На днях увидела свет любопытная статья руководителя Школы востоковедения ВШЭ профессора Маслова, посвященная вопросу, в нашей стране часто задаваемому по меньшей мере на протяжении последнего десятилетия.
Как же так получилось, что два идеологически вроде одинаковых социалистических государства, столкнувшись с капитализмом, пришли к совершенно противоположным результатам? Советский Союз рухнул, тогда как Китай за четверть века из аутсайдеров выбился в экономические лидеры и уже неумолимо поднимается в геополитические. Мы экономическую войну с США формально выдержали и теперь даже возвращаемся к скромному росту, заплатив при этом полным расходованием одной из двух имевшихся заначек. Китай точно такую же войну выиграл, во-первых, не допустив введения против себя политически мотивированных санкций, во-вторых, парировав попытки введения запретительных пошлин со стороны своего ключевого покупателя.
По мнению автора, ключевых условий успеха Поднебесной четыре. Во-первых, государство не проводило приватизации, сохранив тем самым контроль над существовавшими тогда предприятиями. Частный бизнес активно и четко подталкивался в сторону создания новых мощностей, тем самым расширяя промышленную базу страны.
Во-вторых, иностранные инвестиции в страну приглашались не абы какие и не абы куда, а только под развитие производственных мощностей. Для чего в свободных экономических зонах инвесторам предоставлялись весьма льготные условия. Но строго для производителей, торгово-посредническим и финансовым структурам доступ туда был решительно закрыт.
В-третьих, чрезвычайно важным автор считает сохранение правительством страны доверия населения к денежно-финансовой системе государства. Несмотря на переходный период, юань сохранил не только функцию инструмента платежного обмена, но и функцию накопления богатства. Даже при маленьких зарплатах смысл копить и вкладывать, очевидно, сохранялся. Это значительно стабилизировало экономику.
И самое главное, - Китай предельно осложнял механизм вывоза капитал из страны. Тем самым стимулируя владельцев к расширению реинвестирования прибыли, чем еще больше ускорялся рост экономической мощи страны.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Все перечисленное, безусловно, верно, однако приходится признать, оно касается лишь чисто тактического уровня, отражая только следствие нескольких главных различий, предопределивших дальнейший итог. Автор о них говорит тоже, но в общую причинно-следственную картину не встраивает, хотя именно они являются фундаментом всей конструкции китайского успеха. Да и государства тоже. Таких причин три.
Первая - культурная. Даже при всей нынешней открытости и широкому применению англицизмов в быту (в том числе сопровождению всех ключевых программных документов государства официальными англоязычными названиями) Китай в культурном отношении остается самобытной страной. Местное у них в любом случае лучше иностранного. Все, от стихов и песен, до кинематографа и культурных традиций. Иностранное они перенимают очень медленно и практически в гомеопатических количествах, сначала не единожды убедившись в безопасности и полезности нововведения. У них сегодня даже интернет собственный, четко изолированный от остального мира.
В этом смысле Россия отличается радикально, что на уровне элиты, что на обычном бытовом – чужое считается заведомо превосходящее все отечественное. Мы с энтузиазмом подхватывает отмечания всяких там Дней Святого Патрика и Святого Валентина, а самое главное, с готовностью отказываемся от проверенных отечественных фундаментальных механизмов, как, например, в образовании. Перенимается при этом в основном форма, тогда как Китай, в первую очередь, изучает и копирует лишь полезную часть содержания.
Вторая - тоже культура. Государство в Китае руководит, в том числе, бизнесом и даже участвует в долевом владении госкорпораций, но при этом строго следит за жестким разделением между коммерцией и государством как институтом. У них даже самый успешный и богатый коммерсант не может стать министром, тем более возглавить кабинет. Точно также государство строго следит за неучастием чиновников в любого рода бизнесе. Как лично, так и опосредованно через родственников. Ты или государственный человек, или коммерсант. Два в одном не допускается.
Культурной является и третья фундаментальная причина. Целостность китайской культуры распространяется на два фундаментальных понятия: истории страны и праведности богатства. В их национальной истории все события являются завершенными. В том смысле, что никто там не призывает к пересмотру итогов, значения или результатов. Причем история не идеализируется и не лакируется. Ошибки, неудачи, перегибы все это признается. Но, в конце концов, под каждым вопросом проведена черта и сформулирован итог, который больше не пересматривается. В отношении того же Мао определено, что его ошибки занимают 20% результата, тогда как успехи и польза - 80%. Потому история страны в целом имеет позитивную коннотацию, что прямо способствует сплоченности общества в целом.
В этом же смысле богатство не противопоставляется праведности. Так что быть коммунистом и заниматься бизнесом ни у кого в Китае когнитивного диссонанса не вызывает. Как не подвергается сомнению вопрос иерархии личных, частных и государственных ценностей. Общество не ставит перед собой принципиально невыполнимых целей и не считает правильным противопоставлять между собой разные социальные или общественные группы. Соблюдение государственных норм признается наивысшим приоритетом. Что важно – одинаковым для всех, включая чиновников и высшее руководство государства.
Конечно, на первый взгляд изложенная картина может показаться идеалистичной. В конце концов, в Китае была и своя Болотная, и коррупционеров каждый год расстреливают, так что, как говорится, не без проблем. И это факт. Однако в целом уровень жизни в стране растет. Напряженность в обществе снижается. Уровень благосостояния увеличивается.
Другое дело, что китайский рецепт в полном объеме подходит только китайскому обществу и крайне ограниченно применим за его пределами. Нам в любом случае придется искать свой собственный вариант успеха. Просто потому, что мы не китайцы. Не лучше. Не хуже. Мы просто другие. Свои собственные. Со своим уникальным сочетанием качеств, что обычно и называется общим понятием культуры.
Но кое-какой опыт перенять все же возможно. Западная культура, и основанные на ней нормы (экономические, политические, социальные), нам не подходит точно.
Комментарии читателей (0):