Официально история выглядит по-шпионски просто. В консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле пропал оппозиционный саудовский журналист – родственник одного очень крупного саудовского бизнесмена. Совсем пропал. Зашел оформить какую-то бумагу и растворился в пространстве. Его невеста прождала у здания пять часов и заявила в полицию. Однако сотрудники консульства все отрицают и даже позволили полицейским помещение осмотреть, тем самым доказывая свою непричастность и необоснованность самого обвинения.
Тем не менее, потом оказалось, что в Турцию ровно на один день частным авиарейсом прибыло не много ни мало, но аж пятнадцать сотрудников саудовских спецслужб, которые сразу же покинули страну. Причем без досмотра, хотя по заявлению свидетелей поднимались на борт самолета с большими сумками...
Казалось бы, дело ясное, что дело темное и будет оно интересно разве что откровенно желтой прессе, мнение которой серьезных людей не волнует. Однако события пошли совсем по-другому.
Волна "разбирательств" не только не стихла, а стала еще больше набирать высоту. Официальный Стамбул заявил о наличии у него "железных доказательств" факта убийства. Иранские источники уже говорят о якобы имевшем место предложении со стороны Эр-Рияда туркам отступных в размере 5 млрд долларов, чтобы историю замять. Но самый большой камень в эту лужу внезапно кинули американские сенаторы, внезапно заговорившие о возможности введения против Королевства санкций за варварский акт попрания международной демократии.
Нет, сенаторов понять можно. Они выступают в целях собственного пиара перед внутренней аудиторией. А в этом их мире Америка превыше всего, принципы демократии святы и всяких там на них покушающихся, США обязаны "ловить и наказывать". Как минимум санкциями. Особенно когда речь касается саудитов, в представлении американской общественности виновных в теракте 9/11, а значит, по определению обязанных "заплатить". Тем более что деньги у них есть. И вообще, Трамп уже просил "этих надменных шейхов" цены на нефть не задирать, но они в просьбе вероломно отказали.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
За всем этим, очень тихо и почти незаметно, прошло событие, смысл происходящего фактически определившее. Без громких заявлений и блицев фотокамер 12 октября турецкий суд освободил из под стражи в зале суда американского пастора Эндрю Брансона, из-за которого официально началась американо-турецкая санкционная война. Уже на следующий день он торжественно молился в Белом доме вместе с Дональдом Трампом («Карточный домик», сезон третий).
Иными словами, Эрдоган американцам сдался. Он еще совсем недавно решительно говорил о готовности драться с США буквально до последнего патрона, выгнать американскую авиацию из Инджирлика и вообще чуть ли не покинуть НАТО. Но теперь все забыто, Вашингтон и Анкара договорились об отмене санкций в обмен на освобождение пастора. Однако все указывает на то, что сделка имеет второе дно и поражение турецкого президента как бы таковым не является.
США явно проигрывают Ближний Восток России, которая сумела сформировать эффективную тройственную коалицию вместе с Ираном и Турцией. Все попытки Вашингтона сохранить все как есть, оборачивались лишь прогрессирующей эрозией влияния. Саудовская монархия продемонстрировала военную слабость и как собственно военная сила против хуситов в Йемене, и как организатор и управляющий (что важнее, как проводник американской политики) в Лиге арабских государств. Иран усиливается и уже в значительной степени подминает под себя не только Сирию, но и еще совсем недавно абсолютно проамериканский Ирак. Ставка на курдов явно не сыграла тоже.
В этом раскладе Вашингтон осознал необходимость из кого-то выбирать. И все указывает на то, что ставка в данный момент сделана на Турцию. В том числе и с целью осложнения жизни турецко-ирано-российского альянса. А расплатиться за банкет американцы решили саудитами.
Те, конечно, глубоко возмущены и обещают буквально кары небесные, вплоть до готовности убить собственную экономику, лишь бы поднять нефть до 200 долларов за бочку и даже предоставить России право развернуть на территории Королевства собственную постоянную военную базу. Но не стоит забывать, что сказать и сделать, особенно, для арабов, есть две большие разницы.
После того, как королевская семья отказалась от проведения IPO Saudi Aramco, у многих экспертов возникли обоснованные сомнения в достоверности ее базовой информации. Прежде всего, в части реальных объемов добычи и особенно имеющихся запасов нефти и газа. Это сильно пошатнуло доверие к Эр-Рияду как надежному долгосрочному партнеру.
Последним гвоздем в крышку гроба стало согласие монарха вложить в экономику США еще 40 млрд долларов. Это в дополнение к тем 100 млрд, которые Трамп выбил из Саудовской Аравии полтора года назад, и 12-15 млрд, на которые он саудитов раскрутил позднее. А самое главное, достигнутый результат Трамп оценил как недостаточный. "Мы не получаем ничего в обмен на те гигантские услуги, которые мы предоставляем по обороне некоторых стран. И Саудовская Аравия - одна из них".
Дальше просто. Для внутренней американской аудитории Трамп уже триумфатор. Он защитил демократию. Он спас из застенков известного пастора. Он за год вытряс из неблагодарных саудовских шейхов больше 150 млрд долларов. Причем не абы как, а в виде закупок американского вооружения. И все это аккурат перед ноябрьскими выборами, где предполагается переизбрать в полном составе всю Палату представителей (435 мест), треть сенаторов и 36 из 50 губернаторов штатов. Это не считая депутатов 87 из 99 законодательных собраний штатов.
В случае успеха Трамп фактически получит себе Америку. Ради этого раскулачить саудитов не только можно, но и нужно! Тем более что очередная сумма дани хозяином Белого дома тоже озвучена и это (тадааам!) "еще 100 млрд долларов". И тоже на оружие. За такие подарки военное лобби США за второй срок президентства Трампа буквально костьми ляжет.
Что до саудитов, то они оказались в сложном положении. Цена их громких заявлений известна. Сказать там – отродясь не означало сделать. Да и возможностей "задрать цену до 200" у них не так много. Без российской поддержки так вообще практически нет. Тогда как проблемы с финансированием бюджета существенные. Контроль над Меккой и Мединой Королевство удержать наверняка сумеет (хотя и тут могут быть вопросы в соответствии с планом Нового Большого Ближнего Востока), но во всем остальном складывается серьезная неопределенность.
На Ближнем Востоке традиционно существовали три противоборствующие силы, не считая израильтян. В религиозной плоскости за верховенство боролись Саудовская Аравия и Иран. В светской тех и других пыталась подвинуть Турция, еще не забывшая времена своего имперского величия. Сейчас получается так, что, в том числе, с американской помощью, Анкара постепенно подгребает под себя всех бывших саудовских сателлитов.
Анкара расширяет контакты с Катаром, кстати, находящимся фактически на грани войны с Королевством. Турки подписали соглашение о военной помощи с Кувейтом, тем самым решительно ослабляя его зависимость от саудитов. Оман и раньше саудовских принцев не очень любил, а теперь вообще проявляет откровенную холодность. Даже Иордания, еще недавно с КСА союзничавшая, все больше прислушивается к России. По крайней мере, в области прекращения поддержки боевиков в Сирии.
У саудитов остаются только очень слабый Бахрейн, официальный Йемен гражданскую войну в стране самостоятельно выиграть не способный, Судан, готовый поставлять много пехоты, но очень плохого качества, часть Ливии, Алжир и Марокко. Собственно все.
А значит, на Ближнем Востоке в скором времени следует ожидать большого передела власти. Главный вопрос – в чью пользу. Кроме денег, у саудитов больше ничего нет. Идея технологической модернизации королевства явно "не взлетела". Деньги американцы очевидно намерены забрать себе, а образующийся по мере сдутия Эр-Рияда геополитический вакуум заполнить посредством явно более зависимой, а значит и более управляемой Турции. Но сумеет ли она оправдать ожидания? Не стоит забывать, что по факту в тройственном альянсе Эрдоган оказывается самым младшим партнером.
Комментарии читателей (0):