Есть все-таки определённая ирония истории в текущем моменте. Владимир Путин начал частичную экспроприацию сверхдоходов олигархов (в этот раз металлургов и химиков), когда тем банально некуда от него спрятаться. Раньше можно было увести капиталы в западные банки, укрыться под западной юрисдикцией, или в офшорах. Сейчас это, мягко говоря, проблематично.
В условиях, когда Штаты и примкнувшее к ним Соединённое королевство объявили настоящую охоту на русских олигархов и их «незаконные капиталы», а в перспективе к этой охоте грозит присоединиться и весь ЕС, шантажировать Путина угрозой вывоза капитала уже несподручно. Некуда его вывозить. Не этими людям точно.
Перед ними встаёт простой выбор: или поделиться излишками и сверхдоходами с российской казной или рисковать тотальным ограблением на Западе. В первом случае у них будет хоть какая-то признательность от родного правительства, во втором случае им даже на сочувствие рассчитывать не стоит. Если (когда) их станут грабить на Западе, сочувствовать им не станет никто. Помогать, соответственно, тоже.
В очередной раз Владимир Путин продемонстрировал своё уникальное чутье текущего момента. Как великий уравнитель он вовремя решил уравновесить тяготы одной социальной группы тяготами другой. Пенсионная реформа должна быть уравновешена частичной экспроприацией, в которой, может, и нет особой экономической надобности, но социально-политическая очевидна.
Как не раз это бывало в России, в тяжелые времена тягло должны тянуть все. Пётр I, ужесточая крепостное право и налоговый гнёт, заставил дворян служить и платить кровью за будущее страны. Путин, «всего лишь», увеличивает пенсионный возраст и заставляет магнатов делиться сверхприбылями. Но суть та же – вытаскивать страну из ямы должны все, отсидеться не удастся никому.
Теоретически, общее недовольство ухудшением условий существования должно сложиться и дать кумулятивный эффект, достаточный для мятежа и свержения Путина. На практике же, недовольство разных социальных групп не складывается, а гасит друг друга. У недовольных друг к другу всегда гораздо больше претензий, чем к Владимиру Путину, и потому они готовы мириться с его существованием, как с меньшим злом, по сравнению с возможной победой своих ближайших соседей и противников.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Постоянные свары и ссоры в лагере радикально-либеральной оппозиции демонстрируют это как нельзя более наглядно. Лидерам оппозиции важнее затоптать друг друга, чем Путина, и это означает, что власть и политика президента отнюдь не так ужасны и нетерпимы, как те представляют. Будь иначе, общий интерес и корпоративная солидарность взяли бы верх. Но не берут, а значит, всё довольно терпимо.
Та же тема на противоположном фланге.
Как великий уравнитель, Владимир Путин давит на разные сектора политического поля ни один не уничтожая полностью и не загоняя в невыносимые условия существования. Настолько невыносимые, чтобы можно было всерьез думать о свержении режима. Либералы и националисты, консерваторы и социалисты, левые и правые, православные и мусульмане, белые и красные, олигархи и бюджетники, интеллигенция и силовики – у каждой из этих политических и социальных групп влияния имеются свои, зачастую немалые, претензии к Владимиру Путину. Никто не удовлетворен его политикой целиком и полностью. Но никто и не разозлён ею настолько, из значимых групп влияния, чтобы всерьёз планировать и осуществить переворот.
Давя на всех, Владимир Путин каждому что-нибудь да даёт. Либералам – хоть относительную, но свободу мнений, высказываний, передвижения. Открытые границы, поляна нового искусства, творческая вседозволенность, и, главное, защита от угрюмой, не слишком просвещённой, массы недовольных, которая ненавидит либералов, куда больше, чем Путин. Самые просвещённые из просвещённых это понимают, и потому держатся за Путина, как за спасательный круг.
Националистам и имперцам Путин вернул историю, ностальгический антураж, Крым, чувство причастности к великим делам. И, главное, опять-таки, гарантию от возвращения и всевластия либералов, которые снова могут свернуть страну с желаемого пути.
И так везде и во всём. Свою долю ресурсов и сектор ответственности получают финансисты и силовики, олигархи и бюджетники, наука и богема, ВПК и АПК. Склонись Путин решительно на чью-то одну сторону, и ему не миновать дикого недовольства другой, социального раздражения, политической неустойчивости, и, как апофеоз, переворот, мятеж или гражданская война. Предотвратить подобное можно было бы решительными и масштабными репрессиями, но за без малого двадцать лет правления Путина можно было бы уже понять, что это не его вариант. Путин очень не любит кровавые чистки и смуты в стране. Ему по душе тонкое настраивание баланса, ему по душе великий уравнитель. Как во внутренней, так и во внешней политике.
Поэтому не будет никакого переворота, мятежа или социального взрыва. Путин выровняет баланс, как всегда, и им снова все будут недовольны. Но не настолько, чтобы развязывать настоящую войну. Ведь в равной степени Владимир Путин всем зачем-то да нужен.
Комментарии читателей (2):
Для начала полезно разобраться с ПРИЧИНАМИ появления сверхдоходов, появление которых говорит о том, что налоговая система являющаяся одним из инструментов настройки эффективности производства, как и экономика и финансовая система и проч., несовершенны, отчего в государстве наблюдается постоянный дисбаланс и нестабильность. Инструментарий необходимо настраивать и затачивать в УПРЕЖДАЮЩЕМ режиме для достижения поставленных целей, а не ограничиваться отдельными эпизодами изъятий тех или иных средств, т.е. все показатели, как-то, прибыль, фонд зарплаты, амортизация и проч., обязаны иметь соответствующие параметры - плановые показатели, т.к. ПЛАН это ЦЕЛЬ, а РЫНОК, НАЛОГОВАЯ и ДОТАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ФИНАНСЫ - ИНСТРУМЕНТАРИЙ для достижения ЦЕЛИ. Рынок сам по себе ничего не отрегулирует - это ложь либерастов и пока они будут во власти эти проблемы решены не будут