Как известно, в каждом уважающем себя генеральном штабе в сейфах лежат запечатанные сургучом пакеты с заранее проработанными планами действий на все случаи жизни. Включая самые невероятные, вроде высадки инопланетян или конца света. На самом деле, это не так, чтобы сильно шутка. Как правило, самым острым дефицитом в любом ЧП становится время на сесть и спокойно подумать. Так что даже самый плохой план обычно оказывается гораздо лучше, чем вообще никакого.
Впрочем, за ней (шуткой) не редко пытаются прятать реальные процессы, которые не желают предавать огласке или которые не удалось уберечь от утечки. Примером тому служит аналитическая статья в The Washington Post, авторы которой говорят об активизации в Пентагоне работ по анализу стоимости и последствий вывода армии США из Германии. Официальные лица Пентагона упомянутые в ней факты не столько полностью отрицают, сколько ссылаются на естественность военного планирования для самых разных вариантов развития событий. Мол, ничего особого не происходит, просто финансовое управление анализирует структуру и объем текущих расходов с целью поиска вариантов их оптимизации. Объяснение могло бы быть принято, если бы не ряд косвенных признаков, свидетельствующих об обратном.
Как уже известно, Германия в предстоящие 10-15 лет свои военные расходы повышать, конечно, планирует, но они точно не достигнут требуемого Вашингтоном уровня в 2% ВПП. Кроме того, эти деньги пойдут, прежде всего, на обновление технического парка, который в большинстве своем состоит из вооружений европейского производства. Так что американскому ВПК из них ничего существенного не перепадет.
Состоявшийся 20 июня 2018 года визит в США министра обороны Германии Урсулы фон дер Ляйен каких-либо принципиальных изменений в текущее положение дел перед предстоящим саммитом НАТО в Брюсселе не принес. Вашингтону нужны дополнительные деньги. Получить их Трамп желает за счет увеличения доли военных расходов европейских стран хотя бы до пресловутых "двух процентов".
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Однако вместо этого он не получает ничего. Мало того что, в отличие от Японии, Германия покрывает лишь треть расходов по содержанию американского военного контингента на своей территории, так еще и делает это в основном не деньгами, а в натуральной форме, то есть бесплатным выделением земель под объекты, предоставлением инфраструктуры и обеспечения прочих аналогичных потребностей.
Тем самым Трамп и США, в целом, оказываются загнаннымы в почти тупиковую ситуацию. Продекларировав обязанность европейцев платить за американскую защиту, хозяин Белого дома тем самым как бы намекнул, что без денег защищать Европу США не намерены. Тем самым создав непростую дилемму: как предстоит реагировать дальше, если немцы не уступят. Вариант игнорирования отказа несет огромные, можно сказать даже фатальные, негативные последствия для геополитического влияния США. Лидер, позволяющий пропускать мимо ушей свои требования, очень быстро перестает быть лидером, а на этом сегодня основывается львиная доля экономического благополучия Америки.
Насчет львиной это вовсе не просто красивый оборот речи. Больше половины текущих доходов американского бизнеса и бюджета напрямую завязаны на доминировании доллара в мировых финансах и американских корпораций на иностранных рынках. Сокращение этих доходов грозит обрушением социального договора, а, следовательно, и риском распада США как федерального государства. Такое за один день, конечно, не случится, но тенденция иных вариантов не оставит.
С другой стороны, если одновременно нельзя остаться и невозможно уйти, значит, Пентагон должен искать варианты какого-либо перебазирования, позволяющего сохранить лицо. Вероятно, именно этим и объясняется возросшая активность аналитики оценки стоимости ухода из Германии.
Подтверждением тому, пусть тоже косвенным, служит публичная инициатива Варшавы с предложением подарить Вашингтону два миллиарда долларов за развертывание базы США в Польше. Профит поляков тут совершенно прозрачен. Превращение в ключевую и практически единственную базу Пентагона в Европе (имеется в виду как основной тыловой район с ключевыми элементами инфраструктуры, а не просто место расположения казарм) означает, что те 70% денег на расходы по содержанию иностранного контингента, которые раньше поступали в Германию, теперь станут доставаться Польше.
Наивно рассчитывать, что экономически уступающие немцам в 7,7 раза поляки согласятся оплачивать все расходы полностью за свой счет. В Вашингтоне этот момент понимают, поэтому Пентагон на польское предложение ответил отказом, тогда как Госдепартамент использует его в качестве козыря в переговорах с Берлином, намекая на наличие у Америки технической возможности "уйти".
Надо полагать, допуская такую утечку, администрация Трампа ожидала от немцев и европейцев вообще, полной и безоговорочной капитуляции, но получила прямо обратный результат. Евросоюз не только не испугался, но даже дружно провозгласил официальное начало формирования собственной армии ЕС, полностью отдельной от НАТО. Объективно с ней у европейцев большие сложности, но формально, на бумаге, этим решением можно парировать американский аргумент о важности и нужности сохранения Альянса для обеспечения общеевропейской безопасности.
Теперь все зависит от итогов Брюссельского саммита Североатлантического блока, который состоится через неделю. В текущем раскладе уже нельзя исключать, что планы по выводу контингента из Германии Пентагону могут потребоваться вовсе не теоретически.
Комментарии читателей (0):