За всеми громкими политическими событиями последних дней – за историческим расколом в православной церкви, за трагедией в Керчи, как-то подспудно и незаметно для широкой общественности проходит не менее напряжённая и захватывающая, но куда менее заметная борьба за власть и влияние в экономике России. Строго говоря, это можно даже считать борьбой за новый экономический курс. Агентов и игроков в этой схватке немало, но пока на первом плане по степени своей влиятельности и вероятности победы выделяется правительственный экономический блок во главе с Антоном Силуановым и противостоящая ему Счетная палата, возглавляемая Алексеем Кудриным.
В последние дни и недели противостояние особенно обострилось, и отдельные его всплески и отзвуки стали прорываться в публичное пространство, долетая до широкой публики.
Ещё в начале лета на Петербургском экономическом форуме Алексей Кудрин предложил увеличить «цену отсечения» за баррель нефти до $45 долларов. Так называемое «бюджетное правило» предполагает использовать в бюджете страны поступления от нефти при цене в 40 долларов за баррель; всё, что выше – складывается в разные фонды-заначки на «черный день».
Тогда, летом, предложение Кудрина жёстко и солидарно раскритиковали глава МВФ Кристин Лагард и экономический блок правительства РФ. Тогда Кудрин смолчал, чтобы вернуться к своей идее осенью.
В октябре, выступая на слушаниях бюджета-2019 в Совете Федерации, глава Счётной палаты разгромил проект документа в пух и прах. Удивительно, что сам в должности министра финансов, будучи скупым и прижимистым, во главе Счётной палаты Кудрин критикует правительство именно за подобную же скупость.
В этом году бюджет страны исполняется с профицитом. То же самое прогнозируется и в следующем, и в 2020-2021 годах. Однако, вместо того, чтобы направлять эти средства на образование, здравоохранение, инфраструктуру, их хранят в Фонде национального благосостояния. В 2018 году объем фонда составит 3,8 трлн рублей, в 2019 – 7,9 трлн, к 2021 году он составит 14 трлн рублей.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
По оценке Кудрина, вернувшегося к своей летней идее, увеличение «цены отсечения» в бюджетном правиле всего на $5 позволило бы отложить повышение НДС на шесть лет.
Кроме того, Кудрин призвал жёстче взыскивать с госкорпораций недоимки по дивидендам и строже контролировать их отчётность. Минфин ожидает получить 1,9 трлн руб. дивидендов, Росимущество – всего лишь 581 млрд. По мнению Кудрина, федеральное агентство куда ближе к истине. Госкомпании с легкостью уходят от обязанности направлять 50% чистой прибыли в бюджет под разными предлогами. А это – минус 1,3 трлн за три года.
Обратил глава Счётной палаты внимание и на бедность, заявив, что 19,3 млн человек, то есть 13,2% имеют доход ниже прожиточного минимума. Заявив, что при текущих доходах, такие показатели иметь правительству просто «позорно».
Через несколько дней после выступления в Совете Федерации Кудрин опубликовал отдельный доклад, где по пунктам объяснил, что проект бюджета, представленный правительством, - это убожество, и выполнен он быть не может.
Аудит бюджета – прямая обязанность Счетной палаты. Но раньше это походило на простую формальность, а Кудрин, очевидно, намеревается использовать свои полномочия на всю катушку. Его критика бюджета ставит вопрос о компетентности правительства как такового. Или, как минимум, его финансово-экономического блока.
Кудрин опровергает тезис правительства о том, что в России ускорится промышленный рост. Так как «учитывая, что динамика инвестиций в основной капитал за аналогичный период была пересмотрена в сторону уменьшения, более высокая динамика промышленного роста не может быть связана с восстановлением инвестиционного спроса, как отмечается в прогнозе правительства».
Кудрин отказывается соглашаться с правительством, когда оно списывает низкие текущие и прогнозные показатели на мировые проблемы. И отмечает, что у международных экспертов нет данных, что мировая экономика будет падать. По его словам, «консенсус-прогноз ведущих международных организаций предполагает стабильный рост мировой экономики в диапазоне 3,7-3,9% в период 2019-2020 годов, и поэтому гипотеза о замедлении роста мировой экономики может не подтвердиться.
По мнению Счетной палаты, заложенных в Прогнозе темпов роста российской экономики может быть недостаточно для достижения цели, предусмотренной Указом № 204, – обеспечить темпы экономического роста выше мировых». Это – отчётливый тычок Силуанова, а, скорее даже, и Медведева, не выполняющих прямое поручение президента.
Возвращается Кудрин и к критике бюджетного правила. «Необходимо отметить неоднозначный эффект от реализации бюджетного правила для валютного рынка. Проведение Минфином России в 2018 году операций по покупке валюты усиливало нестабильность курса рубля, так как дополнительно увеличивало спрос на иностранную валюту».
Правительство, фактически, игнорирует необходимые структурные изменения в экономике: «…Существенные изменения отмечаются только в государственном управлении… По остальным видам экономической деятельности масштабы изменений не существенны…».
По мнению Кудрина, это опять-таки не соответствует целям вышеупомянутого Указа в части «создания в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора».
Сложно поверить, но Кудрин даже критикует пенсионную реформу, опровергая доводы правительства о том, что повышение пенсионного возраста принесет положительные результаты. «Эффект от повышения пенсионного возраста в части увеличения рабочей силы может быть переоценен, учитывая, что определенная часть граждан продолжает работать после достижения установленного пенсионного возраста».
По расчётам Счётной палаты, динамика роста пенсий окажется недостаточной для повышения уровня жизни пенсионеров; снижение уровня бедности также под большим вопросом. «Риски недостижения поставленной цели по снижению уровня бедности очень высоки». Причина тому – неясный прогноз правительства почему это будет происходить. Надежды на то, что снижению уровня бедности будет способствовать рост доходов граждан, никак не объясняются в прогнозе и не просчитывается в бюджете.
К критике Кудриным правительства, особенно его бюджетного правила, присоединились и в таком столпе экономического либерализма, как Высшая школа экономики. В отзыве экспертов ВШЭ на проект бюджета утверждается, что прогноз цены на нефть правительство занижает, поэтому и цену отсечения они считают заниженной. Там отмечают, что увеличение ее с 40 до 45 долл. может принести бюджету около 0,6% ВВП дополнительных доходов.
Что ещё серьёзнее, о необходимости повысить цену отсечения для ускорения экономического темпа роста, заявляла в начале октября глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, фактически согласившись с Кудриным.
Ни Медведев, ни Силуанов на прямую критику бюджета, а, фактически, экономического курса, пока не ответили. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин попытался защитить бюджетное правило, заявив, что «если бы у нас бюджетного правила не было, то рубль бы колебался резко вслед за нефтью». Но ему-то пеняют не только на волатильность рубля, но и на недостаточность экономического роста. На эти претензии Орешкин не знает, что отвечать.
Со стороны Минфина отвечать Кудрину взялся зам Силуанова Владимир Колычев: «Несколько неожиданно, что Счетная палата не смогла разобраться, что риски для финансовой стабильности были связаны с потоками капитала, а механизм «бюджетных правил» только усилил устойчивость нашей финансовой системы и экономики к таким рискам». И это тоже не о том, и это опять об «устойчивости», а не о росте экономики и доходов граждан, к чему прямо призвал президент на вторничном совещании с членами правительства.
В общем, правительство «подвисло». Его экономический курс, атакуемый Кудриным с одной стороны, и Матвиенко, с другой, не говоря уже про левых всех мастей, оказался под угрозой. Предстоящие слушания по бюджету для правительства Медведева беспроблемными не будут никак, и вполне возможно выявят конфигурацию и расстановку сил перед грядущей схваткой за пост премьера. Выступив с критикой действующего правительства, Кудрин отчётливо продемонстрировал свои намерения возглавить следующее.
Но, как всегда заведено у Владимира Путина, самый явный кандидат, очевидно, не самый реальный. А вот в уязвимости правительства сомневаться уже не приходится.
Комментарии читателей (0):