По целому ряду причин противостояние островных и континентальных государств в океане всегда носили асимметричный характер. Критично зависящий от морских перевозок остров всегда первым стремился к установлению контроля над морем, как ключевым элементом его экономической, а значит, и стратегической, логистики. Живший преимущественно "с суши" континент в этом соревновании "снаряда и брони" обычно всегда опаздывал. Для континента море всегда воспринималось, в первую очередь, источником угрозы, потому и флот обычно носил преимущественно оборонительный характер и, в целом, по темпам развития отставал от островитян.
Первыми сей факт на себе ощутили французы, столкнувшиеся с последствиями английской континентальной блокады в эпоху Наполеоновских войн. Затем на эти грабли наступила Российская Империя, проигравшая в начале ХХ века войну Японии. Итоговую точку поставило Ютландское морское сражение, поражение в котором толкнуло Германию в сторону поиска несимметричного ответа, коим стали подводные лодки.
Недостаточный тогда уровень их технического совершенства не позволил подлодкам победить в морской войне, точнее в обеих мировых, но сегодня все указывает на то, что России в этом вопросе удалось добиться коренного перелома. Военно-Морской институт США (USNI) назвал создающиеся у нас сегодня АПЛ пятого поколения "серьезной угрозой безопасности" авианосцам и новейшим американским АПЛ типа "Сивулф" и "Вирджиния". Фактически командование ВМС США поставило под сомнение способность флота сохранить доминирование в океане поле того, как Россия начнет перевооружение на свои новые подлодки.
Речь идет о проекте "Хаски", сегодня являющимся одним из самых засекреченных, но и самых интригующих перспективных военно-морских проектов России. Точных данных по нему нет, но разработчик - Объединенная Судостроительная Компания (ОСК) - некоторые утечки допустил. Надо полагать, далеко не случайно.
По словам главы ОСК Алексея Рахманова, речь идет о создании универсальной платформы, совмещающей в себе достоинства и ключевые элементы как стратегических, так и ударных многоцелевых лодок. К началу текущего года общая концепция проекта, судя по всему, создана и заказчиком - ВМФ РФ - согласована. Во всяком случае, заместитель главнокомандующего флотом вице-адмирал Виктор Бурсук говорит о перспективах и планах на строительство серии лодок как факте решенном. В кораблестроительной программе 2018-2025 годов выделение денег на него зафиксировано.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Судя по всему, речь идет об атомной лодке водоизмещением порядка 12 тыс. тонн в двух вариантах вооружения. Один основан на новейшем ударном противокорабельном комплексе 3К-22 "Циркон" с гиперзвуковой ракетой 3М22, второй станет преимущественно носителем крылатых ракет "Калибр". Задачей первых станет уничтожение крупных корабельных соединений противника, включая десантные ордеры и АУГ. В то время как вторые предназначены для нанесения ударов по объектам на суше. Впрочем, сегодня по открытым источникам окончательный ответ дать нельзя. Не исключено появление варианта, совмещающего оба вида.
Главное в другом. Ключевым преимуществом новой АПЛ станет бесшумность. Даже сегодня "лодки типа Кило" (по российской терминологии проект 636 "Варшавянка") заслуженно считаются страшным ночным кошмаром адмиралов НАТО. Но "Хаски" выделяются даже на их уровне. Руководство ОСК утверждает, что по шумности новая российская подлодка будет ниже уровня естественных шумов моря, далеко превосходя все ныне существующие мировые проекты. Включая американские, британские и французские. Командование флотов стран НАТО, опирающееся явно не только на открытые источники, возможность достижения русскими обещанных характеристик признает. Что позволяет считать все сказанное близким к реальности.
Начало серийного выпуска "Хаски", действительно, способно в корне изменить военно-морской баланс сил в мировом океане. Однако считать победу достигнутой пока еще рано. Строительство первой лодки серии должно начаться в 2023 году, а спуск на воду не ранее 2027-го, с передачей флоту в 2030-м. Учитывая хроническую, еще с советских времен, болезнь военных кораблестроителей по срыву плановых сроков, заявленные цифры, возможно, выполнены не будут.
Второй проблемой у нас является постоянные попытки пересмотра состава однотипных серий, что формально должно приводить к получению флотом самых передовых судов, но обычно заканчивается лишь ростом разносортицы, затрудняющей обучение, оснащение и снабжение. Однако в целом все же есть достаточно оснований полагать, что после 2030 года АПЛ "Хаски" в состав подводного флота России поступать начнут и тогда американское доминирование в Океане окажется под большим вопросом.
Комментарии читателей (0):