В информационном пространстве России пошли вбросы о грядущих изменениях основных принципов государственного устройства. Так или иначе, эта тема всегда вызывает слухи о начале конституционной реформы, смыслом которой станут изменения функций институтов государственной власти. Либеральная оппозиция и патриотические ресурсы обсуждают эту тему почему-то исключительно исходя из возможного ухода Владимира Путина, хотя он ясно дал понять, что будет президентом только до 2024 года.
Все, что касается перераспределения функций высших органов госуправления, в частности, усиления роли Госсовета, то это вполне возможный сценарий развития событий. Есть и другие предположения, но все они так или иначе сконцентрированы на будущей судьбе нынешнего президента после окончания его президентского срока.
Естественно, либералы, особенно финансируемые грантами разных НКО, будучи рьяными сторонниками расширения нестабильности, сеют слухи о том, что Путин чуть ли не в 2019 году досрочно покинет свой пост, и значит, скоро начнётся парад преемников, из которых, собственно, и выбрать некого. Все недосказанности ведут к внушению мысли, что иначе, как через "Майдан", ситуацию не поправить. Но агенты влияния есть агенты влияния и их штопанная белыми нитками заказная тематика влияет разве что на самый маргинальный слой, названный в 90-х "демшизой".
Более серьёзные аналитики понимают, что трансфер власти пройдёт в конституционные сроки и подготовка к нему идёт постоянно. Однако если начать раньше времени готовиться к далёким событиям, то можно упустить насущные задачи. И потому гадать на эту тему пока бессмысленно. Подготовка к передаче власти – дело волнительное, но долгое. Без решения насущных экономических задач нельзя говорить о плановой передаче власти, когда нужно сохранить баланс между преемственностью и обновлением. И потому все предстоящие годы будут направлены на решение этой задачи.
Чтобы несколько охладить пыл фантазёров и не давать повода к расширению умолчания, а значит и слухов, председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин выступил с анализом недостатков Конституции России и подходов власти к их исправлению. Прежде всего, в его выступлении нашло выражение мнение высшего слоя руководства страны о том, что радикальные изменения Конституции, безусловно, вредны и их нужно избегать. Ибо это изменило бы дух действующего законодательства и привело в замешательство всю систему госуправления. Однако перемены локального характера назрели, и их будут осуществлять так, чтобы они носили точечный характер в рамках общего правового смысла, изложенного в Конституции.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Когда Конституцию писали, главной задачей было укрепление централизма в государстве и снижение правовой анархии. Как известно, все силы, борющиеся за власть в политике, не останавливаются до тех пор, пока не упрутся в естественные пределы возможного. Сложившийся баланс сил отражается в Конституции и закрепляет стабильность положения. Но со временем меняются акценты, и это требует реакции на самом высшем уровне права.
Так, Зорькин признал, что сейчас в структуре власти существует перекос в сторону исполнительной власти. В период Ельцина это было вызвано необходимостью укрепления вертикали власти президента, действовавшего в условиях широкой парламентской оппозиции. С тех пор в стране прошла приватизация и сложился круг элит, стремящихся не потерять в новых условиях нового президента позиции во власти и бизнесе. Ведь ясно, что в условиях перекоса баланса сил в сторону исполнительной власти, у нового президента есть возможность передела собственности в пользу новых групп влияния.
Чтобы не допустить нового передела власти и собственности, ныне существующие элиты сформируют подконтрольное парламентское большинство, способное не допустить подобного сценария. Новый статус Госсовета способен выполнять арбитражные функции, особенно если его возглавит Владимир Путин. Это уравновесит власть правительства и нового президента, при том, что в России власть президента, тем не менее, должна оставаться центральной и не нарушать традиций единоначалия.
Также подвергнутся пересмотру отношения центральной и местной власти. Сейчас у местной власти есть слишком большая степень свободы, позволяющая противопоставлять себя центру. Местная власть должна стать нижним звеном публичной власти в России. Это повысит управляемость и снизит конфликты местных и центральных элит. «Брать суверенитета – сколько проглотите» - больше не нужно.
Усиление функций парламента неизбежно на этапе создания второго поколения элиты. По мере его укрепления и стабилизации не исключено и новое усиление президентского принципа. Таким путём идут все постсоветские республики, где происходит смена президентов, пришедших к власти после распада СССР. Россия здесь не изобретает ничего нового, а идёт общим путём.
Но для всего этого не требуется радикальной переделки Конституции. Разграничение предметов ведения и полномочий вполне способны быть осуществимыми в рамках существующего Общего закона.
Таким образом, в России начала осуществляться программа, гораздо более широкая, чем просто передача власти от существующего президента к будущему. Выстраивается новая система сдержек и противовесов. Это необходимо для решения новых задач экономического развития. Стабильность политической системы при её трансформации - это главная цель всех грядущих политических реформ, начинающихся в преддверии трансфера власти. Россия входит в новую политическую эпоху, закрывая ельцинский период.
Комментарии читателей (2):
Вообще-то есть мнение, что Конституция писалась под результаты прихватизации, со всеми вытекающими для граждан, что и подтверждает автор: "Чтобы не допустить нового передела власти и собственности, ныне существующие элиты сформируют подконтрольное парламентское большинство, способное не допустить подобного сценария", т.е. о народе никто и не задумывается.
Как тут не вспомнить поговорку, не говори гоп, пока не перепрыгнул и не буди лихо, пока тихо.