Случайность – это, когда вы идёте по лестнице, и споткнулось один раз. Но если вы спотыкаетесь на каждой ступеньке, то это уже закономерность. Если один, пусть даже очень умный и влиятельный человек что-то сказал, то это может быть его личное мнение. Но, когда в одно и то же время, весьма высокопоставленные особы, разделенные тысячами километров, и принадлежащие – не будем этого скрывать – к различным идеологическим лагерям вдруг начинают выдвигать схожую мысль, то это уже говорит о явно наметившейся тенденции.
Если бы даже пару лет назад кто-нибудь всерьез предположил возможность того, что американский доллар стоит на пороге скорого низвержения с международного пьедестала, то его в лучшем случае подняли бы на смех, а в худшем объявили деревенским дурачком. Между тем, в последнее время эта тема стала, чуть ли, не доминирующей в выступлениях ведущих мировых политиков, экономистов и финансистов.
«Можно и в тугриках», — с присущей ему образностью речи президент России Владимир Путин выдал очередной афоризм, комментирую одну из главных тем состоявшегося на прошлой неделе во Владивостоке Восточного экономического форума — расчеты в национальных валютах. Показательно, что в тот же самый день на «другом конце географии», как выражается в таких случаях моя внучка, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал сократить в Европе долларовые расчеты, в том числе и при импорте энергоносителей, что напрямую касается и России.
В своём ежегодном обращении к Европарламенту в Страсбурге он сообщил, что Еврокомиссия до конца года представит перечень мер, которые будут способствовать переходу ЕС на евро в торговых сделках, сокращая тем самым долю доллара США. «Абсурдно, что Европа оплачивает 80% импорта энергоносителей – 300 млрд. евро – в американских долларах, когда только 2% нашего импорта приходится на США. Абсурдно, что европейские компании покупают европейские самолеты за доллары, а не за евро», - сказал он. «Евро должен стать лицом и инструментом новой, более суверенной Европы. Для этого мы должны сначала привести в порядок собственный дом, укрепив наш экономический и валютный союз, что мы уже и начали делать. Без этого у нас не будет средств для укрепления международной роли евро», - справедливо считает глава Еврокомиссии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Он далеко не первый европейский политик, кто говорит не просто о возможности, а о необходимости для Европы отказаться от доллара. Еще в конце лета, по сообщениям прессы, немецкие и французские политики начали обсуждать создание в ЕС независимой от США платежной системы, которая могла бы защитить европейский бизнес от экстерриториальных санкций Вашингтона.
Глава МИД Германии Хайко Маас опубликовал в газете Handelsblatt программную статью, в которой призвал к формированию финансовой независимости Европы от США. «Нам необходимо укрепить европейскую автономию за счет создания независимых от США платежных каналов, учреждения европейского валютного фонда и поддержания независимой системы платежей SWIFT», - считает министр.
С ним согласен министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр, который на встрече с Ассоциацией экономических и финансовых журналистов дал понять, что для этих целей Париж и Берлин уже договорились создать европейскую или отдельную франко-германскую финансовую систему.
Почувствовав эти настроения, аналитики международного рейтингового агентства Moody’s Investors Service Джорджина Смартт и Колин Эллиса опубликовали исследование, в котором пришли к выводу, что доллар в ближайшие десятилетия вполне может утратить мировое господство. По данным агентства, развитие региональной торговли и получение новыми валютами резервного статуса позволят странам не использовать доллар в качестве резервной валюты. В результате, его потребность в глобальной торговле может снизиться, прогнозирует Moody’s Investors Service. Однако, по мнению аналитиков, для коренных изменений мировой финансовой системы должны пройти десятилетия.
Парадокс ситуации состоит в том, что всплеску антидолларовых настроений способствовал сам Вашингтон, когда заговорил о возможности в качестве наказания отлучения России от долларовых транзакций вообще и международной банковской систем расчетов SWIFT, в частности. Учитывая тот факт, что США находятся сейчас в состоянии открытой войны – пока еще торговой - со всем остальным миром, и в том числе своими еще недавно ближайшими западноевропейскими союзниками, не надо обладать супераналитическими способностями, чтобы понять вполне возможную перспективу: если сегодня они так поступают с Россией, то нет гарантий, что завтра по аналогичному сценарию не начнут действовать и в отношении Китая или Европы.
Очевидно, что дальнейшая скорость уже начинающегося в Европе процесса «де-долларизации» в первую очередь зависит в первую очередь от того, в каком направлении будет развиваться политика самих США. Доллар является одной из основных опор, на которых зиждется как мнимое, так и реальное американское мировое господство. Если они и дальше будут пытаться рубить сук, на котором сидят, то вполне понятно, что может произойти в соответствии с законами физики и всемирного тяготения. Если же все-таки одумаются и смогут освободиться от своего великодержавного высокомерия и самовлюбленности, посмотрят на мир трезвым взглядом, то, безусловно, этот процесс освобождения от долларового засилья может и замедлиться.
Впрочем, судя по высказываниям европейских экономистов и политиков, даже независимо от действий Вашингтона от доллара – по крайней мере, частично - могут отказаться гораздо раньше, куда в более близком будущем. Некоторые эксперты вообще считают, что это может произойти в течение ближайших двух-трех лет.
Но, как говорится, мухи отдельно, котлеты отдельно. В настоящее время доллар используется многими странами, как в качестве резервной валюты, так и основной расчетной единицы. Сегодня на него приходится 63% мировых валютных резервов, 20% занимает евро, а на третьем месте находится японская иена. Пока отказаться от доллара как резервной валюты мешает одно обстоятельство - отсутствие реальной альтернативы. Его место вполне мог бы занять евро, но он находится в весьма нестабильном положении из-за обострившихся в последнее время внутренних разногласий внутри ЕС по вопросам иммиграции и вынужденного соблюдения вводимых США все новых и новых антироссийских санкций. Медвежью услугу «единой Европе» оказал, конечно же, и пресловутый «Брекзит». Сейчас по сути дела вообще стоит вопрос о том, выживет ли ЕС в ее нынешнем виде или же это в некоторой степени утопическое образование почит в бозе.
Судя по тому, как сейчас развиваются события в мире и Европе, на первом этапе может произойти вполне естественное и понятное освобождение от доллара как расчетной единицы в международной торговле. Собственно говоря, этот процесс уже начался. Об этом заявил тот же Жан-Клод Юнкер. Действительно странно, что соседние государства, имеющие общую валюту, рассчитываются в валюте страны, которая находится от них за тридевять земель, а точнее за морями и океанами.
И для этого не надо придумывать никакую специальную «общую» или резервную валюту, а можно просто переходить на расчеты в национальных валютах. Что и происходит, причем достаточно активно. Об этом, например, Россия ведет переговоры не только с Китаем, но и латиноамериканскими странами, а также Турцией, Ираном и другими государствами. Весьма симптоматичным является сделанное буквально вчера высказывание вице-премьера правительства Армении Мгер Григоряна, который в интервью телеканалу «МИР-24» предложил отказаться в рамках Евразийского экономического союза от расчётов в долларах.
Григорян заявил, что эффект от интеграции экономик нескольких стран в экономический союз является неполноценным, если расчёты между странами ведутся в валюте другой страны или другого экономического объединения. Вице-премьер считает, что это очевидно, и поэтому процесс перехода к собственной системе расчётов «будет происходить достаточно активно». Напомню, что в настоящее время в состав Евразийского экономического союза входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия - даже в мировом масштабе весьма приличная по совокупному размеру группа стран.
Вряд ли можно назвать случайностью, что именно эта тема оказалась в центре обсуждения на заседаниях и за кулисами того же Восточного экономического форума во Владивостоке. По словам заместителя министра финансов РФ Алексея Моисеева, Россия сможет добиться существенного прогресса по уходу экономики от влияния доллара уже через 1,5-2 года. Такой радикальный прогресс мы, «я надеюсь, увидим, где-нибудь через годика полтора-два», заявил он в интервью ТАСС.
Однако складывается такое впечатление, что единой разработанной программы ухода от доллара в правительстве России все же пока еще не существует. Глава ВТБ Андрей Костин в интервью «Известиям» изложил ряд идей по дедолларизации российской экономики. В качестве одного из направлений деятельности он назвал ускоренный переход в расчетах с иностранными государствами по экспортно-импортным операциям на другие валюты, перевод юридических адресов крупнейших российских холдингов в российскую юрисдикцию, а также предложил размещать еврооблигации на российской площадке и отказаться от первичного депозитария международного депозитарно-клирингового центра Euroclear, который обслуживает внебиржевой международный фондовый рынок, в пользу российского.
В другом интервью он привел пример успешного проведения в национальных валютах крупной сделки между российским алмазным монополистом «Алмазы России-Саха» и Китаем, в рамках которого китайская сторона заплатила юанями, а через представительство ВТБ в Шанхае они были конвертированы в рубли, которые и получил продавец.
Впрочем, пресс-секретарь президента Песков по сути дела опроверг заявление Костина и дал понять, что такого единого утвержденного плана нет. Комментируя интервью Костина, Песков отметил, что стремление сокращать использование доллара является ответной реакцией на непредсказуемость действий американских властей. «Четких планов у российской стороны пока нет, но это вопрос, который стоит на повестке дня», - сказал Песков журналистам.
Для России основным препятствием на пути скорейшего перехода на расчеты в национальных валютах является нестабильность рубля. Его, как красиво, но непонятно выражаются финансисты, волатильность создает немалые риски для российских продавцов, поскольку курс может меняться, не только по дням, а по часам, причем зачастую весьма значительно.
В этой связи все больше вопросов вызывает политика российского Центробанка, который, по сути дела, бросил рубль на растерзание валютным игрокам, отказавшись от попыток регулирования его курса. Это вызвало необычно резкую критику даже со стороны других госчиновников. Советник президента Глазьев в очень резкой форме обвинил ЦБ в том, что он как регулятор не выполняет «своих конституционных обязанностей».
«Имея валютных резервов больше, чем объем денежной базы, они отдали курсообразование на откуп финансовым спекулянтам, которые произвольно раскачивают рубль, получая гигантские сверхприбыли на дестабилизации макроэкономической ситуации при фактически попустительстве денежных властей. Если бы Центральный банк вернулся к исполнению своих обязанностей, рубль был бы у нас стабильный, начиная с 2014 года, и не было бы вообще никаких колебаний», — сказал Глазьев.
Он также высказал свои предложения по улучшению ситуации на валютном рынке. Для восстановления рубля советник президента предложил обеспечить контроль за валютно-финансовым рынком, пресекать попытки его манипулирования, проводить в необходимых масштабах интервенции и следить за соответствием курса рубля фундаментальным факторам. «Это совершенно не сложно делать», - считает он.
А пока в общей сложности с начала года российская валюта потеряла 17% по отношению к доллару и 16% — к евро, упав до рекордного за 2.5 года уровня. Долго ожидавшееся решение ЦБ о повышении учетной ставки аналитики сочли достаточно спорным, поскольку, хотя оно и привело к некоторому ослаблению давления на рубль, но в долгосрочной перспективе может спровоцировать еще больший подрыв интерес инвесторов к российским ценным бумагам и вложениям в экономику.
Объяснить подобную позицию ЦБ можно только одним: ему выгоден завышенный курс доллара, поскольку это дает возможность получать дополнительные незапланированные доходы в казну. Казалось бы, это хорошо, но на деле только для бюджета, и совершенно невыгодно как российским компаниям, так и простым людям, поскольку неизбежно ведет к постоянному росту цен. Но, как говорится, кого волнует чужое горе.
Говоря объективно, «де-долларизация» мировой финансовой системы является вполне объективным и естественным процессом. По сути дела доллар как некое денежное мерило является рудиментом, сохранившимся от давно ушедшего в небытие «золотого американского века» и сложившейся в мире в середине прошлого века валютно-финансовой системы. Она, как известно, была закреплена в Бреттон-Вудских соглашениях в далеком 1944 году.
На фоне всеобщей послевоенной разрухи США, чья экономика и финансы смогли подняться на недосягаемый на тот момент, благодаря военным заказам, уровень, стали единственной страной, чья валюта была достаточно стабильна, чтобы ее смогли использовать в международных расчетах. К тому же на тот момент она обеспечивалась золотыми запасами страны, то есть в теории любой мог придти в министерство финансов США и потребовать обмена имеющихся у него «зеленных бумажек» на золотые слитки.
Но этот «золотой стандарт» просуществовал достаточно недолго, и, в конце концов, по инициативе самих же США был благополучно, как бы помягче сказать, похоронен. Так что по большому счету доллар сегодня является красивой, но ничем не обеспеченным бумажкой, фантиком от давно съеденной конфетки. Разговоры о том, что США до сих пор остаются крупнейшей промышленной державой мира, не выдерживают никакой критики, а напоминать том, что их государственный долг превысил уже ВВП страны, просто как-то даже уже неприлично.
…В качестве заголовка к этой статье я использовал название нашумевшей в свое время книги классика американской литературы, внучки Шолом-Алейхема Беллы Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». В своем романе она рассказывает о наивной молодой учительнице, которая, устроившись на работу в школу, сталкивается, с одной стороны, с полным безразличием ее учеников к своему любимому предмету, а, с другой, невероятной забюрократизированностью системы. Но со времен наивность проходит, а постепенно шаг за шагом она находит в этой ситуации новые возможности.
Если, используя столь модное сейчас и непонятное большинству людей слово парадигма, перенести этот образ на современное положение дел с долларом США, то вырисовывается следующая картина. Время наивности уже прошло – пора посмотреть на реальный мир и роль в нем США и их валюты без розовых очков. Терпеть безразличие одних и высокомерие других, уже не имеет смысла.
Несмотря на неповоротливость и закостенелость сложившейся в течение последних десятилетий международной валютно-финансовой системы, появляются новые возможности, которые необходимо вовремя выявлять и использовать во благо всех без исключения стран, а не только, исходя из интересов только одного некогда доминировавшего во всем мире государства.
Комментарии читателей (0):