Несмотря на принципиально иной подход к фактам и оценке происходящего вообще, Украина, тем не менее, живет видимостью вполне обычной жизни. Еще ходит транспорт. Еще есть электричество. Еще кое-как работают какие-то заводы. Еще показывает телевизор, на всякие шоу в который приглашаются разного рода значимые лица. В том числе иностранные эксперты. По местной традиции – преимущественно западные. Чтобы их рассказы о перманентной российской агрессивности выглядели весомее.
Так что появление на espreso.tv отставного британского полковника, ныне военного эксперта Глена Гранта сенсации не предполагало. Равно как не должна была удивить его русофобская позиция. Других там на ТВ просто не приглашают. Однако ткнув пальцем в небо, британец абсолютно случайно попал в десятку. Разве что сильно перепутав причину и следствие.
Одна из важных местных тем – дальнейшая перспектива войны на Донбассе, которая раньше называлась АТО, теперь переименована в ООС, но по-прежнему остается в глубоком тупике. Признать поражение Киев не желает категорически. Победить силой оружия – не имеет возможности. При этом все еще надеется, что раздувание темы российской военной (и геополитической в целом) агрессии может принести некие финансовые дивиденды. Запад, мол, продолжит оказывать финансовую помощь, а то, возможно, подкинет и летального оружия, или, совсем в идеале, вступит в войну с Москвой напрямую, подарив потом плоды якобы неизбежной победы полностью Украине (громкий смех в зале).
В этом контексте полковник Грант в ходе эфира рассказал о том, как коварная Россия намерена подлым образом, совершенно в разрез с понятиями цивилизованности, захватить у Украины все Приазовье с Мариуполем в придачу. По его мнению, Москва специально построила Крымский мост и теперь жестко препятствует своими досмотрами торговому судоходству в украинские Бердянск и Мариуполь. Это создает проблему бизнесу и вынуждает судовладельцев переходить на работу через другие порты, которых на Украине осталось всего ничего. Таким образом, грузооборот в портах падает, люди остаются без работы, их уровень жизни снижается, они вынуждены куда-то уезжать, земля пустеет и ее, в конечном итоге, почти без усилий и сопротивления заберет Россия. Такой вот еще один хитрый план Путина (ХПП).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что любопытно, в общем, британец не так уж и далек от истины. С той лишь разницей, что сильно перепутал начало и конец. Досмотр судов на Азове действительно имеет место быть. Только является неизбежной мерой по борьбе с украинским морским пиратством. Во всяком случае, захват российского сейнера украинской стороной никак иначе назвать невозможно.
Однако, как показывает статистика, из 98 досмотренных судов за истекший год арестованы были всего три с явным криминальным уловом рыбы без документов на право ведения лова вообще. Остальные корабли после досмотра, длившегося не более трех часов, продолжили следовать своим курсом, на их бизнес эта остановка никакого решительного влияния оказать не могла.
Другой вопрос, что товарооборот в портах Украины действительно падает. Не так чтобы сразу обвально, но удручающе стабильно, по 2-3% в год. Десяток лет такой динамики и объемы сократятся на треть. Через пятнадцать – на половину. Потом их можно будет тоже распиливать на металл. Впрочем, даже сейчас он поддерживается в значительной степени искусственно. В попытке спасти показатели украинские власти снизили портовые сборы на 20%, то есть доходы с портов уже сократились на пятую часть.
Через них становится просто нечего возить. Тот же Бердянск был ориентирован на обслуживание транспортного потока идущего через Волго-Донской и Беломорско-Балтийский каналы. Однако власти страны делают все, чтобы торговые связи с Россией разрушить, что им, надо сказать, постепенно удается.
Еще украинские порты обрабатывали грузопотоки в Казахстан, Иран и Закавказье (через Грузию). Они сократились почти на две трети. Попытка наладить сбыт украинской продукции через Средиземное море в США провалилась по причине ненужности там украинских товаров. А остатки всего востребованного в Европе с успехом перевозит железная дорога. Правда и там объемы падают, но вдвое медленнее морских перевозок. Хотя действия российских пограничников на Азове железной дороги не касаются уж точно никак.
Страна ударными темпами превращается в "аграрную супердержаву", которая, кроме продовольствия и некоторых видов ископаемого сырья особо больше ничем заинтересовать не может. Да и это европейцы согласны брать в пределах жестких нормативов.
Как следствие порты и связанная с ними инфраструктура медленно погружается в депрессию. Нет грузооборота – нет работы, нет работы – нет зарплаты, нет зарплаты – на что жить? Кто может – уезжает. Кому везет – оседает в других регионах Украины, кому нет – превращается в источник дешевой рабочей силы для Польши. По некоторым данным, там на сезонных работах уже занято больше 10 млн. украинцев. Остальные остаются просто существовать, перебиваясь вообще случайными заработками.
Как это всегда в подобных случаях происходит, возможности государства по обеспечению социальных гарантий и общественной безопасности сокращается до критичного уровня. Впрочем, соблюдение законов на Украине давно уже вызывает большие сомнения.
Пока процесс еще не выглядит фатальным, но пусть сам того не желая, Глен Грант верно обрисовал суть складывающейся тенденции. Рано или поздно оставшееся выживать местное население докатится до той точки отчаяния, когда ему станет глубоко наплевать на то, кто в итоге возьмет верховную власть над регионом, какой у него будет флаг, и какой там язык будет государственным. Лишь бы он действительно навел порядок и дал работу. Пример Крыма тут оказывает действие сильного катализатора.
И вот тогда, однажды, они там согласятся даже на Путина. Более того, сами, если не взмолятся с просьбами "принять под свою руку", то если вдруг граница куда-нибудь подвинется на Запад, лишь вздохнут с облегчением.
Для нынешнего Киева подобное развитие событий действительно несет в себе однозначную угрозу. Не столько самим фактом возможности дальнейшей утраты территории, сколько невозможностью такой тенденции хоть что-нибудь противопоставить. Что армию, что националистические группировки, опереться на которые теоретически возможно, нужно каждый день кормить, а кормовая база сокращается. Значит, придется закрывать глаза на рост грабежей, что, собственно, на контролируемой Киевом части Донбасса повсеместно случается уже. А это еще больше усиливает уровень недовольства остатков местного населения, следовательно, лишь ускоряет процесс. Но виновата во всем этом, конечно же, исключительно Россия, кто бы спорил! Эх, Украина-украинцы…
Комментарии читателей (0):