Длившееся семь лет расследование Еврокомиссии, которое инициировала Литва против «Газпрома», завершилось. В Брюсселе объявили, что не будут назначать штраф «Газпрому» за якобы злоупотребление монопольным положением. Это означает, что Литва окончательно потеряла шанс получить компенсацию в размере 1,5 млрд евро за, как все эти годы настаивал Вильнюс, «политическую цену на газ». «Газпром» установил для Литвы цену на газ, которая была самой высокой в 2004—2012 годах. Но Еврокомиссия установила обязательства для российского концерна — цена была самой высокой, но, во-первых, по объективным причинам, во-вторых, литовцы сами согласились с формулами установки цены, подписывая долголетний контракт.
Капитуляцию Литвы официально признал премьер Саулюс Сквернялис. Ещё до решения он утверждал, что «было бы странно, если бы Еврокомиссия решила не назначать «Газпрому» штраф за деятельность в Центральной и Восточной Европе». Однако уже после объявления решения лишь твердил, что не исключает возможность обжаловать решение ЕК.
В Литве, по старой традиции, поражение решили не замечать, называя его едва ли не победой, поскольку Еврокомиссия, констатируя необъективность претензий Вильнюса, всё же установила в отношении «Газпрома» обязательства, которые несколько меняют методы деятельности на рынках Центральной и Восточной Европы. Сообщается, что «Газпром» обязан отменить любые ограничения перепродажи газа другим странам, должен создать условия для поставки газа в регионы Центральной и Восточной Европы, и так далее.
«Мы ценим то, что Еврокомиссия учла значительную часть представленных Литвой предложений, которые превратили выдвинутые ранее символические обязательства «Газпрома» в инструменты, реально действующие на рынке. Они вынудят «Газпром» соблюдать европейские правила и правила честной конкуренции, применять более гибкие и благоприятные условия поставок газа», — пытался сохранить лицо литовский министр энергетики Жигимантас Вайчюнас.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«В течение всего срока действия обязательств — восьми лет — будет осуществляться наблюдение за тем, соблюдает ли «Газпром» обязательства. Если «Газпром» не будет их соблюдать, без всяких дополнительных расследований российская компания будет наказана штрафом», — добавил он, пообещав не отказываться от требований к «Газпрому» заплатить Литве непонятно за что полтора миллиарда евро.
Пощёчина Брюсселя Литве — двойная, если вспомнить, как зарождались претензии официального Вильнюса. Иск против «Газпрома» появился сразу же после того, как Латвия пожаловалась в Еврокомиссию из-за разобранной литовцами железнодорожной ветки в Реньге. Латвийцы потеряли миллионы евро из-за того, что грузы в латвийские порты шли с большим крюком, а некоторые компании и вовсе отказались от транзита через Латвию, предпочитая литовскую Клайпеду. Ради этого литовцы ветку и разобрали — сделать порт Клайпеды единственной альтернативой в регионе, отсекая латвийские порты. Латвия пожаловалась, а в Литве посчитали — раз нас за наши действия хотят наказать, то давайте пожалуемся на Россию по другому вопросу.
В результате в Брюсселе сумели разграничить абсурд и объективные претензии, в 2017 году Еврокомиссия наказала литовскую государственную железнодорожную компанию Lietuvos geležinkeliai за разобранную ветку в латвийскую Ренге штрафом почти в 28 млн евро. Компания обжаловала это решение в Европейском суде, однако штраф за нарушение конкуренции оплатила. А «Газпром» — не наказали, и полтора миллиарда евро Литве никто не заплатит.
Кроме того, Литва в Стокгольмском арбитраже неудачно пыталась получить от «Газпрома» ещё 1,4 млрд евро за якобы переплаченный газ — в июне 2016 года арбитраж заявил, что не видит вину компании.
Что всё это означает, кроме очередного проигрыша Литвы в надеждах получить от России какие-то контрибуции? В первую очередь укрепления имиджа провинциальности и болезни комплексов официального Вильнюса уже в самом Евросоюзе. Страна, которая по любому поводу бежит жаловаться, что ей угрожают, её права нарушены, а все беды — исключительно из-за России. Неважно, про что именно идёт речь: огромные цены на отопление и обнищание населения — виноват «Газпром»; резкое увеличение финансирования обороны в ущерб здравоохранению, образованию и пенсиям — так это из-за «российской угрозы», вот-вот же нападут; даже вину за статус самой пьющей страны в мире свели к последствиям «жизни при оккупации», дескать, алкоголизм в Литве зародился в СССР, и никак эту традицию выпивать не могут побороть даже спустя почти 30 лет самостоятельной жизни. В России на этот поток жалоб внимания не обращают уже давно. Начинает не обращать и Брюссель.
Комментарии читателей (0):