Пока большой мир занят разбором последствий американских санкций против "Русала", а также другими громкими американскими информационными игрушками, Россия, Иран и Индия пытаются реализовать собственный глобальный транспортный проект, в перспективе способный значительно повлиять на международную логистику товаров между Европой и Азией.
Хотя по своему глобальному масштабу он и уступает пока "Поясу и Пути", в своей географической нише он способен со временем составить ему серьезную конкуренцию. А то и вообще превратиться в важную альтернативу "центральной транспортной линии" китайского проекта. Речь идет о транспортном коридоре "Север - Юг", соединяющем порт Санкт-Петербург с иранскими портами Бендер-Аббас и Чахбехар в Оманском заливе, через который морская ветка дотягивается до индийского порта Мумбаи.
Заинтересованных сторон у проекта, по меньшей мере, три. Индийские производители товаров, продаваемых в Европе, получают существенную экономию в транспортных издержках, а также снижают время доставки грузов заказчику с 35 до 17 суток, то есть в два раза. Тем самым Дели обретает некоторое преимущество перед европейским экспортом своего геополитического соперника - Китая. Причем потенциально речь идет о товарообороте объемом до 10 млн. т. в год.
Иран, из страны-изгоя, находящейся под западными санкциями, превращается в важный транспортный узел мировой торговли, тем самым обеспечивая себе не только развитие морской и сухопутной транспортной инфраструктуры, но и расширение иранского товарного и промышленного экспорта. Например, только взаимная ирано-азербайджанская торговля имеет перспективу роста с нынешних 0,6 млн. т. до 5 млн. т. грузооборота в год. Это уже служит сильным стимулом развития ирано-азербайджанского сотрудничества в области нефтедобычи в Каспийском море.
28 марта 2018 года в ходе визита в Баку президента Ирана Хасана Рухани был подписан "Меморандум взаимопонимания о совместной разработке соответствующих блоков в Каспийском море". Начал свою работу совместный азербайджано-иранский автозавод "Хазар", расположенный в Нефтчалинской промышленной зоне. Изначально ориентировавшийся на рынок Закавказья, благодаря МТТ "Север-Юг" до 20% объема своего производства он сможет экспортировать в Среднюю Азию и Россию. Тем самым возрастет не только масштаб иранской экономики, но и геополитический вес страны в регионе.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что касается России, то уже лишь одно ее встраивание в торговый поток между Европой и ЮВА, помимо транзитных денег и развития собственной логистической инфраструктуры, кардинально меняет геополитическое значение Москвы, в первую очередь, для Европы. Тем самым неизбежно вызывая необходимость пересмотра взаимоотношений с США уже у самой Европы. Дело, как говорится, за малым - окончательно протестировать теоретически просчитанную магистраль. Что и планируется провести в рамках спортивного автопробега.
Как сообщается министерством дорог и городского развития Ирана, мероприятие организовано совместно Федерацией грузовых экспедиторов Индии и спортивным клубом "Kalinga Motor". Иранскими органами, участвующими в организации гонки, являются министерства иностранных дел и дорожного хозяйства, Федерация мотоциклов и автомобилей и Таможенное управление Исламской Республики Иран.
Ралли продолжительностью в 30 дней пройдет по маршруту Шираз, Исфахан, Тегеран, Казвин, Решт до порта Астара на иранской территории и далее по маршруту через Москву до Санкт-Петербурга и обратно с финишем в Чабахаре. В соревнованиях примут участие 18 грузовых автомобилей, по одному от России, Ирана и Азербайджана, остальные будут принадлежать индийским командам.
Тем самым речь идет фактически о первой масштабной практической "проводке" автокаравана по МТК "Север-Юг" знаменующей собой его готовность к широкомасштабной реальной эксплуатации. О чем вероятнее всего может быть объявлено на форуме министров стран-участников Международного транспортного коридора Север-Юг (INSTC), запланированном на конец сентября 2017 года в Тегеране.
В случае успеха проекта главным проигравшим оказываются США и контролирующая, за счет страховых услуг, морские перевозки через Суэцкий канал Британия.
Это делает версию внешнего вмешательства в текущие события в Армении достаточно обоснованной. Дестабилизация Закавказья, в идеале с расконсервацией вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе может удержать грузоперевозчиков от перехода на новую логистическую линию, тем самым продолжая сохранение текущего миропорядка. Таким образом, в ближайшей перспективе Закавказье может стать новой ареной активного геополитического противостояния.
Комментарии читателей (0):