В англоязычном мире есть такая поговорка: что мое - то мое, что ваше - это предмет переговоров. Сегодня любой желающий может увидеть, как она работает на практике. Когда США объявляют о выходе из иранской ядерной сделки, это как бы забота о международной безопасности и требование справедливость по отношению к США. А что в результате у Евросоюза срывается сделка на поставку в Иран сотни самолетов Airbus на 18 млрд. долл., так тут, как говорится, любые совпадения случайны. А вот когда подобные "рыночные риски" Евросоюз пытается решать путем субсидирования ключевых столпов своей экономики, это становится предметом для переговоров. Точнее - судебных исков во Всемирную торговую организацию.
В 2016 США выиграли иск против Airbus в ВТО, тянувшийся еще с 2004 года, но европейцы подали апелляцию, рассмотрение которой окончательно закончилось только сейчас. Увы, отбиться Брюсселю не удалось. Апелляционный орган ВТО объявил об окончательном решении. Субсидии европейского авиастроительного концерна Airbus со стороны Европейского союза являются незаконными и "ущемляют интересы" американской корпорации Boeing.
США "доказали", что на протяжении почти полутора десятков лет несли убытки в размере от 7 до 10 млрд. долл. в год. Таким образом, сейчас Вашингтон получил юридические основания в одностороннем порядке ввести дополнительные таможенные пошлины на весь ассортимент импорта из ЕС для компенсации понесенного ущерба. Конкретный состав мер еще не озвучен, но соответствующие органы уже над ним работают.
А все потому, что Америке требуется в течение ближайших десяти лет любыми способами вывести хотя бы в ноль дефицит внешнеторгового баланса, сегодня достигающий примерно 700 млрд. долл. в год. Продукции Boeing тут отводится значительное место. Нынешний мир самолетов грубо подразделяется на три основных сегмента: узкофюзеляжные и частные бизнесджеты; широкофюзеляжные авиалайнеры и "очень большие самолеты" (very large aircraft, VLA).
Несмотря на наличие российских и китайких производителей, в первом сегменте жестко конкурируют только европейские Embraer и Bombardier, а два остальных (и самых больших по деньгам) сегмента с конца 90-х делят между собой европейская корпорация Airbus и американская Boeing. Причем Boeing на протяжении последних лет конкуренцию постепенно проигрывает.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
C 2005 по 2016 год европейцы добились 11830 заказов, по которым поставили 6456 самолетов, тогда как у американцев 11024 и 6406 шт. соответственно. Казалось бы разница не очень большая. Однако динамика цифр по годам показывает, что показатели европейцев стабильно растут, в то время как американские также стабильно падают. По итогам 2017 года Airbus получила 1109 заявок, нарастив портфель текущих активных заказов до 7265 бортов, что на 52% выше итогов 2016 года. Boeing за это время подписал контрактов всего на 912 самолетов (рост только на 37%).
То есть все пока еще не критично, однако общая тенденция уже приобрела негативную направленность. Boeing, очевидно, отстает в темпах, и в среднесрочной перспективе отставание грозит стать необратимым.
Учитывая высокую динамику реализации последствий поражения в конкурентных процессов в современной экономике, есть все основания ожидать выхода Airbus на позицию единственного мирового производителя широкофюзеляжных и сверхбольших самолетов в целом. Допустить этого Вашингтон естественно не может. Потому США и приложили так много сил для получения нужного решения ВТО. А что в процессе разбирательств всплыла цифра американских субсидий в Boeing в объеме 5,3 млрд. долл. за 1989-2006 годы, то это, как следует из поговорке, "дело только мое".
Впрочем, сейчас самое время вспомнить, что понятие кризиса в китайском языке обозначается сочетанием двух иероглифов: опасность и возможность (шанс). Свободные рынки на планете кончились. Теперь выживание экономических, следовательно, и опирающихся на них экономических, кластеров зависит от того, кто быстрее найдет лучших партнеров для слияния с целью укрупнения.
Действия США разрушают былые представления о каком-либо единстве Запада как пространства общей культуры и экономики. Вашингтон рассматривает всех своих партнеров, прежде всего, в качестве колоний для завоевания и закабаления. Способность Брюсселя противостоять американской экспансии в одиночку сомнительна.
Нравится это кому в европейских элитах или нет, но искать партнеров для объединения придется неизбежно. Причем вариантов у них остается, мягко говоря, немного. А точнее - нет совсем. Или формировать прочный геополитический союз на основе ЕАЭС, или превращаться в экономическую колонию Китая. Остается посмотреть, что Европа выберет в конечном итоге.
Комментарии читателей (0):