Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию обратил особое внимание на финансовую самостоятельность регионов. Глава государства подчеркнул, что субъектам РФ стоит развивать свою экономику, снижая зависимость от субсидий и субвенций из федерального бюджета.
«Именно наращивание экономического потенциала страны, каждого региона — главный источник дополнительных ресурсов. Для этого нам нужна экономика с темпами роста выше мировых. Непростая задача. Но это не благое пожелание, а базовое условие для прорыва в решении социальных, инфраструктурных, оборонных и других задач», — подчеркнул Владимир Путин.
Чтобы выполнить задачу, поставленную Президентом, регионам предстоит переформатировать инвестиционную политику. Сегодня, чтобы повысить инвестиционную привлекательность конкретного субъекта, властям на местах приходится предпринимать массу усилий, чтобы привлечь и удержать бизнес. Один из наиболее эффективных механизмов повышения инвестиционной привлекательности, которым многие регионы активно пользуются, очень традиционен – это создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). По сути, ТОСЭР – это особая экономическая зона льготного налогообложения, – классическая схема капитализации региона.
Основная проблема привлечения инвестиций в современной России заключается в несистемном характере отношений инвестора и территориальной власти. По словам заместителя первого ректора Российской школы экономики Олега Шибанова, в разных регионах инвесторы ведут себя совершенно по-разному, и очень многое зависит от личности губернатора: «Несмотря на то, что регионы имеют равные стартовые позиции, тем не менее, от готовности губернатора быть активным на этом поле зависит чуть ли не все. В этом смысле, я бы сказал, что роль для инвестора будут играть не какие-то налоговые преференции, а предсказуемость, может быть, понятность. В том числе по экономическим вопросам, по вопросам неприкосновенности частной собственности и по выполнению всех условий контракта. И эти вопросы почти всегда находятся как минимум на уровне губернатора», — поясняет ситуацию профессор Российской школы экономики.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Опасность личных договоренностей – в смене управляющей команды. В этом случае любые договоренности легко аннулируются новой командой. Особенно хорошо это понимает западный инвестор.
Поэтому регионы стали активно внедрять зоны опережающего развития, хотя по сути это те же хорошо известные зоны льготного налогообложения. ТОСЭР защищена законодательно, хоть бы на уровне субъекта. Хотя здесь кроется другая опасность – эксперты считают, что если регионы массово начнут прибегать к этому пути и снижать ставки по налогам, к особым экономическим результатам простая смена вектора внутренней инвестиционной конкуренции не приведет. Хотя это должно положительно сказаться на привлечении внешних капиталов.
Тем не менее, пока запущенный механизм внедрения ТОСЭР дает положительные результаты конкретным регионам ЦФО. 14 декабря 2017 года был подписан закон «О льготном налогообложении налогоплательщиков — резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории Тульской области», инициатором законодательной инициативы выступил глава региона Алексей Дюмин. А уже 16 марта 2018 года город Ефремов стал территорий опережающего социально-экономического развития. К настоящему времени подписано три соглашения с резидентами ТОСЭР «Ефремов», которые совсем скоро зайдут на площадку. Здесь будет создана тысяча рабочих мест. Предполагаемый объем инвестиций, который бизнес вложит в создание новых производств, составляет более 11 миллиардов рублей. Поступления в бюджеты всех уровней составят не менее 21 миллиарда.
ТОСЭР «Ефремов» в Тульской области будет не единственной. До конца 2018 года региональные власти планируют создать ТОСЭР в других городах области: Алексин, Белев и Суворов.
В Белгородской области статус ТОСЭР был присвоен городу Губкину. Создание ТОСЭР «Губкин» позволит диверсифицировать экономику, снизить зависимость от градообразующей организации — АО «Лебединский горно-обогатительный комбинат», повысить инвестиционную привлекательность муниципального образования, привлечь инвестиции в объёме 3,3 миллиардов рублей.
Воронежский Павловск тоже получил статус территории опережающего развития. Благодаря этому в населенном пункте появится 20 новых производств. По словам руководителя регионального департамента экономического развития Анатолия Букреева, присвоение статуса ТОСЭР позволит создать в городе новые рабочие места и повысить инвестиционную привлекательность региона.
В настоящее время правительством Воронежской области уже подписаны соглашения о намерениях с двумя предприятиями — потенциальными резидентами, которые планируют вложить 11, 2 миллиарда рублей и создать более тысячи рабочих мест. Якорным проектом станет строительство мясокомбината компании «Агроэко» с объемом инвестиций более 10 миллиардов.
В конце 2017 года город Сосненский Калужской области тоже стал ТОСЭР. Общий объем инвестиций, который власти планируют привлечь, — 3 миллиарда рублей. В перспективе здесь также появится тысяча рабочих мест. «Мы, наше ведомство, в первую очередь рассматриваем новые направления развития экономики», — отмечал министр экономического развития Калужской области Дмитрий Разумовский.
В непростых условиях жесткой конкуренции между регионами, губернаторы привлекают серьезные инвестиции, составляющие значительный процент от региональных бюджетов. По статистике Национального рейтингового агентства, в топ регионов Центрального федерального округа с точки зрения наибольшей инвестиционной привлекательности входят Московская, Белгородская, Липецкая, Воронежская, Тульская, Калужская и Курская области. Именно эти регионы наиболее востребованы инвесторами. Разумеется, помимо Москвы, которая является безусловным лидером.
Рейтинг инвестиционной привлекательности Белгородской области в 2017 году составил IC2, причем субъекту удалось его повысить. Рейтинг Липецкой области — IC3, в минувшем году он был подтвержден. Воронежская — IC3, тоже подтвержден. Рейтинг инвестпривлекательности Тульской области — IC3, в 2017 он был повышен. Калужская область — IC4 — подтвержден, Курская — IC4 — также подтвержден (рейтинги — IC1, IC2 и IC3 означают высокую инвестиционную привлекательность, IC4 — среднюю).
Согласно статистике Росстата, в 2016 году индекс промышленного производства в Белгородской области составил 106,2% по сравнению с 2015 годом. В Липецкой области — 103,4%. Воронежская область увеличила производство промышленной продукции в 2016 году на 4,4%. Калужская область приросла на 8,1%. Индекс промышленного производства в Курской области составил 104,9%. И, наконец, абсолютным лидером по этому показателю стала Тульская область — индекс промпроизводства в 2016 году в регионе составил 112,8%.
Резюмируя следует отметить, что пока, в большей степени, регионы ЦФО пытаются добиваются финансовой состоятельности посредством классической схемы создания особых экономических зон: общие механизмы экономики со временем не меняются. Инвесторов привлекают созданием особых условий и снижением налогового бремени, часто условия для них строятся на личностном характере отношений с губернатором.
Однако, как известно, «то что русскому хорошо...» – то, что привлекает внутреннего инвестора, является основным тормозом для привлечения внешнего для страны инвестора. Если для россиянина схема личных договоренностей привычна, то зарубежный инвестор понимает, что условия игры могут поменяться со сменой команды фактического владельца территории.
Именно над устранением этого системного законодательного препятствия должны работать региональные команды по привлечению инвестиций. Главное преимущество в этой сфере в России получит тот, кто сможет переломить ситуацию именно в законодательном поле, а общество в целом сформировать федеральное лобби для реализации инвестиционных проектов и защиты частного бизнеса.
Комментарии читателей (0):