Казалось бы, простой вопрос: что такое совесть? Любой человек знает, что совесть – это… такое особое чувство, которое подсказывает, в каком случае человек поступает правильно, а в каком – нет. И почти каждый уверен, что совесть у всех людей разная, то есть по-разному люди чувствуют правоту или неправоту своих поступков. Это мнение настолько укоренилось в обыденном сознании, что кажется единственно верным. Так ли это?
Допустим, что так. Пусть совесть – это особое чувство, выполняющее функцию нравственного мерила наших поступков. Добавим к поступкам еще наши мысли, намерения, мечты, чувства, слова. Они, ведь, тоже могут подвергаться нравственной оценке.
А теперь задумаемся, с чем наша совесть сопоставляет все это, что является эталоном? И вот тут мы обнаружим, что каждый человек имеет свой эталон, точнее – свой набор эталонов. И эти эталоны действительно отличаются у разных людей. Различия могут быть небольшими, а могут быть и значительными. От человека зависит, какие эталоны он использует для самооценки и оценки действий других людей. Эти эталоны вырабатываются в процессе воспитания, образования, самообразования, в процессе накопления культурного багажа и жизненного опыта; они зависят от традиций семейных, национальных, региональных, религиозных, профессиональных и т.п.
В рамках такого подхода утверждения об индивидуальном характере совести представляются вполне обоснованными.
Зададимся, однако, вопросом: существует ли некий абсолютный эталон, с которым каждый человек мог бы сопоставлять явления своей внешней и внутренней жизни, эталон объединяющий всех людей, дающий им общий ориентир? Любой верующий человек скажет, что таким эталоном является только Бог, поскольку только Он без изъяна, без греха, только Он абсолютен и совершенен во всех отношениях, только Он есть чистый дух, только Он есть, по сути Своей, Любовь, Истина и Благо. Другого такого эталона не сыскать. А что ответят на это люди неверующие? Разное.
И здесь уместно спросить: есть ли какая-то основа, на которой можно было бы объединить взгляды на совесть людей верующих и далеких от религии? Позволим себе утверждать, что есть.
Чтобы обосновать такой ответ, необходимо обратиться к вопросу о том, как устроены мир и человек. Разумеется, научный и религиозный взгляд на этот вопрос отличаются. Хотя по мере развития науки, научные представления о мироздании и человеке все более приближаются к религиозным, прежде всего, христианским. Тому есть масса подтверждений, появляющихся все чаще на протяжении последних столетий в виде работ и взглядов выдающихся представителей науки от Исаака Ньютона и Михаила Ломоносова до Альберта Эйнштейна и Стивена Хокинга.
Так, согласно одной из современных моделей происхождения Вселенной, она могла возникнуть с наблюдаемыми уникальными свойствами, обеспечивающими существование жизни, в результате того, что такие свойства были заданы «свыше», то есть определены Богом. Вторая модель предполагает существование бесконечного количества вселенных, являющихся параллельными мирами, в одном из которых реализованы наблюдаемые нами уникальные свойства.
Такая модель, называемая моделью Мультивселенной, фактически снимает вопрос об уникальности свойств нашей Вселенной, указывая на случайный, но вероятный при бесконечном количестве вселенных, характер возникновения единственно необходимого для возникновения жизни сочетания свойств нашей Вселенной. Выбор между этими двумя моделями не очевиден, он еще не сделан. Эти научные гипотезы летом 2018 года были изложены в прочитанной в Физическом институте РАН лекции Бернарда Карра, друга и ученика Стивена Хокинга, увы, недавно умершего, которого считают Эйнштейном наших дней. Таков лишь один из последних примеров сближения научной и религиозной картины мира.
Что же касается христианского понимания устройства мира и человека, то оно давно известно, будучи изложенным в Библии, в том числе в книге Бытия. Вкратце христианская концепция сводится к следующему.
Согласно книги Бытия, Бог создал видимый нами мир и человека, как венец Своего творения. Человека Он создал по образу и подобию Своему. Сам же Творец имеет главными Своими свойствами Любовь, Истину, Благо, то есть Добро. Значит и человек сотворен обладающим такими же свойствами.
А еще между человеком и его Творцом существует не только подобие, но и связь, которая всегда есть между Отцом и Его чадом. Только связь эта не такая непосредственная и живая, какой она была между первыми двумя людьми и Богом до изгнания наших прародителей из места их первоначального обитания. Но она есть, и ее проявлением является совесть, сигнализирующая каждому человеку о том, что он делает в соответствии со своей природой, а что в нарушение этой природы, данной Богом.
И наличие совести не зависит от того, является ли человек верующим или нет, пытается ли он укрепить свою связь с Творцом в молитве, размышлениях и Таинствах или живет по им самим установленным правилам. Словом, механизм этой связи с Богом, называемый совестью, универсален и проявляется у каждого, ибо составляет важную часть природы человека.
Таким образом, человек призван следовать своей природе, своему естеству, определенному Творцом, а именно: жить по закону любви, истины и добра. При этом человек унаследовал и другие свойства своего Творца. Человек тоже творец и, будучи таковым, он свободен, и свобода его никем не ограничена, даже Богом.
Человек может, в частности, следовать своей природе и жить по закону любви, истины и добра, а может в той или иной мере уклониться от этого естественного для себя закона, вплоть до его полного отрицания, вплоть до жизни по закону ненависти, лжи и зла. Правда, такое уклонение имеет неизбежный печальный итог – человек перестает соответствовать замыслу Творца о нем и утрачивает свою подлинную натуру, становится анти-человеком, нелюдем.
А что влечет за собой уклонение от своего естества? Разрушение. Человек разрушается подобно тому, как рано или поздно разрушается здание, эксплуатируемое или перестроенное с нарушением строительных норм и правил.
После утраты прямой и непосредственной связи со своим Творцом человек и так уже обрел весьма неприятные свойства, которые поначалу не имел, – страстность, то есть способность бездумно следовать своим желаниям, противоречащим собственной природе, или, выражаясь термином, принятым в православии, удобопреклонность ко греху; тленность, то есть подверженность болезням, подтачивающим, ослабляющим тело и душу; наконец, смертность, то есть неспособность к вечной жизни, которая изначально предполагалась для творения, созданного по образу и подобию своего Творца.
Вследствие этих трех свойств, обретенных человеком после изгнания из места прямого общения с Творцом, называемого раем, человек вынужден жить в борьбе со своими страстями, следствием которых является уклонение от собственной природы, и болезнями, имея печальную перспективу конечности своего непродолжительного земного бытия. А еще с необходимостью человеку нужно добывать себе все, потребное для жизни. Самому. Хотя изначально человеку все давалось из нескончаемого изобильного источника благ. Даром, безмездно. Словом, человек оказался в очень трудной жизненной ситуации.
И вот, в этой трудной ситуации у человека есть два пути: следовать своей природе, бороться со своими страстями и тем самым сокращать и уменьшать препятствия в своей жизни, приближаясь к замыслу Творца о себе и к гармонии с Тем, Кто создал человека и весь окружающий мир, к гармонии с этим миром, или уклоняться от своей природы, предаваться страстям и порокам, удаляться от своего Творца и вступать в конфликт с Его миром. Третьего не дано.
Исходя из такого понимания устройства мира, цель жизни человека не изменение мира, который создан не человеком, ему не принадлежит и по большому счету не подвластен. Естественной главной целью человека является стремление жить в соответствии со своей подлинной природой, приближаясь в меру сил и даже сверх сил к тому замыслу, который имеет о каждом человеке его Творец, совершенствуя в себе свойства, уподобляющие его Творцу. В православии такая главная цель называется обожением.
Это не отменяет необходимости заботиться о пропитании и о других естественных потребностях, трудом добывая все необходимое, но не более необходимого, используя многочисленные природные блага, познавая мир и его свойства и разумно применяя свои знания так, чтобы не навредить себе и миру, в котором обитаешь.
Мир и человек связаны неразрывно и гораздо теснее, чем это кажется на первый взгляд. Они нераздельны по своей природе. Только очень ограниченный ум может полагать, что человек сам по себе, а мир отдельно. Мы кое-что уже сказали об устройстве этого неразрывного единства. Но есть еще некоторые существенные моменты, которые нужно знать и учитывать.
Мы живем в материальном, видимом мире, в реальности, где есть пространство и время. Но это лишь одна сторона медали, доступная нам в той или иной мере для восприятия органами чувств. Есть и другая, сотворенная тем же Творцом. Это мир духовный, невидимый для обычного человека, не имеющий ни пространственного, ни временного измерения и все же не менее реальный, чем наш материальный мир. Скорее даже более реальный и, несомненно, более важный. Мир духовный вместо привычного нам простанства-времени пребывает в состоянии вечности.
Вечность можно условно уподобить такому состоянию пространства, когда любой бесконечно удаленный объект одинаково и мгновенно доступен, как и место нахождения наблюдателя, и такому состоянию времени, когда текущий момент времени существует одновременно с бесконечно удаленным моментом в прошлом или будущем. Правда, понятия пространства, места, удаленности, времени, прошлого и будущего к миру духовному в сущности не применимы и используются здесь лишь по аналогии с тем, что известно и привычно нам, живущим в мире материальном.
Граница между этими двумя очень разными мирами все же условна и проницаема с обеих сторон при определенных обстоятельствах. По большому счету мир, сотворенный Богом, неделим. И материальный, и духовный мир – части единого универсального целого, не только созданного, но и удерживаемого от распада Единым Творцом – Вседержителем.
Необходимо отметить еще одно важное обстоятельство. Мир материальный – преходящ, мир духовный – вечен. И уже только поэтому существует иерархия ценностей: духовное несравненно выше, ценнее материального. Для такого утверждения есть и другие основания, но сейчас мы не будем их касаться. Эта закономерность универсальна, она действует на всех уровнях мироздания, включая и самого человека. Без понимания этой закономерности нельзя решить ни одной серьезной задачи.
В известном смысле человек существует как бы в двух реальностях и принадлежит этим двум мирам. Как это возможно? Как мы знаем, человек – венец творения, и ему дарованы свойства быть подобным своему Творцу и быть способным общаться со своим Творцом. Бог-Творец есть чистый дух, и он одарил Свое творение способностью быть не только живым материальным телом, но и живым духом. Именно это фундаментальное свойство человеческой натуры – одновременная принадлежность к миру материальному и миру духовному – и обеспечивает человеку связь со своим Творцом на протяжении земной жизни и после нее.
Православие утверждает, что человек состоит из тела, души и духа. Эти три основные составные части человека характеризуются следующим: тело – это материальная оболочка человека, позволяющая ему жить и действовать в материальном мире; душа, пребывающая при жизни человека в его теле и тесно связанная с ним, но принадлежащая по своей сущности миру духовному, вмещает разум, рассудок, память, волю, чувства человека – все, что составляет личность человека; дух – это высшая часть души, которая обращена к Богу, связана с Ним и позволяет человеку общаться со своим Творцом.
Ввиду того, что дух – это высшая часть души, нередко рассматривают человека только как единство души и тела, не вычленяя отдельно дух. В дальнейшем мы тоже будем там, где это возможно и не вредит смыслу, ссылаться на такую двухсоставную структуру.
Трехсоставная структура человека – дух-душа-тело – не только дает человеку возможность общения с Богом – Источником Любви, Истины и Блага, Источником всякой Жизни, но и обеспечивает человеку возможность существования в мире духовном, правда, после смерти тела, но не души, которая обладает возможностью быть бессмертной, то есть существовать в вечности.
Дух, душа и тело, составляя неразрывное триединство человека при его жизни в мире материальном, находятся во взаимодействии, характер которого определяет основные свойства человека.
Человек, у которого дух управляет душой и телом, будет устремлен к Богу, к своему Творцу, к совершенствованию себя в соответствии со своей подлинной природой, установленной Творцом, к обожению, к приспособлению себя к жизни в мире материальном по закону любви, истины и добра, к приспособлению себя к жизни по тому же закону в мире духовном, в вечности. Такого человека можно назвать человеком духовным.
Человек, у которого душа преобладает над духом и телом, будет, существуя в мире материальном, опираться в большей степени на основные стороны своей души – разум, рассудок, память, волю, чувства, увы, далекие от совершенства. Его связь с Творцом будет слабее, а жизнь в мире материальном будет в значительной мере зависеть от свойств его разума, рассудка, памяти, воли и чувств.
Будет ли он стремиться жить по закону любви, истины и добра, а если будет, то насколько последовательно и успешно будет реализовываться это стремление, – большой вопрос. У такого человека будет высока вероятность возобладания, например, чувств над разумом, в том числе иногда чувств недобрых. Такого человека можно назвать человеком душевным. По всей видимости, большинство людей относится именно к этому типу.
Человек, у которого тело стоит над душой и духом, будет жить в основном потребностями своего тела, которые называют «естественными», хотя степень их естественности часто очень сомнительна. Его связь с Творцом будет настолько слабой и для него жизнь в материальном мире по закону любви, истины и добра будет настолько непривлекательной и даже непонятной, что в пределе такой человек может потерять всякий человеческий облик и опуститься до состояния просто скотского и даже зверского. Такого человека можно назвать человеком телесным.
Разумеется, всякий реальный человек не может быть исключительно духовным или душевным или телесным. В каждом есть качества всех трех состояний. Вопрос в пропорциях. Но истинной природе человека соответствует именно человек духовный. В этом замысел Творца о каждом из нас.
Мир и человек устроены в главном именно так. Всякое отрицание такого мироустройства – тупик. То, что мироздание устроено именно так не зависит от нашего признания или отрицания.
Творцу известны свойства Его мира. Неплохо было бы и нам воспринять и учитывать эти фундаментальные свойства. Для своей же пользы.
Так что же такое совесть человека?
Если исходить из христианского, более того – православного взгляда на устройство мира и человека, с которым все более сближаются научные концепции, описывающие мир и человека, то можно дать следующее определение.
Совесть – это механизм, обеспечивающий связь человека с Творцом мира, с Богом-Вседержителем. Этот механизм является частью Богоданной природы человека, заложенной в человека при сотворении мира. Этот механизм неразделен с человеком, с его душой, с его духом. Этот механизм неуничтожим и вечен, как вечна человеческая душа.
Существование этого механизма в каждом конкретном человеке не зависит от того верит этот человек в Бога или нет.
Такое понимание совести снимает вопрос об эталоне, с которым человек сравнивает события своей внешней и внутренней жизни. Очевидно, что таким эталоном является Бог. Через механизм совести душа человека получает сигналы о соответствии или несоответствии совершаемых им внешних или внутренних действий его собственной Богоподобной природе. Но каждый человек воспринимает и использует эти сигналы по-своему. Кто-то следует этим сигналам, учитывает их, выправляет свою жизнь в соответствии с ними и тем самым идет путем обожения.
Кто-то старается их не замечать, игнорирует их и идет путем прямо противоположным, путем, противным своей природе. Эти два крайних способа использования механизма совести в реальном человеке сочетаются в той или иной пропорции, уподобляя его либо человеку духовному, либо человеку душевному, либо человеку телесному в зависимости от того, какая из частей триединой структуры человека – дух-душа-тело – в нем главенствует.
Таким образом, совесть у всех людей одинакова, ибо является универсальным механизмом связи с Творцом, «зашитым» в природу каждого человека. А вот использование этого универсального механизма, точнее – использование сигналов, поступающих от Творца, индивидуально и может варьироваться в широких пределах в зависимости от состояния души и особенно духа человека.
Какой же из этого практический вывод?
Игнорировать сигналы совести – все равно, что игнорировать правила дорожного движения: рано или поздно результат наступит, и он будет очень печальным.
Только очень неразумные дети отмораживают уши назло бабушке. Только очень неразумные люди игнорируют свою природу и сигналы, поступающие через механизм совести от Того, Кто есть Любовь, Истина и Благо и другим быть не может.
И еще. Мы установили, что использование сигналов совести позволяет человеку идти путем обожения, то есть путем приобретения таких свойств натуры, которые приближают человека к образцу, по которому он был сотворен, – к Богу. Эти качества в православии принято называть добродетелями.
Они общеизвестны – это любовь к своей Родине и готовность служить ей всеми своими силами, защищать ее, если потребуется, то жертвуя своей жизнью, верность славным традициям своего Отечества, иначе говоря – патриотизм; это верность своему долгу – гражданскому, семейному, профессиональному, религиозному, любому другому, это честность, честь и достоинство, верность данному слову; это трудолюбие, умение добросовестно трудиться не столько ради дохода, сколько ради результата, нужного людям; это справедливость, готовность отстаивать правду, следовать истине, а не корысти, не стремлению к славе, к удовольствиям, к власти; это терпение и терпимость, скромность, великодушие, смирение; это любовь к ближнему, которая имеет множество форм выражения, включая сострадание, милосердие, благотворительность, в том числе заботу о стариках, детях, больных, одиноких, нуждающихся, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах, способность любить вплоть до самопожертвования.
Можно назвать еще немало добродетелей, но все их объединяет то, что эти качества соответствуют подлинной человеческой природе, данной Творцом. Именно эти качества позволяют человеку жить по главному закону – закону любви, истины и добра.
Вряд ли найдутся люди, которые не хотят жить в условиях, когда их любят, когда их не обманывают, когда им творят добро. Если и найдутся такие, то это уже нелюди. А раз человеку естественно жить по этому главному закону, раз человек к этому естественным образом стремится, то почему бы нам всем вместе не объявить, что мы хотим и будем жить так. Или, по крайней мере, будем стремиться жить так в нашей стране, в нашем обществе, в нашем государстве.
А если это наша общая главная цель и путь к ней лежит через использование природного механизма совести, имеющегося у каждого человека, то почему бы не сформулировать нашу национальную идею соответствующим образом. Как? Очень просто: наша национальная идея – жить по совести.
И тогда постепенно наша жизнь начнет выправляться, начнет обретать новый смысл и новое качество: мы начнем жить лучше. Все вместе.
Комментарии читателей (7):
Человек верит в Бога, а другой верит Богу. Разницу автор не понял и статья написана с позиций того, кто "верит в Бога". Поэтому обсуждать ее с позиций тех, кто верит Богу нет смысла. Но напомнить следующий диалог целесообразно:
"Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил:
— Здравствуй! во Христа веруешь?
— Верую! — отвечал приходивший.
— И в Троицу Святую веруешь?
— Верую!
И в церковь ходишь?
— Хожу.
— А ну, перекрестись!
Пришедший крестился.
— Ну, хорошо, — отвечал кошевой, — ступай же в который сам знаешь курень.
Этим оканчивалась вся церемония"
"Тарас Бульба" Н.В.Гоголь
После чего пришедший "ступал в который сам знал курень" со всеми вытекающими до настоящего времени
Сам-то Mstislav к какой категории людей относится?
Все просто: человек верит в Бога, Который где-то там есть и живет человек, как сам пожелает.
А тот, кто верит Богу со всей очевидностью доверяет Богу свою жизнь, вступая с Ним в диалог различными способами, в том числе и через молитву.
Разница была подмечена давно: "Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времен не можете" (Блж. Феофилакт Болгарский Ст. 2-3). Из чего следует, что верующие в Бога различают материально, а духовного в силу того, что не верят Богу различить не могут.
Вот - вот, пора задуматься и различать не только "лицо неба", но "знамения времен"(Блж. Феофилакт Болгарский Ст. 2-3). Успехов
С одной стороны, красоваться особенно нечем, с другой необходимости нет
"Статья хороша тем, что автор говорит доходчиво для каждой категории читателей"
Т.е. нио чем, т.к. у "каждой категории читателей" могут быть противоположные мнения и различные понятия, причем тоже противоположные: у жирного кота живущего на проценты с кредита такое положение неоспоримое благо, а для того, кто выплачивает проценты такое состояние дел неоспоримое зло, отягчающееся для обеих еще и тем, что в конечном итоге оба стараются переложить выплату процента на третьи лица, успехов