Для того чтобы нарастить добычу природного газа на собственной территории, Китай стал уделять значительно больше внимания… углю. С первого взгляда немного шокирует, но это только с первого.
К сожалению, добыча угля в шахтах во все времена и во всех странах сопровождается взрывами и пожарами – об этом мы вынуждены читать новости с неприятной регулярностью. Причиной этих аварий является газ метан, который формируется в угольных пластах в результате биохимических и физических процессов в ходе преобразования растительного материала в уголь.
Метан горюч, метан взрывоопасен – таковы его свойства, сделать с этим ничего нельзя. Но именно метан является основным составляющим компонентом смеси газов, которую мы привыкли называть устойчивой идиомой «природный газ». Больше того – именно метан обладает самой большой теплотворной способностью в этом газовом ассорти и одновременно чистый метан еще и экологически самый безопасный газ, в нем минимальное количество углерода.
Остается «сущая мелочь» - научиться извлекать метан из угольных пластов. Если удастся разработать технологию такого извлечения, то она позволит решить сразу две задачи – добыть метан и дегазировать угольные пласты, «профилактически» обеспечить безопасность будущих разработок угля (если таковые, конечно, потребуются).
Геологи давно знают про такой «угольный фокус» и даже ведут подсчеты количество метана угольных пластов. Но далеко не все сорта угля могут служить источником метана. В месторождениях бурых углей метана очень немного – таковы те самые биохимические и физические особенности его образования. Больше всего метана содержится в углях-антрацитах, но его практически невозможно извлечь – антрацит очень плотен, проницаемость его залежей минимальна. Следовательно, наиболее перспективное направление – месторождения углей, занимающих промежуточное состояние между бурым и антрацитом.
Много ли таких? В тупичке Гнилых Объедков такое количество умеют описывать одним словом, а нам вот приходится использовать куда больше. Мировые запасы метана угольных пластов превышают запасы природного газа и оцениваются в 360 триллионов кубометров. Если говорить о разрабатываемых месторождениях на территории России, то наиболее перспективные на метан – угли Кузбасса, а общая оценка запасов угольного метана у нас 83,7 трлн. кубометров, около 33% от разведанных запасов природного газа. Вот только обратите внимание на то, что речь идет именно о разрабатываемых месторождениях – в России хватает угольных бассейнов, где еще, простите, конь не валялся, так что эта цифра далеко не окончательна.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что касается Китая, то здесь угольного метана, по имеющимся разведанным данным, не менее 35 трлн. кубометров, то есть в 10-15 раз больше, чем природного газа традиционных и сланцевых месторождений. Да, все верно – это и есть тот самый «свет в окошке», который потенциально способен на несколько десятков лет свести зависимость Китая от импорта к минимуму. Тем более что для добычи угольного метана достаточно скважин глубиной всего порядка 1000 метров – грубо говоря, метан достаточно «откупорить» и спокойно собирать его в трубопроводы.
Вот только темп дегазации при такой технологии будет низким, именно поэтому Китай и старается сейчас довести до ума метод гидроразрыва для угольных пластов. «Идеология» такая же, как и при сланцевой добычи, вот только уголь по своим свойствам очень сильно отличается от пород сланцевых коллекторов – он значительно более плотный. Впервые угольный метан появился в плановых заданиях пятилетки еще в 2006 году – к 2010 году требовалось выйти на объем в 10 млрд. кубометров, к 2015 – на 20-24 млрд.
Действительность сильно разочаровала – в 2010 году было добыто только 1,25 млрд. кубометров. Тем не менее, китайские специалисты не останавливаются – после 2010 года объемы добычи стабильно растут в среднем на 3% в год, и недавно стала появляться информация о том, что они смогли найти наиболее удачную технологию, а потому можно ждать резкого увеличения производства.
Комментарии читателей (0):