Эти события имеют все шансы войти в учебники истории в качестве примера разрушительности принципа бумеранга в геополитике. Еще совсем недавно, в случае успеха, Транс-тихоокеанское партнерство на американских условиях гарантировало бы экономическую колонизацию стран АТР транснациональными корпорациями США.
Получаемые этим рыночные преимущества, особенно если бы "получилось" и с TTIP с Европой, позволили бы Вашингтону не только переписать нормы ВТО откровенно в свою пользу, но и снова вернуть положительность внешнеторговому сальдо. Тем самым запустив новую эру обогащения США. А так как политика всегда есть производная от экономики, то очень скоро перемены в базисе привели бы к глобальной реконструкции системы международных отношений с заменой механизма ООН на саммиты ведущих западных стран, проводимые под индексом G (от слова – global) - G7, G12, G20.
Но не получилось. В Европе совсем, на Тихом океане и в Азии – в главном вопросе фундаментальных принципов. Хотя США в АТР формально договор TTP подписали, по факту в нем не получилось закрепить главное – раздел про корпоративные суды, что выхолостило идею создания общего торгового пространства до ничем особым не примечательного рядового соглашения о торговле.
Ставший президентом Дональд Трамп, полагая Америку все еще гегемоном, решил, что выход из неудавшегося соглашения его похоронит и создаст условия для переговоров о новых, более выгодных условиях доступа зарубежных поставщиков на все еще огромный и сильно привлекательный американский внутренний рынок. Естественно, условия, выгодные, прежде всего, для Америки.
Однако что-то пошло не так. США из ТТP официально вышли, но к автоматическому распаду соглашения это не привело. Более того, процесс формирования его конкретных механизмов только ускорился. Так, агентство Блумберг сообщило о встрече министров торговли шестнадцати стран этого региона первого июля текущего года в Токио.
Важность произошедшего заключается в двух ключевых моментах. Во-первых, участники активно продвигаются к созданию общего рынка, охватывающего не только Тихий океан, но и Азию. В сумме это треть мировой торговли и половина населения планеты. Если большинство отдельных участников соглашения многократно уступают масштабам американской мощи, то их совокупный ВВП по размеру уже приближается к американскому, тем самым лишая Вашингтон возможности экономического, а значит, и политического диктата.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Во-вторых, и сама по себе идея общего азиатско-тихоокеанского торгового соглашения оказалась не просто жизнеспособна, но еще и сильно привлекательна. К изначально десяти договаривающимся государствам Ассоциации Юго-Восточной Азии присоединились: Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия. Министр торговли Японии Хирошиге Секо (Hiroshige Seko) отметил, что фактически речь идет о формировании на планете нового торгового блока, о присоединении к которому с участниками консультируется даже Китай. Это тем более удивительно, учитывая достаточно острые противоречия между Пекином и Дели, местами балансирующие на грани вражды. Однако действия США, фигурально выражаясь, оказываются куда более страшным крокодилом.
Сюда также следует добавить явно наметившееся антиамериканское экономическое сближение Китая и ЕС, также инициированное торговой войной, начатой Трампом.
Похоже на то, что в своем стремлении "сделать Америку снова великой" ее президент слишком переоценил истинные размеры привлекательности США для остального мира. Имея даже одиннадцать авианосных ударных групп и огромный арсенал ядерного оружия, Вашингтон все равно оказывается критично ограничен в реальных экономических возможностях. Америка больше не является доминирующим мировым производителем товаров даже в сегменте передовых технологий. А уж в среднем машиностроении и ординарных потребительских товарах она фактически уже мало чем отличается от Мексики или Бразилии, считающихся странами второго мира.
Для действующей администрации результат оказался столь ошеломительным, что в ней начались, пока непубличные, разговоры - а не слишком ли круто мы завернули? Wall Street Journal, со ссылкой на внутренние источники, сообщает о начавшемся во властных кабинетах разговорах о возможной целесообразности "ослабить хватку" и смягчить санкционные требования. По крайней мере, на время и для некоторых стран. Но есть большие сомнения, что после всех прошлых кульбитов в новые американские обещания теперь хоть кто-нибудь поверит.
Впрочем, это даже хорошо. Рост международной напряженности последних полутора десятков лет самым непосредственным образом инициировался даже не столько самими США, сколько очевидным несоответствием господствовавшей в общественном представлении идеи абсолютности западного доминирования и монолитности коллективного Запада в целом реальному положению вещей. Для маскировки требовалась военная угроза, масштаб которой мог бы надежно замаскировать все погрешности. Заодно вызвав истерию "все для фронта, все для победы", козыряя которой Вашингтон мог оправдывать начатый им финансово-экономический передел в свою пользу.
Следовательно, увеличивающийся масштаб выпадения США из всех механизмов доминирования, потребность в поддерживании (тем более раздувании) войны однозначно снижает. Что конечно не может не радовать. В этом смысле Трамп, безусловно, молодец.
Комментарии читателей (0):