С точки зрения нормального человека, когда между двумя людьми возникает некий конфликт, то они садятся за стол и спокойно обсуждают спорные вопросы, чтобы найти компромисс. Но этот идеальный сценарий, к сожалению, не всегда реализовывается, поскольку не учитывает фактор так называемой «женской логики». Сразу приношу свои извинения дамам, но не я придумал этот термин, так что давайте воспринимать его как некую аллегорию.
В чем она выражается, хорошо известно. На бытовом уровне эту логику можно проиллюстрировать вот таким монологом: «Мне надоело, что ты разбрасываешь свои грязные носки по всей квартире. Даю тебе шесть дней. А иначе – развод».
Диалога «женская логика» не предусматривает, поэтому робкие попытки заявить, что и у другой стороны есть претензии, просто повисают в воздухе. В обычной жизни она в худшем случае может привести к разрушению семьи, но когда ей руководствуются политические деятели, то последствия могут быть гораздо страшнее.
Извините за это «лирическое» отступление, но именно такие мысли пришли в голову, когда прочитал заявление госсекретаря США Майкла Помпео, сообщившего во вторник, что США приостановят свои обязательства по договору о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), если Россия в течение 60 дней не вернется к его исполнению. Тем самым он положил конец некоторой неопределенности, которая возникла в октябре прошлого года после того, как президент США Трамп, как всегда по-школярски, в подростковой манере и стилистике через Twitter проинформировал человечество о намерениях выйти из этого договора.
Внешняя политика США уже давно славилась «женской логикой», но, пожалуй, никогда прежде она столь очевидно не доминировала во всех подходах Белого дома к решению тех или иных вопросов межгосударственных отношений. Сам Трамп может истерично менять свои решения не то, что в течение недели, а подчас и дня, а то и часа. А сколько ультиматумов он поставил другим государствам за время своего правления, уже даже и не пересчитать.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И вот теперь от его имени Помпео сделал очередное «триста шестьдесят пятое» и последнее предупреждение России. О том, что у обеих стран давно уже были взаимные претензии друг к другу по вопросам соблюдения ДРСМД, ни для кого не является секретом. Но в таких случаях, возвращаясь к исходной предпосылке, нужно было бы сесть за стол переговоров и обсудить возникшие разногласия, чтобы придти к реальному, а не одностороннему компромиссу, когда таковым считается безоговорочное принятие другой стороной позиции первой. Такова еще одна особенность той самой «женской логики».
Это вполне можно было сделать, тем более что ДРМСД предусматривает подобный механизм в рамках Специальной контрольной комиссии, последнее заседание которой состоялось в декабре 2017 года. И ее участники подтвердили тогда необходимость укрепления договора. А еще лучше, чтобы эти противоречия обсудили напрямую лидеры двух супердержав. Но, как наглядно показали события прошлой недели, Трамп сейчас под различными предлогами избегает подобной полномасштабной встречи с Путиным, предпочитая лишь мимоходом перемолвится с ним парой слов (и когда только наши официальные лица и коллеги-журналисты перестанут использовать идиотское выражение «на ногах»!).
Формально причиной для выхода из договора Вашингтоном называется новейшая российская крылатая ракета 9М729 «Новатор», испытание которой было проведено Россией на полигоне Капустин Яр в 2016 году. Но список российских вопросов к США куда более обширен. Речь идет об американских комплексах наземной европейской ПРО «Aegis Ashore», созданной на основе корабельного комплекса. А у ракеты пусковой установки двойного назначения MK-41, размещенных в Румынии и Польше, надо лишь заменить боеголовку, чтобы превратить ее в баллистическую ударную ракету.
Вызывает вопросы и использование США при испытаниях средств ПРО ракет-мишеней (Нera, LRALT и MRT), сходных по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности. По сути дела, под видом этих пусков проходит отработка технологий производства и применения ракет запрещенной дальности. В этот список можно включить и ударные беспилотные летательные аппараты MQ-1 «Predator» и MQ-9 «Reaper» с дальностью полета более 1000 км.
Так что ясно, что США уже давно готовились к выходу из договора. Более того, недавно достоянием гласности стал секретный доклад Пентагона, который был подготовлен аж в 2013-го году. В нем перечислялись возможные системы вооружений, которые США могут быстро развернуть после выхода из Договора. Среди них:
- модификация имеющихся систем в сторону увеличения дальности;
- крылатые ракеты передового сухопутного базирования, то есть вновь сделать наземный "Томагавк";
- баллистические ракеты промежуточной дальности передового базирования;
- ракеты промежуточной дальности передового сухопутного базирования с боевыми блоками изменяемой траектории (Trajectory Shaping Vehicle, TSV).
Стало известно и о двух новых «экзотических» проектах, находящихся в стадии разработки, - «пушке» с дальнобойностью в тысячу километров и так называемом «армейском гиперзвуковом глайдере». В военном бюджете США на нынешний 2018 год на разработку подобных систем уже была выделена вполне кругленькая сумма.
Формально ДРСМД может расторгнуть только Сенат США, который его, собственно, и ратифицировал. Но, учитывая тот факт, что в верхней палате сейчас абсолютное большинство имеют представители правящей республиканской партии, которые к тому же не отличаются трезвомыслием, то понятно, что «инициатива» Белого дома по разрыву договора, скорее всего, будет поддержана.
Вряд ли реалистично ожидать, что за эти 60 дней Россия и США смогут о чем-то договориться, потому что, по меткому выражению Ильфа и Петрова, «согласие есть продукт при полном непротивлении сторон». А «женская логика» Трампа и его сподвижников, исходящих из презумпции «я всегда права», подобного подхода не предусматривает. Не случайно генсек НАТО Йенс Столтенберг уже заявил, что «мы должны готовиться к миру без этого договора».
«Женская логика» страшна отсутствием логики. Дело в том, что в Вашингтоне не скрывают, что, в общем-то, Россия тут совершенно не при чем, а все дело в Китае, значительную часть ядерного потенциала которого составляют именно ракеты средней и малой дальности. Но при этом ДРСМД связывает США по рукам и ногами и не дает им возможности ответить Поднебесной соответствующим образом.
Парадокс в том, что такие китайские ракеты на самом деле не несут никакой угрозы для самих США – до их территории они просто не долетят. Но с точки зрения логики по-вашингтонски это не имеет никакого значения. Помните, как у Высоцкого в песне про цирк, «я, Вась, такую же хочу!» Ведь Белый дом так волнует безопасность Японии и их других «союзников» в регионе! Просто ночами там не спят, думают, за них, бедных, волнуются.
Сейчас, естественно, встает вопрос: а что будет дальше? На самом деле это пока еще уравнение со многими неизвестными. Аналитики гадают, в каком регионе в первую очередь будут размещены новые американские ракетные системы – в тихоокеанском или в европейском, а, может, и там, и там. Не думаю, однако, что, учитывая общий курс США и НАТО на создание плотного военного кольца вокруг России, Вашингтон избежит соблазна разместить ядерные системы средней и меньшей дальности поближе к российским границам, что он, собственно, исподволь уже и делает.
Именно это вызвало явную обеспокоенность Европы. «Старушка» на этот раз смотрит на проблему вполне разумно. В Европе понимают, что им в случае военного конфликта между США и Россией не удастся, комфортно рассевшись в креслах, просто наблюдать, как над их головами пролетают межконтинентальные стратегические ракеты. Теперь те страны, на территории которых могут быть размещены такие американские системы, станут в случае конфликта первоочередной мишенью для российского удара.
Евросоюз буквально на следующий день после первоначального объявления Трампом о своих намерениях выйти из ДРСМД призвал США задуматься о возможных последствиях для их безопасности и безопасности союзников в случае выхода из этого договора. «Миру не нужна новая гонка вооружений, которая не будет выгодна никому и принесет всем еще больше нестабильности", - говорилось в заявлении официального представителя внешнеполитической службы ЕС.
Не будем скрывать, что ДРСМД с первого дня своего существования далеко не у всех в России вызывал одобрение. По мнению критиков, этот договор, подписанный в 1987 году Горбачевым во время официального визита в Вашингтон без согласования с политическим и военным руководством страны, стал еще одним его «подарком» Западу, ослаблял военные возможности России и содержал слишком много односторонних уступок.
По этому договору нашей стороне пришлось уничтожить гораздо больше ракет и пусковых установок, чем США. И сегодня реакция на американский ультиматум в стране весьма неоднозначна. Некоторые в лучшем духе пост-советского «шапкозакидательства» заявляют, что ничего страшного в отказе от договора нет. Более того, что это, якобы, даже выгодно России, поскольку предоставляет возможность дать ответ на новые угрозы со стороны НАТО путем быстрого развертывания ракетных систем средней и малой дальности.
Безусловно, России придется это сделать, если США все же выкинут в помойку ДРСМД. Как заявил начальник Генштаба ВС РФ, генерал армии Валерий Герасимов, шаги Вашингтона не останутся без ответа и Россия предпринимает все необходимые ответные меры для обеспечения военной безопасности. А президент Путин в среду прямо сказал, что России, конечно же, придется тогда взять на вооружение ракеты средней и меньшей дальности.
Даже по жизни ультиматумы – это как-то совсем не по-мужски. Нынешние вашингтонские руководители, видимо, плохо знают историю и забывают, что любой ультиматум ведет к росту напряженности, а в конечном итоге и к войне, причем в любой ее форме – холодной или «горячей». А такая война при наличии у обеих сторон ядерного оружия может привести лишь к одному исходу – полному уничтожению жизни на Земле.
Надеюсь, что хоть это в Вашингтоне понимают. Тщетной является и надежда на то, чтобы втянуть Россию в так называемую «войну на истощение». В отличие от Белого дома в Кремле историю хорошо знают и помнят, что мы это уже проходили. И, судя по заявлениям российских руководителей, такого исхода не допустят.
Как известно, «женская логика» всегда подразумевает глубинный подтекст. А он в данном случае состоит в том, что, по общему мнению обозревателей, выход из ДРСМД расчищает дорогу к следующему шагу США – отказу от продления договора о стратегических наступательных вооружениях. Другой основополагающий договор – об ограничении систем противоракетной обороны – США разорвали в одностороннем порядке еще в 2002 году. Тем самым будет окончательно разрушена вся, пусть и хрупкая, но все же система обеспечения мировой безопасности. К чему это приведет понятно любому – теперь уже ни у кого не будет никакой гарантии, что он проснется утром.
Подлетное время ракеты, скажем, с территории Польши всего несколько минут. Даже «Отче наш» не успеем прочитать. А от того, что тот, кто нажмет там кнопку первым, попадет в ад, а мы в рай, мне лично, совсем не легче. Но это, конечно, с точки зрения нормальной общечеловеческой логики, а не той, извращенной, которой руководствуются нынешние обитатели Белого дома и Фогги Боттом. «Туманное дно», кто забыл, - это прозвище здания госдепартамента США. Вот уж воистину – напустили столько тумана, что теперь даже трудно понять, как найти из него выход к свету. А все потому, что не той логикой руководствуются, господа!
Комментарии читателей (0):