Если вы хотите дозвониться в Белый дом, чтобы поздравить президента США Трампа со второй годовщиной «восшествия на престол», то можете даже не пытаться. В лучшем случае вы услышите голос автоответчика. Никаких празднеств в Вашингтоне по этому поводу не запланировано. Да и особой очереди в приемной из тех, кто хотел бы его поблагодарить, не наблюдается.
И дело не только в так называемом «шатдауне» из-за спора Трампа с конгрессом по поводу ассигнований на строительство стены с Мексикой, в результате которого работа правительства практически поставлена на «hold», а значительная часть государственных служащих распущена в отпуск.
За эти два года Трамп сумел испортить отношения со всеми, с кем только можно, да и нельзя. Как внутри страны, так и за рубежом. В ближайшем окружении президента практически не осталось никого даже из наиболее преданных соратников, которые помогали ему в свое время победить на выборах.
Одни ушли, не выдержав тяжелого характера президента, другим пришлось уйти из-за расследования так называемого «русского следа» - пресловутого вмешательства России в предыдущие президентские выборы. Третьи, как, например, госсекретарь Тилерсон и министр обороны Мэттис, подали в отставку, потому что так и не смогли найти общего языка со своенравным президентом.
Достиг апогея перед самым новым годом и его конфликт с конгрессом.
Трамп в любом случае уже войдет в анналы, поскольку никогда еще в американской истории не было такого длительного вынужденного перерыва в работе госучреждений. Весьма своеобразный подарок преподнесла президенту накануне «юбилея» председатель Палаты представителей Нэнси Пелоси, которая отказалась пригласить Трампа в конгресс для традиционного ежегодного президентского обращения к нации.
Президент умудрился поссориться даже с теми, кто по идее близок ему по духу, - представителями «большого бизнеса» Америки. В итоге объявил о роспуске сразу двух важнейших консультативных органов при Белом доме: Совета по промышленному производству и Форума по стратегии и политике, в которые входили руководители крупнейших американских корпораций и банков.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Он даже потерял значительную часть своих прежних сторонников среди избирателей. Его рейтинги, согласно опросам общественного мнения, по сравнению с предшественниками на этом посту, наихудшие за последние 70 лет.
Да и за рубежом вряд ли можно найти хоть одного руководителя государства, который сказал бы, что у него сложились хорошие отношения с американским президентом. Трамп разругался не только со своими ближайшими соседями, но и с главами европейских и азиатских стран, которые традиционно считались главными союзниками Соединенных Штатов. Уже подсчитано, что США сегодня находятся в состоянии войны – пока еще, правда, торговой и словесной, - с каждой десятой страной мира.
Так что в Белом доме сегодня царит далеко не праздничное настроение. Трамп оказался в положении затравленного зверя, окруженного со всех сторон противниками. Одиночество президента на политическом Олимпе Америки наилучшим образом иллюстрирует его же собственный рождественский твит: «Я совсем один (бедный я) в Белом доме, жду, когда демократы вернутся…». Отправив семью на загородную виллу праздновать встречу Нового года, Трамп также в одиночестве встретил в Белом доме и Новый год.
В чем же причина одиночества Трампа и его проблем с теми, кого принято называть «американским истеблишментом».
Главная причина – он сам, причем не только его взрывной характер и завышенное самомнение, что, впрочем, свойственно, многим из тех, кто достигает успеха в бизнесе или политической карьере.
Трампу не могут простить другое. Как бы это странно не звучало, когда речь заходит о руководителе страны, которую привычно считают чуть ли не единственной «великой державой» мира, он – глубоко аполитичен.
Понятия «стратегия» и «тактика» для него хуже китайской грамоты. Он смотрит на расстановку в мире не как традиционный политик, а как финансист, для которого единственным понятным критерием является сведение баланса, дебета с кредитом. И США для него – это не страна, имеющая какие-то глобальные стратегические политические интересы, а гигантская корпорация «USA, Inc.», которая к тому же досталась ему не в самом лучшем состоянии.
А потому себя он видит исключительно в роли некоего «кризисного управляющего», который должен вывести вверенную ему корпорацию из экономического кризиса. Трамп, конечно же, не читал Ленина, но политику он воспринимает исключительно узко как «концентрированное выражение экономики».
Посему все, что делается внутри страны или за ее пределами, должно приносить не эфемерные стратегические или политические дивиденды, а конкретные деньги или способствовать продвижению ее экономических интересов. Соответственно, любые вложения должны окупаться.
Как любой «кризисный управляющий» Трамп, в первую очередь, избавляется от непрофильных, финансово убыточных активов, стремится любыми способами подавить конкурентов, а также пересмотреть те договора и соглашения, которые мешают получать прибыль. Отсюда и проистекает нежелание поддерживать ООН, которая, по словам самого же Трампа, «не оправдывает сделанные в нее инвестиции», угрозы выйти из ВТО, да и вообще попытки пересмотреть всю сложившуюся в прошлом веке международную финансово-экономическую и политическую системы.
Трамп готов отказаться практически от всех «стратегических интересов» США, если их обеспечение требует излишних финансовых расходов. По сообщению газеты «Нью-Йорк таймс», он всерьез рассматривает выход страны из блока НАТО, потому что не понимает, с какого перепуга Америка должна инвестировать в безопасность своих союзников в то время, как они сами не стремятся разделить это финансовое бремя.
А во время своего предновогоднего секретного блиц-визита в Ирак выступил с заявлением, от которого содрогнулась вся традиционалистская Америка. «США, - сказал он, - больше не могут оставаться мировым полицейским. Это нечестно, что бремя целиком лежит на нас. Американские солдаты разбросаны по всему миру. Мы находимся в странах, о которых большинство людей даже не слышало».
Именно поэтому Трамп без колебаний пересматривает отношения с теми странами, которые всегда считались опорой и поддержкой США в тех или иных регионах, а также переписывает список «главных противников» Америки. Он грозит санкциями Европе, которая его интересует исключительно как рынок сбыта американской продукции, и в том числе дорогостоящего сжиженного газа. А на первой место наиболее опасных для США стран выводит Китай, потому как Россия, как бы обидно это для нас не звучало, в ее нынешнем состоянии не представляет экономической угрозы для Америки.
Сам Трамп вполне доволен результатами своей двухлетней деятельности. В одном из недавних интервью он поставил своей работе оценку «пять с плюсом». А в своем очередном твите в эти выходные с присущей ему нескромностью написал, что «не было ни одного президента, который бы сделал больше за первые два года!»
На самом деле все не так однозначно. Санкционная политика, повышение пошлин на ввозимую из того же Китая, например, продукцию достаточно больно ударили по американской промышленности. Из-за роста цена на сталь и алюминий в предкризисном состоянии оказалось американское автомобилестроение.
Стоимость производимых в стране авто довольно резко возросла, а автоконцерны «Дженерал моторс» и «Форд» балансируют на грани банкротства и вынуждены закрывать заводы. Торговая война с Поднебесной привела к разорению тысяч американских фермеров, которые выживали исключительно за счет поставок за океан сои, кукурузы, пшеницы и других продуктов питания.
Пребывающему в полной политической изоляции президенту не удалось выполнить практически ни одного из своих громких предвыборных обещаний, в том числе, по сокращению государственного долга США, который продолжает расти и приблизился уже к рекордной отметке в 22 трлн (!) долларов.
Первый полный финансовый год при Трампе США закончили с крупнейшим за шесть лет бюджетным дефицитом в 779 млрд. долларов. Ведущее международное рейтинговое агентство Moody’s опубликовало недавно прогноз, в соответствии с которым дефицит бюджета США будет расти в 2019 году и дальше, а чистый госдолг в течение десяти лет увеличится с 78 до 100% ВВП.
Трамп искренен в своем желании «снова сделать Америку великой», как это и провозглашал его предвыборный лозунг, вернуть ее былое финансово-экономическое величие. Но пока ему это не очень удается, а экономисты подсчитали, что уже через несколько лет США могут оказаться по объему ВВП на третьем месте в мире после Китая и… Индии. Обидно, конечно, но Россия не входит по прогнозам в пятерку крупнейших.
Но дело в том, что даже в том случае, если бы финансово-экономические показатели страны были в полной норме, а экономика продемонстрировала резкий взлет, все равно демократическая оппозиция и политический бомонд страны не перестали бы считать Трампа «врагом номер один» Америки. Уже своим предвыборным лозунгом, а затем и конкретной политикой он не просто поставил под сомнение, а посягнул на главный постулат, на котором зиждется «национальная идея» Америки – США являются величайшей страной мира, и ее миссия состоит в том, чтобы нести светоч «нового порядка» по всему миру.
Корни идеи об «исключительности» США уходят далеко в прошлое, во времена появления на американском континенте страны, которую в противовес Европе как «Старому света» изначально стали именовать не иначе как «Новым светом». В самих США под нее даже подвели религиозный фундамент, посчитав, что в библейских пророчествах о «Граде на холме» как раз и идет речь об Америке как воплощении истины, единственно верного богоугодного мироустройства.
Эту мысль божественного предназначения Америки развил Томас Пейн, которого не случайно называют «крестным отцом» США. В своем знаменитом памфлете «Здравый смысл» он заявлял, что «дело Америки — дело всего человечества». Пейн ошибочно считал, что только американцы борются за свободу от тирании, и что их миссия состоит в том, чтобы показать дорогу к счастью всем остальным народам. Как мы видим, эта миссия США несет совсем другие смыслы – смерть, уничтожение, разрушение.
Эта удобная мысль об «исключительности» Америки, которая сразу же убивает любую критику и самокритику, сразу легла в основу ее внешнеполитических доктрин, первую из которых сформулировал один из отцов-основателей США Александр Гамильтон в 1787 году незадолго до принятия американской конституции. По его словам, миссия новой нации состоит в том, чтобы создать «великую Американскую Систему, превосходящую объединение всех трансатлантических сил или влияний и способную продиктовать условия отношений между старым и новым миром!»
Хотя далеко не все отцы-основатели были согласны с такой «экстравертностью» США и считали, что, в первую очередь, нужно заниматься развитием внутри страны, но, в конечном итоге, возобладал именно такой подход, который красной нитью прошел сквозь века по всем внешнеполитическим доктринам всех американских президентов.
Каждый американский ребенок с молоком матери впитывает идею о том, что он рожден в стране, обладающей абсолютной «исключительностью». И весь политический и идеологический костяк современной Америки воспитан на том, что США обязаны обеспечивать эту «исключительность» по всему миру любыми средствами, даже вопреки мнению других людей, стран и народов.
Конечно же, Трамп тоже искренне верит в американское превосходство. И все, что он пытается делать, делает, по известному выражению одного из персонажей Ильфа и Петрова, «не корысти ради, а токмо волею», то есть во благо Америки. И когда он говорит о необходимости возрождения величия Америки, то имеет в виду, что прежде, чем пытаться наводить порядок в других странах и на других континентах, необходимо, прежде всего, провести генеральную уборку в собственном доме и добиться восстановления сильно подорванного статуса первой экономики мира.
Но сторонники традиционного консервативного мышления, контролирующие политический курс США, с этим категорически не согласны. «На это я пойтить не могу», - отвечают они ему словами Лелика из фильма «Брильянтовая рука».
Противники Трампа весьма своеобразно отметили вторую годовщину его пребывания у власти. Несмотря на обрушившийся на американскую столицу снегопад, они раздавали на улицах «специальный выпуск» газеты «Вашингтон пост». «Unpresidented», что можно перевести как «Беспрезидентно», гласил аршинными буквами заголовок во всю первую полосу.
В газете сообщалось, что Трамп, не сказав никому не слова, в ночь на 1 мая тайно покинул Белый дом. На его столе в Овальном кабинете нашли салфетку, на которой то ли кровью, то ли красными чернилами было написано, что во всем виноваты подлые Хилари Клинтон и лживые СМИ. По предположениям, он нашел укрытие в… Крыму.
Грязно, подло, но демонократы таковы – они могут себе позволить все, что угодно, и это «демократия», а любая критика в их адрес – это тоталитаризм и попрание норм «свободы слова».
В других заметках рассказывалось о приведении к присяге на освободившееся место вице-президент Пенса, и о том, как американцы и лидеры всего мира празднуют избавление от «ненавистного президента». Напомню, что ночь с 30 апреля на 1 мая известна как Вальпургиева ночь, когда, согласно языческому поверью, ведьмы и прочая нечисть покидают места обитания и слетаются на горные вершины, где проводят время в диких пирах и оргиях.
Вряд ли, конечно, Трамп так легко сдастся и сбежит из Белого дома, хотя угроза того, что он не доживет из-за импичмента до третьей годовщины, над ним нависает вполне реальная. Считая себя истиной в последней инстанции и абсолютно правым во всех подходах к внешней и внутренней политики, он, без сомнения, будет бороться и дальше. Но вести эту борьбу, как и сейчас, ему придется в печальном одиночестве – глубинное государство, как и ранее, реально правит Америкой и отдавать свою губительную власть никому не собирается.
Комментарии читателей (0):