Последние несколько лет официальный Минск активно осуществлял поиск нового проекта, который без радикальной политической, социально-экономической, идеологической и кадровой ломки позволил бы, с одной стороны, трансформировать "Белорусский проект - 1994" в "Белорусский проект - 2011" таким образом, чтобы во главе нового проекта осталось прежнее руководство, а с другой, одновременно (с трансформацией власти) продолжить консервацию социально-экономической и общественно-политической жизни в стране.
Механизмом реализации данного проекта стал отказ от создания Союзного государства, разрыв прежних политических и экономических договоренностей с Россией, демонстрация своей лояльности Западу через ряд политических и экономических акций.
Свидетельством "переформатирования" проекта власти является та, с одной стороны, идеологическая неопределенность, а, с другой стороны, внешнеполитическая "многовекторность" (или как говорят недоброжелатели - "противоречивость"), которая последние несколько лет проходит красной нитью через многие действия белорусского руководства.
Происходящие в политической, экономической и общественной жизни Беларуси события позволяют утверждать, что, в силу ряда объективных и субъективных причин, "Белорусский проект - 1994" завершился. Финальной, демонстративно показательной точкой этого проекта стал последний газовый конфликт с Россией. Вместе с тем стоит отметить, что количество противоречий в позициях Москвы и официального Минска за последние два года значительно превысило их количество между Москвой и Киевом с Тбилиси вместе взятыми: регулярные газовые и нефтяные войны, торговые конфликты, серьезнейшие разногласия в области внешней политики - Грузия, "Восточное партнерство", КСОР ОДКБ, события в Киргизии, отношение к фигуре Бакиева. Суть многолетнего конфликта (который, необходимо отметить, начался еще при Владимире Путине, но ни на йоту не изменился после прихода Дмитрия Медведева на пост главы российского государства) между Москвой и официальным Минском в том, что последние годы Москва медленно, но настойчиво переводила отношения с Минском в формат рыночных отношений. Этому было множество причин, но самая главная - отказ официального Минска от выполнения своих союзнических обязательств (политика), и катастрофическая неспособность властей Беларуси обеспечить прибыльность национальной экономической системы в целом (экономика).
Все эти годы Минск упорно и громко сопротивлялся политике сокращения российских дотаций, называл это (полное рыночное равноправие сторон) имперской политикой, но в силу принципиально разного политического и экономического веса стран после очередного громкого скандала вынужден был раз за разом сдавать свои позиции.
В результате на сегодняшний день официальный Минск стоит перед следующей экономической альтернативой: либо вступление в Таможенный союз и игра по одним правилам с Россией и Казахстаном, в результате чего, опять-таки в силу принципиально разного финансово-экономического веса стран, белорусская власть вынуждена будет отдать экономическую власть в стране крупным российским компаниям, что рано или поздно приведет к серьезным изменениям и политического ландшафта республики, либо невхождение в Таможенный союз России и Казахстана, в результате чего руководство республики достаточно быстро, максимум - первый квартал 2011 года, окажется не в состоянии обеспечивать нормальное функционирование финансово-экономической системы, что приведет к дефолту по внешним или внутренним обязательствам и социальному взрыву. Как видно, экономическая альтернатива у официального Минска есть: с каким багажом он войдет в историю.
Однако наличие экономической альтернативы не означает наличие политической: и при первом, и при втором варианте развития событий Беларуси в течение ближайших пяти лет предстоит перейти к другой политической системе. В одном случае это будет происходить эволюционно, через укрепление гражданского общества, партийной системы, демократизацию общественной жизни, постепенный рост свободы СМИ, в другом - революционно. Опять-таки, дело за официальным Минском - какой вариант развития событий он выберет. Тем не менее, это сути вопроса не меняет - власть и система политических отношений в республике после 2010 года претерпят кардинальную реформацию.
Сложившаяся ситуация является серьезным поводом для: а) осмысления основных составляющих "Белорусского проекта - 1994" и причин его завершения; б) анализа выставленных различными политическими силами Беларуси, в том числе и властью, на тендер "проектов"; в) предложения собственного "Белорусского проекта". Тендер объявлен, поэтому если есть что предложить - то надо участвовать.
Основные составляющие "Белорусского проекта - 1994". На эту тему за прошедшие годы не высказывался только ленивый. Конечно, теоретический разбор прошлого имеет значение для построения модели будущего, это важно как самодостаточная задача и т.д. и т.п. Однако сегодня эта тема уже не столько важна, поскольку главный вопрос - это создание образа будущей Беларуси и разработка более действенной политико-управленческой технологии проведения выборов 2011 г., чем технология власти. Тем не менее, мы контурно обрисуем некоторые наиболее значимые, на наш взгляд, составляющие "Белорусского проекта - 1994".
Общая ситуация в стране. Становление Республики Беларусь как независимого государства произошло в результате распада Советского Союза. Ни элита (за исключением представителей Белорусского народного фронта), ни народ не были готовы к такому повороту событий и не желали его - на референдуме 1991 г. более 90% граждан БССР проголосовало за сохранение СССР. После распада Советского Союза белорусская элита, как и элиты других постсоветских государств, столкнулась с необходимостью быстро сформировать государственные институты, самостоятельно определить векторы практической реализации внутренней и внешней политики, приоритеты социально-экономического и общественно-политического развития.
Ключевым моментом "народных ожиданий" в тот период острейшего социально-экономического кризиса, охватившего всю республику, было стремление решить новые незнакомые и сложные проблемы за счет воссоединения бывших союзных республик в единое государство. Политиком, который уловил эту суть народных ожиданий, поднял их на знамя своей предвыборной кампании и предложил российскому руководству, которое быстро ухватилось за эту идею и обеспечило легитимность итогов выборов, т.к. испытывало комплекс вины за распад СССР, стал Александр Лукашенко.
Внутриполитическая составляющая. Во внутренней политике после проведения в 1994 г. президентских выборов ставка была сделана на резкое расширение участия государства как в общественно-политической, так и в социально-экономической жизни страны. Государство было призвано быстро и решительно ликвидировать тот хаос, который воцарился в политической и экономической системе, обеспечить устойчивое политическое развитие и экономический рост страны.
С момента своего прихода к власти Лукашенко сделал ставку на консервацию общественно-политической жизни в стране и исключение из нее любых альтернативных взглядов и крупных фигур. Эта задача была достигнута за счет: а) вытеснения из системной политики оппозиционных общественных объединений и партий; б) монополизации печатных и, что особенно важно, электронных СМИ; в) создания мощного репрессивного аппарата подавления инакомыслия в стране; г) лишения системных источников финансирования оппозиции внутри страны; д) недопущения появления в правящей группировке любой более-менее заметной и политически самостоятельной фигуры.
В результате этих достаточно жестко и системно проведенных в жизнь действий оппозиция оказалась вытесненной на обочину, даже за обочину общественно-политической жизни в стране. Попытки оппозиции уличными акциями расшатать ситуацию внутри государства, со временем перестали вызывать у подавляющего большинства его граждан что-либо, кроме раздражения.
Оппозиция, с одной стороны, переоценила "народ", придав ему дополнительные функции по охране исторической памяти, языка, национальной идентичности и т.д., с другой, она его недооценила - в той чрезвычайно непростой политической и экономической ситуации, которая была в республике в 1991-2000 годах, большинство граждан Беларуси предпочли работать и зарабатывать на жизнь и семью, а не шататься с флагами по улицам, т.е., с их точки зрения, заниматься непонятно чем.
Оппозиция оторвана от народа в плане того, что не учитывает характер тех проблем, с которыми сталкивается большинство граждан страны: они носят не глобально-революционный характер, а повседневный. Это - питание, воспитание детей, содержание семьи, покупка вещей, школа, машина, дача и т.д.
В результате сложных внутриполитических процессов 1994-1998 гг., власть была сконцентрирована в одном месте. Одновременно была создана жесткая исполнительная вертикаль, наличие которой позволяло ставить и решать задачи из одного центра. И все эти годы данная модель успешно функционировала. И если бы не решение российского руководства прекратить дотирование белорусской политической модели, то она бы в таком режиме функционировала еще долго. Оппозиция также бы долго ходила по улицам, а ее лидеры ездили за границу плакаться о "засильи рэжыму".
За период 1994-2006 гг. в условиях серьезного внешнеполитического давления за счет серьезной политической и, прежде всего, экономической поддержки России руководству страны удалось реализовать "белорусскую модель" политического и экономического устройства государства. Эта модель принесла свои плоды: Беларусь смогла сохранить политическую и социальную стабильность, избежать эксцессов так называемых "цветных революций", выйти из экономического пике и продемонстрировать хорошие темпы роста. Тем не менее, в настоящее время белорусская политическая система чрезвычайно уязвима, т.к. держится исключительно на авторитете фигуры президента и его поддержке силовыми структурами: партии слабы, парламент и правительство не воспринимаются гражданами как самостоятельные политический и экономический центры. За прошедшее с 1994 г. время руководство страны не предприняло никаких действий по созданию сложной, но устойчивой политической системы, что гарантировало бы страну от потери управляемости.
В настоящее время, во многом "благодаря" разводу с Россией, страна потеряла былую управляемость. Власть перестала быть монолитной командой, разборки наиболее приближенных к первому лицу кланов сотрясают страну и номенклатуру. Налицо идеологический кризис проекта - 1994: идея построения союзного с Россией государства сдана за ненадобностью в утиль, народ и номенклатура в недоумении, провозглашена идея независимости. Однако, насколько эта идея конкурентоспособна? На наш взгляд, на фоне подъема России, укрепления ее авторитета в мире, возвращения на былые позиции, роста благосостояния ее граждан, граждане Беларуси не поддержат ни вариант осажденной Брестской крепости, ни вариант "Восточного форпоста" Запада.
По сути дела, в результате непродуманных действий руководства Беларуси по разрыву уже достигнутых договоренностей с руководством России, в настоящее время страна вновь, как и в 1991 г., оказалась перед выбором пути развития, а политическое руководство страны у разбитого корыта союзной интеграции.
Продолжение следует...
Комментарии читателей (0):