В истории подобное уже было. Например, непобедимая и несгибаемая испанская пехота, после заката Великой Испании еще примерно полвека довольно успешно монетизировала сложившийся бренд. А швейцарские гвардейцы по сей день охраняют Ватикан, хотя как грозная сила на поле боя, они в последний раз проявили себя в далеком 1861 году. Судя по всему, теперь настала очередь Америки. Вывод об этом напрашивается после ряда заявлений президента США, которые он сделал в течение буквально одной недели.
Сначала, на торжественном саммите в Белом доме, посвященному столетию независимости Прибалтики, отмечать который туда прибыли президенты Литвы, Латвии и Эстонии, Дональд Трамп назвал решительно несправедливым тот факт, что США несут 80% всех расходов НАТО. За американскую защиту "надо платить". Особый комизм происходящему придал тот факт, что руководство лимитрофов в своих выступлениях прямо выражало надежду на существенное расширение американской военной помощи, лежащей в основе обороноспособности их стран. 2% ВВП, как установлено нормативом Альянса, они уже и так платят. Они надеялись получить бонус сверх того, так что слова лидера США для них оказались весьма бодрым душем.
Но на этом Трамп не остановился. На последовавшей протокольной пресс-конференции он прямо указал, что вопрос сохранения американского контингента в Сирии непосредственно зависит от того, сколько Саудовская Аравия заплатит за свою безопасность. А финальной точкой стало его заявление на рабочем завтраке в рамках встречи о непонимании позиции Германии, которая деньги на «Северный поток-2» находит, а на расширение платежей в бюджет НАТО - нет.
Гегемона от наемника обычно отличает смысл. Гегемон присылает войска для защиты, прежде всего, своих интересов, практически всегда совпадающих с источниками своих доходов. Содержание гарнизонов за рубежом относятся к категории необходимых издержек. Требование от местных администраций оплаты означает, что кроме штыков у США ликвидного товара больше не осталось. Да и тот уже не столь популярен, если за рекламную компанию взялся сам американский президент.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А судя по тому, что говорит он не приказным, а просительным, тоном, сама реклама особого успеха не имеет. Если отложить иронию, то напрашивается вывод, что длительность существования НАТО стало определяться лишь продолжительностью согласия США оплачивать его расходы. И оно тихой сапой подходит к концу.
Комментарии читателей (0):