Что стоит за идеей Азиатского Энергокольца?

Почему идея Владимира Путина до сих пор не получила реализации?
13 сентября 2018  16:00 Отправить по email
Печать

Идея Азиатского Энергокольца, которое порой называют даже «супер-кольцом», то уходит на задний план, то снова «всплывает» на первые строки сообщений информационных агентств. Выдвинул ее вот уже более 10 лет назад Владимир Путин, но пока реального наполнения она так и не получила. Встретились, поговорили, рассказали друг другу, что все это «очень полезно и очень перспективно» - да и разъехались в разные стороны.

Проблемы, по которым идея никак не начнет реализовываться, можно условно разделить на две части – внешнеполитические и «нашенские», внутрироссийские. Наиболее детально «эскиз» создания Азиатского энергокольца в свое время разработала государственная компания РусГидро, в ведение которой переданы все заботы и хлопоты по поддержанию и развитию энергетической системы всего Дальнего Востока, включая Чукотку и Камчатку.

На этот регион не распространились реформы РАО ЕЭС России, проведенные Анатолием Чубайсом, не произошло разгосударствление отрасли, но при этом наше уважаемое правительство так и смогло создать комплексной государственной программы энергетики Дальнего Востока. Вертикаль государственного управления в энергетике всей этой территории проходит мимо правительства – РусГидро разрабатывает программы поэтапной модернизации и развития ДВ, которая получает финансирование только в результате президентских указов.

В ходе проведения Восточного экономического форума прозвучало обнадеживающее заявление Владимира Путина о том, что в ближайшее время будет разработан «национальный план развития ДФО» - не правительственный, а именно национальный.

РусГидро предлагало начать создание Азиатского энергокольца со строительства энергомоста в Японию, поэтапно подключая к нему генерирующие мощности сначала Сахалина, затем Приморского края и Владивостока – как модернизированные старые, так и вновь построенные. Этот вариант «уперся» в отсутствие мирного договора между Россией и Японией, и пока непонятно, сколько времени Япония, оставшаяся после катастрофы АЭС «Фукусима-1» в 2011 году без львиной доли атомной генерации, будет продолжать настороженно относиться к проектам, «завязанным» на энергетические возможности России.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Несколько позже появился более масштабный проект, разработанный в «Сколково». Группа разработчиков предлагала начать с более западных регионов России, начиная от Кузбасса, «захватывая» генерирующие мощности Казахстана, каскада ГЭС Южной Якутии. В Якутии была создана «Корпорация развития Южной Якутии», проекты которой дважды выходили победителями в инвестиционных конкурсах, которые правительство проводило совместно с Резервным фондом. Итог вполне закономерен – правительство профинансировало разработку технико-экономических обоснований, детализацию проектов, после чего финансирование прекратило, посоветовав Корпорации «самой держаться».

После катастрофического наводнения лета 2013 года Владимир Путин потребовал от правительства разработать план необходимых мероприятий для того, чтобы ничего подобное не могло повториться в будущем. Метод «укрощения» Амура специалистам был очевиден – течение реки можно регулировать только за счет регулирования при помощи водохранилищ ГЭС на всех крупных притоках.

Была создана правительственная комиссия во главе с господином Дворковичем, в разработку проекта включилась и компания РусГидро. Еще в советское время были разработаны проекты 11 дальневосточных ГЭС – их перепроверили, обновили с учетом новых технических возможностей. Комиссия Дворковича провела в общей сложности более десятка заседаний и совещаний, на итоговом сообщила о своем выводе: «Климат Дальнего Востока вернулся в многолетнюю норму», после чего комиссию ликвидировали.

Результатом этого решения стало активное развитие МЧС, которое получает все новую технику, необходимую для ликвидации последствий ежегодных наводнений, идет обеспечение МЧС и новыми вычислительными мощностями, что позволяет быстрее и качественнее подводить итоги ущерба, рассчитывать, какое финансирование требуется выделять пострадавшему населению.

12 сентября на ВЭФ прозвучало сообщение ФСК, Федеральной Сетевой Компании – она приступила к разработке ТЭО строительства электросети в Монголию. Это будет не только первым практическим шагом в создание Азиатского энергокольца – это будет еще и первым шагом в спасении Байкала.

Энергодефицит Монголии продолжает увеличиваться, проекты строительства ГЭС на крупнейших реках, питающих Озеро с большой буквы, не только разработаны – уже получено предварительное согласие на финансирование со стороны Всемирного банка. Монголия могла бы приступить к строительству уже пару лет тому назад, но пока выжидает в расчете на то, что в решении проблемы энергообеспечения страны примет участие и Россия. Остается пожелать ФСК успехов в их работе и следить за событиями.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть