На судне бунт, над нами чайки реют,
Вчера из-за дублонов золотых
Двух негодяев вздёрнули не рее,
Но мало, нужно было четверых.
В.Высоцкий
В СМИ сенсация – на европейском корабле бунт. Италия взбунтовалась из-за мигрантов. Устав от положения вечного пассивного потерпевшего ради чужих интересов, Рим внезапно ударил Европу в самое солнечное сплетение. Но немного по порядку.
28-29 июня в Брюсселе проходил саммит ЕС по целому кругу вопросов: торговля, безопасность, отношения с США. Входил сюда также и вопрос миграции. Так как в Европе всеми вопросами рулит Германия на пару с Францией, то Италия всегда оказывалась в положение страны, вынужденной присоединяться к чужим решениям. В том числе и по теме миграции. Но сейчас Италия дождалась подходящего момента и нанесла неотразимый удар по миграционной теме. И как это бывает обычно, целились в мигрантов, а попали в Евросоюз.
Пред саммитом Рим серьёзно пытался надавить на коллег по европейскому цеху и добиться от них гарантий жёсткого решения по мигрантам. Он требовал согласованных действий по остановке миграционных потоков. Те кисло кивали, обещали подумать, поддержать - и быстро убегали. И вот теперь Рим взбунтовался. Премьер-министр Италии Джузеппе Конте заявил, что Рим много лет терпел поддержку лишь на словах и больше терпеть не намерен. И потому Италия не подписывает проект итоговой резолюции по мигрантам. А без этого не может быть подписана общая итоговая резолюция по всем вопросам саммита, под которой должны стоять подписи всех лидеров стран Евросоюза.
«Мы ждём действий" - говорит Конте, - "Ничто не может быть согласовано до тех пор, пока всё не будет ободрено". Неожиданно машина согласований Евросоюза встала. Растерянные Дональд Туск и Жан-Клод Юнкер объявили журналистам, что итоговая пресс-конференция откладывается. Все неожиданно столкнулись с категоричной позицией Италии. Макрон попробовал уговаривать Конте - бесполезно.
Италия и Франция смогли выработать совместный документ, поддержанный группой из нескольких стран, где предложено создать ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕС несколько накопительных центров для приёма беженцев, и уже оттуда их сортировать и распределять по тем странам ЕС, которые дадут "добровольное" согласие на их приём. Идея пока довольно сырая, не ясно, где и как создавать эти центры, но по этому направлению пока можно нащупать хоть какой-то консенсус.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Возражения Италии вызывает не сама идея приёма беженцев, а ранее принятые Дублинские соглашения, согласно которым вся ответственность и нагрузка по мигрантам ложится на страну пребывания. Италия требует, чтобы эта ответственность и нагрузка были равномерно распределены по всем странам ЕС. Ответственность должна быть общей, а не той страны, которая примет мигрантов у себя. Понятно, это не вызывает энтузиазма у всех прочих союзников, так как за ответственностью следуют денежные затраты. А бюджет ЕС не резиновый. К тому же такое решение означает, что долевые взносы в бюджет вырастут для всех. Никто этого не хочет.
Возник классический переговорный тупик. Позиция Италии накладывается на позицию Венгрии, Австрии и Польши. Те занимают ещё более категоричную позицию по мигрантам - никаких вообще беженцев в свои страны они больше впускать не намерены.
Детонатором конфликта на саммите в Брюсселе стала двухнедельная борьба вокруг нескольких судов с беженцами, которых выловили в Средиземном море. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Италии.
Немецкая позиция по этому вопросу озвучена канцлером Германии Меркель. Она предупреждает, что по миграционному вопросу ЕС может треснуть по самым своим сварным швам, как немецкий "Тигр" после попадания в него снаряда САУ-152. Меркель призывает не упираться в один вопрос, а решать все их в совокупности. Этим нехитрым приёмом - увязать всё в один пакет и с главными темами протащить конфликтные - Меркель хочет объехать тему, по которой на этом саммите согласия выработать не успевают. На достижение согласия у них есть всего пятница. Не успеют - здание ЕС пойдёт трещинами.
Опасения Меркель поддерживает Туск. Он предупреждает, что если европейские лидеры не договорятся по мигрантам, то это предоставит евроскептикам дополнительные аргументы. К евроскептикам принадлежат те консервативные силы в Европе, за которыми стоит местный капитал, испытывающий угнетение со стороны глобальных ТНК и выражающих их интересы правительств. Джузеппе Конте принадлежит именно к тамим европейским консервативным силам, которые выражают интересы европейского старого капитала, проигравшего глобалистам 20-й век и теперь ищущие реванша.
России не выгодно было создание ЕС, его лоббировали американцы, рассчитывая консолидировать управление Европой через Брюссель. Но, как это обычно бывает с агентами, настал "эксцесс исполнителя" - агент вышел из повиновения. Встающий на ноги ЕС обрёл свои интересы и стал превращаться в конкурента США, а это уже на руку России. Раздробленная и ослабленная Европа станет более лёгкой добычей США, так как там снова возникнут таможенные и валютные барьеры. Такую Европу США поставят под более плотный контроль, чем имеется сейчас.
Все перспективы Германии на главенство в раздробленной Европе будут перекрыты. А значит, что будут поставлены под удар российско-германский газовые проекты и отложена перспектива создания европейской армии как альтернативы НАТО. Такой сценарий утраты суверенитета ЕС как ещё одного центра силы России не выгоден, хотя ЕС и является её геополитическим конкурентом. Однако намного важнее способность ЕС ослаблять влияние США на территории Европы. Для России нужен не распавшийся Евросоюз, а дружественный, или хотя бы нейтральный. Для этого в Европе должна окончательно утвердиться Германия. Все попытки воспрепятствовать этому оставят Европу расколотой. Этот раскол будет непременно поддерживаться США и Британией.
Как ни странно это выглядит, несмотря на всё оппозицию Германии в адрес России, Москве отставка Меркель и крушение ЕС очень не выгодны - во всяком случае, до окончания газовых проектов. Через 2 года - всё, что хотите, но пока не окончен СП-2, пусть всё остаётся как есть. А дальше – хоть Европа двух скоростей.
Для России максимально желателен такой вариант, когда ЕС не распадается, но существует в ослабленном конфликтами виде. Для такого ЕС важность России возрастает в разы и, стало быть, задачей России является не решение европейских проблем, а их консервация. Россия решает свои проблемы в первую очередь и никому ничего не должна, потому и не имеет смысла на неё обижаться. Судя по теме Крыма, Европа платит России той же монетой, и в этой борьба эгоизмов, названных национальными интересами, и выражена вся суть международной политики.
Комментарии читателей (0):