Есть в Соединенных Штатах организация с неброским названием Фонд "Наследие" (The Heritage Fundation). С 1973 года он занимается исследовательской работой в политической области. Вообще подобных контор в Америке немало, но эта выделяется уровнем. С первых дней своего создания "Наследие" работало по запросам американского правительства, Государственного департамента, Пентагона, разведывательного управления минобороны и других силовых ведомств страны.
Своей миссией фонд называет выработку и продвижение консервативно государственной политики, основанной на принципах свободного предпринимательства, ограничения власти правительства, свободы личности, традиционных американских ценностей и сильной национальной обороны.
В заслуги "Наследия" можно отнести формирование идеи "Стратегической оборонной инициативы" для администрации Рейгана и концепции, легшей в основу операции "Буря в пустыне" против Ирака. Часто упоминаемый в интернете и цитируемый ведущими западными СМИ ежегодный "Индекс экономической свободы" тоже их рук дело. В общем, речь идет об организации для формирования американской политики не менее важной, чем аналитическая корпорация RAND.
Так вот, в прессе появился их доклад "Шесть ключевых целей американской политики в Европе на 2019 год" (U.S. Policy in Europe: Six Priorities for 2019). Учитывая уровень конторы, есть все основания ожидать их практической реализации в ближайшее время, а значит имеет смыл уделить документу некоторое внимание.
Аналитики фонда обозначают текущий год как ключевой для всей перспективы американо-европейского взаимодействия. В отличие от прошлых периодов, в 2019 году в Европе ряд выборов, в конечном счете принципиально меняющих весь политический ландшафт. Особое внимание уделяется Греции, Молдове, Польше и Украине. Также говорится, что отделение Великобритании от Евросоюза резко снизит ее ценность для США как союзника за Атлантикой. Все это требует коренного пересмотра американской внешней политики в Европе. Учитывая происходящее ее продолжение в прежнем виде больше невозможно.
В этой связи специалисты "Наследия" обозначают шесть ключевых вопросов, от степени успешности решения которых будет зависеть не только успешность итогов текущего года, но и среднесрочные внешнеполитические перспективы США в целом. При решении Вашингтону следует учитывать три базовых принципа: во-первых, углубление сотрудничества с союзниками для продвижения общих принципов и противодействию агрессии и подрывной деятельности (без уточнения - чьей именно); во-вторых, устранение барьеров для роста общей торговли; в-третьих, выполнение обязательств по совместной обороне, в том числе укрепление сдерживания в Восточной Европе.
Первым из шести важнейших моментов в 2019 год заявляется Brexit, при любом варианте которого Великобритания столкнется с серьезным экономическим кризисом. Он открывает перед США перспективу заключения с Лондоном нового всеобъемлющего торгового соглашения, отменяющего любые тарифы и квоты для США. Вероятнее всего подразумевается идея некоего включения Великобритании в договор USMCA, заменивший прежнее соглашение NAFTA по зоне общей торговли между Мексикой, США и Канадой.
Зачем там нужны британцы не очень понятно. В промышленном отношении им Америке предложить особо нечего. Разве что стать рынком сбыта "американских" товаров. В таком случае Лондону фактически уготовлена роль классической колонии США.
Вторым ключевым вопросом называется критическая необходимость остановить реализацию проекта "Северный поток-2". Авторы прямо говорят, что он является главным стратегическим препятствием захвата Америкой политического доминирования в Европе через организацию критичной зависимости поставок энергоносителей из США.
Так как политические факторы сдерживания к настоящему моменту уже исчерпаны, авторы документа рекомендуют расширить противодействие через организацию любого рода санкций против европейских компаний, участвующих в проекте с Газпромом. В частности упоминаются OMV (Австрия), Engie (Франция), Uniper и Wintershall (Германия), и Royal Dutch Shell (Нидерланды). Инициатором санкций должно стать Министерство энергетики США. Целью воздействия должны стать как сами компании, так и их финансовые вложения, в особенности на территории Соединенных Штатов.
Третьим вопросом видится кардинальное смещение рубежа военного противостояния из Греции, Западной Германии и Дании дальше на восток. Имеется в виду Польша и Прибалтика. При этом рекомендуется рассмотреть вопрос о развертывании в Польше постоянной американской военной базы с дислокацией там значительного контингента американских военных сил. Такой шаг обеспечит серьезные преимущества по сравнению с ротацией по эффективному проецированию силы. Воздушное военное патрулирование неба над Прибалтикой также рекомендуется перевести с совместных сил НАТО на обязанности ВВС США, развернутые на базе в Польше.
Следующим ключевым пунктом называется поддержание активного участия в политических процессах на Балканах. Особенно их западной части. Якобы из-за растущего российского политического вмешательства там сохраняется высокий потенциал возобновления войн религиозного, этнического и культурного характера. Это требует усиления политической активности США по формированию и закреплению западных основ мира, а также включения балканских государств в западные международные механизмы.
В частности, добиться реализации программы безвизового въезда в Хорватию, присоединения Македонии к НАТО, а также предотвращения соглашения между Косово и Сербией об обмене территориями. Последнее особенно забавно так как именно такой шаг действительно способен снизить накал этнического противостояния между Косово и Сербией. Даже если не вспоминать странность правового статуса самого Косово.
Важным нынешний год будет для американской политики на Украине, где весной ожидаются президентские выборы. Примечательно, что аналитики "Наследия" прямо рекомендуют правительству США готовиться налаживать отношения с совершенно новым правительством Украины куда следует отправить нового спецпредставителя. Тем самым прямо указывается на неизбежность поражения Петра Порошенко.
Судя по отсутствию каких-либо иных стратегических целей, включая разрешение конфликта на Донбассе, кукловоды отводят Украине роль простого раздражителя для России, когда такое потребуется Вашингтону. Судьба жителей самой Украины их не интересует совершенно никак. Как, впрочем, не имеет значение и конкретная личность победителя в президентских выборах.
Кто бы им ни оказался, он должен будет продолжать экономические и судебные реформы, а также бороться с коррупцией. Иными словами Украина, как активный фактор, свое в американской стратегической линии отработала. Связь с нею сохраняется лишь по причине факта своего существования. В случае возникновения там любого рода внутренних проблем, включая дезинтеграционные, США просто сбросят актив в мусорку.
Последним пунктом стратегической программы США в Европе обозначается Черное море, в котором произошло масштабное укрепление влияния России после "аннексии Крыма". Это сорвало планы Соединенных Штатов, как говорится в документе, "использовать Крым в качестве платформы для запуска и поддержки военно-морских операций в Восточном Средиземноморье".
Нивелировать проблему предлагается расширением американского морского присутствия в акватории Черного моря. Формально - в рамках Конвенции Монтрё, но, хоть это и не говорится прямо, а только намекается, имеет смысл договориться с партнерами по НАТО, имеющими береговую черту в Черном море, о создании ими соединения "на правах аренды", что позволило бы кораблям США находиться в регионе вне рамок Конвенции.
Из изложенного следуют три фундаментальных вывода.
Во-первых, консервативные фабрики стратегической мысли США явно отстают от фактических мировых реалий и продолжают исходить из абсолютности американского геополитического и военного превосходства.
Во-вторых, хоть и называя себя консервативными, они, по сути, исповедуют либеральное мировосприятие, что входит в мировоззренческий конфликт по меньшей мере с действующей администрацией Америки и интересами существенной части ее бизнеса. Трамп на протяжении своего президентства реализует стратегию закукливания Соединенных Штатов внутри кластера USMCA и даже рассматривает перспективу выхода страны из членства в НАТО.
В-третьих, при всех упомянутых выше проблемах, текущий год тем не менее рассматривается как стратегически ключевой, а значит принципиально важный для будущего США, тем самым подводя к мысли о необходимости и уместности даже решительных действий для достижения заявленных целей. В противном случае контроль над Европой Вашингтон удержать не сможет.
Ну и конечно примечательна констатация "конца Украины". Для нее у американских стратегических кукловодов задач попросту нет. Совсем. Даже тактических. Судя по всему, и на какую-либо существенную помощь Киев тоже может не рассчитывать. Дальше только сам, все сам. Как сумеет. И еще США полностью списали Порошенко. После выборов в их мировосприятии его просто нет.
Комментарии читателей (1):
Консервативные фабрики стратегической мысли САСШ находятся в плену догм своего мировоззрения, которое они, судя по результатам их рекомендаций, преодолеть не сумели в виду отсутствия методологии. Это подтверждается тем, что о пресловутой "американской мечте" перестали даже напоминать. Отсюда вывод: в процессах глобальной значимости в конечном итоге побеждает тот, чьи методология и мировоззрение в наибольшей мере соответствует Объективной Реальности.