем Войшалком, который опирался на силу пинских дружин. И именно Пинск был сердцем православной культуры, которую топтали в ХVII веке карательные отряды Януша Радивила».
Любопытно, что обосновавшийся в Минске могилёвский историк походя пнул один из современных ревизионистских мифов, с большим трудом продвигаемый Институтом истории НАН Белоруссии, Минкультуры и «другими заинтересованными» - так называемую «радзивилловщину».
Год назад за сомнение в том, что литовско-польская династия князей Радзивиллов является «белорусской» и достойна присутствия на билбордах по всей Белоруссии к пяти годам лишения свободы после 14 месяцев отсидки за решёткой были приговорены три белорусских публициста – Сергей Шиптенко, Юрий Павловец и Дмитрий Алмкин. То есть год назад то, о чём сегодня говорит Марзалюк, Мининформации и Госкомитет судебных экспертиз Белоруссии признавали проявлением экстремизма.
Также следует учесть, что полешуки – особые белорусы, оказавшиеся в составе БССР вынужденно и при каждом удобном случае подчёркивавшие свою особую самоидентификацию и временами демонстрировавшие склонность к политической девиации.
Не случайно в 90-е понадобились усилия по подавлению полесского сепаратизма, замалчиванию пресловутого «полесского языка» и других явлений. Александр Лукашенко периодически публично вспоминает, как он на заре своего президентства «выкосил нацменов» и, при этом, мало кто из смотрящих телевизор понимает, что речь о Полесье.
Изобретение сковороды предками современных белорусов – очень интересная фантазия, отсылающая к давно проговариваемому на неофициальном уровне мифу о «первобытных белорусах». Конечно же, останавливаться на достигнутом не стоит: необходимо заявить как о доказанном факте изобретение колеса на территории современной Белоруссии, отвергнуть несостоятельные притязания некоторых других братских народов на авторство инженерных решений египетских пирамид и поставить, наконец, точку в бесплодных дискуссиях о космогонии.
Свежую струю в дискуссию о происхождении белорусов внезапно внёс руководитель Республиканского центра гематологии и пересадки костного мозга Анатолий Усс.
В интервью президентскому изданию «Советская Белоруссия» он заявил: «Мы всегда находим доноров, в основном в поле доноров Польши или Германии. Интересный факт: когда мы сравнили данные по фенотипу разных стран, оказалось, что белорусы наиболее близки, по понятным причинам, немцам и полякам».
Анатолий Усс заявил не совсем понятные причины фенотипического сходства с немцами и совсем забыл упомянуть о действующей в Белоруссии презумпции согласия на изъятие донорских органов для трансплантации.
Даже если не сравнивать фенотипы курфюрстов с гравюр и портреты славянских князей, а элементарно обратиться к фотографиям с улиц Берлина и Гамбурга, то фенотипическое сходство между современными немцами и белорусами едва ли представляется более очевидным, чем между белорусами и русскими или украинцами.
Евроориентация белорусского гематолога может иметь объяснение, однако с коррекцией на вводную: недавно президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва во время переговоров с Александром Лукашенко заявил о том, зимбабвийцы и белорусы – братья. Белорусский лидер с такой констатацией согласился – видимо, «это доказанный факт», как сказал бы Марзалюк.
Если раньше над заявлениями Александра Лукашенко о существовании «белорусской цивилизации» откровенно смеялись, а решения властей установить памятник «тысячелетию белоруской государственности» выглядели как реализация комплекса неполноценности и административного восторга, то теперь не до шуток. Доктора наук, профессора, членкоры НАНБ и прочие местные «элитарии» из кожи вон лезут, чтобы подставить под эти тезисы наукообразные подпорки.
Дело даже не в том, что делают они эту работу за относительно небольшие деньги, а в том, что они делают эту работу, решительно отвергнув известные ограничители. Многие из них искренне верят, что цель, которой они следуют, оправдывает избранные ими средства. Но как мы видим по опыту Украины, такое дилетантское переписывание истории в угоду очередному политическому моменту чревато иногда и распадом самого государства, отказывающемуся от своей сложившейся в веках исторической идентичности.
Комментарии читателей (0):