Россия похвалила Армению за политическую многовекторность. Устами главы МИД России Сергея Лаврова Москва назвала правильным подписание Арменией соглашения с Европейским союзом об ассоциации.
Комплементаризм - так любят называть в Армении политику, при которой страна пытается строить отношения одновременно по двум или трем направлениям, часто противоречащим друг другу. А еще в Армении любят предлагать свои услуги в качестве моста между Востоком и Западом, между Россией и ЕС, ЕС и Ираном и другими участниками временных политических разногласий. На днях состоялся визит президента Армении Сержа Саргсяна (9 апреля уступил свое место новоизбранному президенту) в Ватикан, в рамках которого был установлен памятник Григору из Нарека, поэту и богослову. Посол Армении в Ватикане Микаэл Минасян назвал Григора из Нарека мостом между армянской и католической церквями, между Западом и Востоком, между землей и небом.
А вступая в должность президента 9 апреля, новоизбранный глава Армении Армен Саркисян сказал: «Мы в состоянии превратить Армению в привлекательного партнера, мост новых технологий и решений между Востоком и Западом». Тем не менее, несмотря на комплементаризм, отношения с Россией у Армении наиболее тесные. Настолько тесные, что большая часть армянских политологов уверена в том, что все перестановки в руководстве производятся с одобрения Москвы.
По мнению этих людей, и конституционные изменения 2015 года, возвестившие о новом государственном устройстве, и решение президента Сержа Саргсяна пересесть в кресло премьера - ничто иное, как указка или, в лучшем случае, подсказка Москвы.
А заявление нового президента - Армена Саркисяна - о том, что традиционно первый визит армянских президентов осуществляется в Москву, укрепило горе-политологов во мнении, что политика в Армении – кремлевская. А комплементаризм – ничто иное, как попытка продемонстрировать свою самостоятельность и обособленность от Москвы не столько народу, сколько западным друзьям.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но «соединительным» потенциалом Армении, решил воспользоваться и глава МИД Сергей Лавров. Он говорил с журналистами о возможности, когда-нибудь в будущем, сотрудничества Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Европейского союза (ЕС). Лавров напомнил, что главой ЕАЭС является бывший премьер Тигран Саркисян, и выразил надежду, что он будет способствовать установлению контактов с ЕС.
А ведь действительно, если армянскому политику удастся наладить отношения, или хотя бы установить хоть какие-то контакты между ЕС и ЕАЭС, либо помирить Россию с ЕС, он войдет в историю, и не только армянскую.
Кстати, нелишним будет сказать, что Тигран Саркисян лично знаком с одним из высших руководителей ЕС – Дональдом Туском. Они не раз встречались, когда еще оба занимали посты премьеров. Не исключено, что они могли бы обсудить вопросы сотрудничества между представляемыми ими сегодня структурами. Но, чтобы сделать шаг к установлению отношений с ЕАЭС, Дональду Туску нужна веская причина, даже если эта причина будет носить локальный характер и не распространятся на весь ЕС.
Десятого апреля исполняется восемь лет со дня крушения польского правительственного самолета Ту-154 под Смоленском. Тогда погиби 96 человек, в том числе и президент страны. Восемь лет обломки самолета находятся в России, восемь лет Польша призывает вернуть их. Руководство Польши не раз заявляло, что главным спорным вопросом между Россией и Польшей остаются обломки самолета Ту-154. Российская сторона же ссылается на продолжающееся следствие, а обломки – это вещественное доказательство.
Сторонник евроинтеграции, в студенческие годы общавшийся с Чубайсом, Миллером, Кохом, Гайдаром, бывший премьер Армении Тигран Саркисян может хотя бы предпринять попытку для разрешения этого вопроса. Либо новый президент, тоже Саркисян, но уже Армен, используя свой многолетний дипломатический опыт, приобретенный на посту посла в Великобритании и имеющий в Европе немалые связи, при первом же визите в Москву должен попытаться сдвинуть вопрос с мертвой точки.
Армения, пережившая расстрел парламента и потерявшая в один день высшее руководство страны, как никто другой может понять, насколько важна сегодня память для польского народа, даже если она заключается в обломках самолета.
Комментарии читателей (0):