В целом, американо-турецкое противостояние развивается достаточно предсказуемо. Видимо, окончательно убедившись в невозможности выйти из возникшей ситуации с приемлемыми потерями и взаимным сохранением лица, Эрдоган закончил паузу и перешел к активным действиями.
В официальном издании Resmi Gazete опубликован указ турецкого президента о резком повышении ввозных пошлин на товары американского производства. В частности, на табачные изделия на 60%, на алкоголь – на 140%, на автомобили – на 120%, на косметическую продукцию до 60%, на рис – на 50%, на фрукты – на 20%. В ответ США заявили о совершенно немотивированной агрессии в поведении турецкого руководства, и полном отказе со своей стороны поставить Турции даже уже оплаченные самолеты F-35. Обучавшиеся в США их пилотированию офицеры турецких ВВС из страны высланы.
И вот теперь стало известно об активизации Анкарой деятельности по переводу торговых отношений с максимально возможным перечнем стран на прямые расчеты в национальных валютах, без использования доллара. Пока в качестве ключевых направлений называются Россия, Китай, Иран и Украина. Также вероятным партнером подразумевается Евросоюз.
Что из этого всего у турок получится, сейчас становится главным вопросом текущего момента. Исходя из еще совсем недавних представлений о глобальности американского могущества, США (с ВВП в 19,3 трлн. долл.) должны были Турцию (с ВВП 0,85 трлн. долл.) прихлопнуть еще на взлете. Однако пока картина наблюдается куда менее однозначная. Курс турецкой лиры, конечно, просел на целых 25%, по экономике это ударило, безусловно, серьезно. ЦБ отметил скачек инфляции до 20%. Однако в значительной степени таким результатом страна обязана не столько действиям правительства США, сколько непоследовательной и явно популистской финансовой политики самого турецкого ЦБ, возглавляет который зять Эрдогана.
Впрочем, все это лирика, главное в другом. Если устоять против США, в том числе, за счет дедолларизации и быстрой смены геополитического вектора сумеет даже такая, относительно Америки маленькая страна, как Турция, то это имеет все шансы запустить аналогичные по смыслу процессы и в других местах, от Европы до Ближнего Востока.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А парадокс происходящего заключается в том, что действиями против Анкары, Вашингтон сам себе поставил "вилку". С одной стороны, слишком сильно бить Эрдогана нельзя. Экономическое крушение Турции чревато социально-политической дестабилизацией в ней, в том числе, с резкой активизацией исламских радикалов, а также обострением многих других внутренних конфликтов, включая курдский. Тем самым НАТО оказывается вынужденным либо запускать "миротворческую операцию" по типу KFOR, но уже на собственной территории альянса, с очевидной перспективой поражения в ней, либо сразу исключать турок из состава Альянса "от греха подальше".
В обоих случаях для остальных участников, в первую очередь, Берлина и Парижа, надобность в ней оставаться станет еще более сомнительной. И очень даже может быть, что они предпочтут переформатировать НАТО в общую армию ЕС, в том числе, через исключение США. Как вариант – они, и ряд их поддерживающих стран, просто выйдут из НАТО и учредят собственные EuroForce.
В общем, перегнуть палку для Вашингтона сильно чревато. Однако если ее не догнуть, то возникает очень ненулевой риск, что Эрдоган устоит, тем самым одержав публичную победу геополитически еще более значимую, чем это вышло у лидера Северной Кореи. Масштаб геополитических потерь США в этом случае переоценить сложно. Америка очень быстро столкнется с резким падением "дисциплины" внутри Западного мира, а войну сразу против всего света ей не потянуть совершенно точно.
И первым последствием этого, вероятнее всего, снова окажется НАТО, ключевые члены которого наглядно убедятся в наличии отличного варианта экономии национальных расходов. Совокупно примерно так на 120-140 млрд. долл. в год, которые Америке можно просто не платить. Тогда надобность в сохранении Альянса, очевидно, полностью пропадет и для США, финансирующих половину всех его расходов.
Словом, на наших глазах разворачивается очень важная геополитическая партия, способная многое изменить в текущем мире. А ведь еще каких-то два десятка лет назад кто мог предположить, что самым слабым звеном американской "Анаконды" окажется именно Турция! В ходе начавшегося конфликта Турция, безусловно, не станет русской – нам это и не надо, главное – чтобы оставалась «турецкой», но и оставаться американской она уже не может тоже. Поэтому кто бы в конфликте Анкары и Вашингтона не победил, НАТО и евроатлантическая солидарность, однозначно, проиграют.
Комментарии читателей (0):