Дипломатия Союзного государства: парадоксы интеграции

Министерства иностранных дел России и Белоруссии поднаторели в превращении недостатков в достоинства
29 мая 2018  21:30 Отправить по email
Печать

В конце мая произошли два интересных события в жизни Союзного государства Белоруссии и России: глава МИД РФ Сергей Лавров провёл переговоры в Минске, а незадолго до этого в Санкт-Петербурге состоялся масштабный ХXII Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2018). В этих двух событиях проявились парадоксальные явления, которым участники и сторонние наблюдатели дали полярные оценки.

Внимание многих привлекла интересная особенность первого по хронологии мероприятия: белорусского павильона на ПМЭФ-2018 не было. Этот факт стал индикатором готовности официального Минска к демонстрации своего экспортного потенциала и развитию сотрудничества - в том числе с Россией как частью Союзного государства.

ПМЭФ- 2018 посетили представители белорусского чиновничества и прозападной оппозиции (Татьяна Короткевич и другие). Они осматривали павильоны других стран, а также комментировали происходящее для государственных низкорейтинговых СМИ. Белорусским промышленникам, аграриям и учёным, судя по отсутствию павильона, продемонстрировать было нечего и контакты с потенциальными партнёрами их не интересовали. Возможно, в Белоруссии настолько тяжёлая ситуация, что участие в таких мероприятиях стало не по карману.

Вместе с тем, понимание важности мероприятия в Белоруссии есть и об этом проинформировало посольство Белоруссии в России: «ПМЭФ-2018 — ежегодный экономический саммит России и стран СНГ — стал самым масштабным за всю историю его проведения. Участие в форуме приняли около 15 тыс. гостей из более чем 140 стран мира, представители почти 1,5 тыс. компаний. Присутствовали главы, премьеры, спикеры парламентов ряда стран, свыше 50 министров».

Из сообщения не очевидна практическая отдача от посещения ПМЭФ-2018 делегацией официального Минска. Она более походила на группу ценителей бюрократического туризма, чем на заинтересованных в практической пользе для республики в целом, ищущих реальную пользу для конкретных предприятий и отраслей. По итогам форума нет сообщений ни об одном подписанном с белорусской стороной контракте или кооперационном договоре.

Нужны ли белорусскому директорату такие мероприятия, как ПМЭФ-2018? На этот вопрос слышатся однозначные ответы отовсюду. Например, из Парижа: миллиардер Джордж Сорос прямо заявил о необходимости готовиться к недалёкой перспективе, предупредив: «Мы можем увидеть еще один крупный финансовый кризис».

И сегодня же ответ на этот вопрос последовал из Минска: 29 мая о необходимости развития двусторонних отношений, в том числе в экономике, заявили Сергей Лавров и Александр Лукашенко. По итогам переговоров российский министр сообщил: «Сегодня мы говорили о наших экономических проектах, которые развиваются весьма успешно, а также о необходимости преодолевать проблемы, которые неизбежно возникают, когда настолько большой объем связей в торговле, экономике, в инвестиционной сфере и в сфере промышленной кооперации».

Лавров заверил: Москва и Минск «будут делать все, чтобы ЕАЭС укреплялся и развивался, в том числе и в плане расширения географии партнерских отношений с зарубежными странами и интеграционными объединениями, такими как МЕРКОСУР в Латинской Америке, Африканский союз, АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Как раз этому и способствует проведение таких мероприятий, как ПМЭФ-2018.

Непонятно, как белорусская сторона собирается преодолевать указанные проблемы в двусторонних отношениях, а также укреплять и развивать отношения с дальним зарубежьем без участия даже в тех выставках, высокий статус которых сама же и признаёт. Вместе с тем несомненные успехи в двусторонних отношениях есть даже при том, что дипломаты и чиновники недостаточно активно работают над вопросами интеграции и самоустраняются от решения важнейших вопросов Союзного строительства. По итогам 2017 года товарооборот России и Белоруссией вырос на 23,5% и составил $32,4 млрд, а за три месяца 2018 года прибавил ещё 21%. Успех мог бы быть гораздо большим, если бы правительство Белоруссии реализовало заявленные им же интеграционные проекты в промышленной сфере, например – «Росбелавто».

Выступая перед прессой после переговоров с главой МИД Белоруссии Владимиром Макеем, Сергей Лавров упомянул о проявлениях «конфронтационной политики по отношению к Российской Федерации, в том числе за счёт соревнования в русофобии – привлечь внимание старших товарищей к своим собственным проблемам». На самом деле такие проявления есть не только на Украине или в странах Евросоюза, но также и в Белоруссии, чему наглядный пример – уголовное «дело регнумовцев», или как его ещё называют - «дело пророссийских публицистов» Сергея Шиптенко, Юрия Павловца и Дмитрия Алимкина.

Глава МИД РФ обратился к другому, как теперь принято говорить – кейсу, сказав: «Хороший пример – т.н. «дело Скрипалей», которое рассыпается на глазах за отсутствием каких-либо доказательств или подтверждений». Странным образом Лаврова не интересует уголовная практика в другой части Союзного государства, наносящая огромный ущерб не только белорусско-российским отношениям, но и вполне конкретным русским в Белоруссии, которых Владимир Путин пообещал защищать.

«Хочу, чтобы все понимали - наша страна будет и впредь энергично отстаивать права русских, наших соотечественников за рубежом, использовать для этого весь арсенал имеющихся средств - от политических и экономических до предусмотренных в международном праве гуманитарных операций, права на самооборону», - заявил президент России в 2014 году.

Символично: рассмотрение апелляционной жалобы на приговор по «делу регнумовцев» в Верховном суде Белоруссии назначено на 12 июня – День России. В этот же день, 12 июня 2013 года Мингорсуд решил ликвидировать старейшую и крупнейшую организацию российских соотечественников в республике - Минское общество русской культуры "Русь". Тогда МИД РФ тоже устранился от решения проблемы, ответственность за возникновение которой представители белорусской общественности возложили в том числе на российских чиновников. Закономерным следствием такой политики стала открытая травля лояльных к России белорусов.

Дипломаты Белоруссии и России часто выдают желаемое за действительное вместо того, чтобы открыто и честно обсудить решение накопившихся проблем. Ибо общественности не всегда понятны некоторые явления. Например, Сирия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, а союзная Белоруссия - нет, и даже не поддержала другую часть Союзного государства в той «августовской войне». Россия отстаивала план федерализации Украины – Лукашенко его отверг и поддержал мятежников, которые захватили власть и устроили кровавую бойню, обливают коллег Лаврова зелёнкой и фекалиями.

Запланированный на март визит Лаврова в Великобританию был отменён из-за инспирированного официальным Лондоном дипломатического демарша. Однако именно в это же время Макей летит в Лондон, проводит там переговоры с членами правительства, королевской семьи и даже представителями аналитических центров, готовящих для западных правительств комплексы мер по «сдерживанию России».

В ходе сегодняшних минских переговоров Лукашенко и Лавров вновь констатировали деструктивные последствия от активизации НАТО у границ Союзного государства, однако именно Лукашенко в 2015 году наложил вето на размещение в Белоруссии базы российских ВКС. И таких парадоксальных, на первый взгляд, особенностей дипломатии Союзного государства Белоруссии и России слишком много.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть