Конфликт вокруг Катара, искусственно созданный Саудовской Аравией и ОАЭ, незаметно перешел в перманентную фазу и пока особо мрачных туч над маленьким Катаром мы не видим. Дело в том, что обе стороны остались, как говорится, при своих. Если первая сторона обозначила свои грубый шантаж (санкции, отмена дипломатических отношений, закрытие единственной сухопутной границы), то Катар довольно искусно обошел все эти препятствия и продолжал свою нормальную жизнь. Ни в столице Дохе, ни в других городах совершенно не чувствуется последствий санкций и катарцы спокойно и счастливо продолжают жить, как это было в прошлом. Более того, эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани предпринял ряд внешнеполитических и других инициатив, которые направлены на нормализацию обстановки в регионе Арабского (Персидского) залива и повышении роли Катара.
Прежде всего, катарский эмир решил прибегнуть к посредничеству Соединенных Штатов, которые, как известно, являются главным сюзереном Саудовской Аравии. Американский зонтик был раскрыт в далеком 1943 году, когда между двумя странами было заключено следующее соглашение: саудовцы обеспечивают бесперебойную доставку нефти в Америку, а американцы охраняют королевство от всех посягательств как в регионе, так и на международной арене.
Но времена меняются, меняются и правила игры. Опытный эмир Катара, прекрасно зная историю и современные отношения, позвонил президенту США Дональду Трампу и в деталях изложил ему нынешнее состояние дел со своими соседями. Правда, официально было объявлено, что: "Президент Трамп и эмир обсудили происходящие в регионе события и возможность для дальнейшего укрепления партнерских отношений США и Катара по целому ряду вопросов в сферах безопасности и экономики", - говорится в сообщении Белого дома. Д. Трамп, в частности, поблагодарил катарского лидера за его инициативы касательно того, "как страны - члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) могут эффективнее противостоять дестабилизирующей активности Ирана и бороться с террористами и экстремистами". Собеседники согласились с необходимостью "сотрудничества и единства членов ССАГПЗ для снижения региональных угроз и обеспечения экономического процветания региона". В результате этих переговоров было достигнуто важное, прежде всего, для Катара соглашение о визите в апреле этого года визита эмира в Соединенные Штаты.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Кстати, выступая на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, эмир Катара призвал страны Ближнего Востока разработать комплексное соглашение по обеспечению безопасности в регионе. «Настало время обеспечить более широкую безопасность на Ближнем Востоке, — сказал катарский монарх. — Странам региона пора забыть о прошлом и договориться о базовых вопросах и принципах безопасности или по крайней мере об обеспечении минимального уровня безопасности». В то же время эмир отверг грубые требования соседних арабских стран, указав, что они представляют прямое вмешательство во внутренние дела Государства Катара.
В результате активных и умелых действий Дохи президент США Дональд Трамп, передаёт агентство Associated Press, намерен провести саммит с арабскими странами Персидского залива в мае только при условии урегулирования продолжающегося кризиса вокруг Катара. Об этом американская администрация в ближайшее время даст понять своим союзникам в Заливе, что пока является победой Катара. Перед планируемым американо-арабским саммитом в Кэмп-Дэвиде монархии Залива посетят два эмиссара Вашингтона: помощник заместителя госсекретаря США, «куратор» зоны Персидского залива в Госдепартаменте Тим Лендеркинг и спецпосланник США на Ближнем Востоке, генерал в отставке Корпуса морской пехоты ВС США Энтони Зинни.
Мысль о необходимости скорейшего урегулирования межарабского кризиса и проведения саммита в «новых условиях» такого урегулирования будет донесена до ведущих арабских монархий и в ходе предстоящих встреч на высшем уровне в Вашингтоне. В марте ожидаются визиты в США и переговоры с Трампом наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана, а также наследного принца Абу-Даби (Объединённые Арабские Эмираты) Мухаммеда бин Зайеда аль-Нахайяна. Таким образом опытный эмир Тамим бен Хамад Аль Тани сделал многое и подвинул американскую администрацию на урегулировании конфликта в зоне Залива, и видимо уже заручился поддержкой Вашингтона.
В то же время эмир времени не терял и продолжал укреплять дружеские связи и с Россией, прежде всего в военной области. Тем самым посылается вполне очевидный сигнал своим соседям, установившим санкционный режим против Катара. Например, посол Катара в России Фахад бен Мохамед Аль-Аттыйя сообщил, что Доха проводила переговоры с Москвой по поводу приобретения С-400. Это заявление было сделано через несколько недель после того, как помощник президента России по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин назвал Катар новым важным партнером России в сфере экспорта вооружений. Ф.М.Аль-Аттыйя подчеркнул, что Кремль заинтересован в укреплении отношений с Дохой.
Интересно, что на фоне улучшения отношений России с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами в последние месяцы, решение Москвы продать оружие Катару может привести к негативной реакции. Усилия России по укреплению отношений с Катаром можно объяснить привлекательностью Дохи как торгового партнера и возможностью оказать помощь посредническим усилиям Москвы на Ближнем Востоке и тем самым выступить в роли миротворца.
Хотя катарский суверенный фонд Qatar Investment Authority (QIA) имеет долю в нефтяной промышленности России в размере $2,5 млрд, во время недавних торговых переговоров Москва и Доха сосредоточились на вопросах оборонной сферы. С началом блокады Катара Советом сотрудничества арабских государств Арабского залива (ССАГПЗ) Доха модернизировала свой военный арсенал для защиты от "агрессивных действий Саудовской Аравии и ОАЭ". Для демонстрации готовности приобрести системы противоракетной обороны у России Министерство обороны Катара подписало соглашение об обмене военными технологиями с Москвой. Речь шла о заключении контракта на продажу оружия, поскольку Катар готов пойти на уступки больше, чем Турция или Саудовская Аравия.
Хотя Соединенные Штаты пытались отговорить Турцию от покупки С-400 у Москвы, Вашингтон не пытался помешать сделке Катара с Россией. Молчание правительства США во время переговоров по приобретению С-400 Катаром повысило привлекательность Дохи как клиента России, поскольку в отличие от Турции или Саудовской Аравии, Катар вряд ли откажется от сделки с Россией в последний момент из-за вмешательства извне, что говорит о нем как о серьезным партнере.
Одновременно Россия и Катар ведут переговоры по возможным поставкам истребителей Су-35, сообщил помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) Владимир Кожин. Напомним, Су-35 - российский многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги и развивающий скорость до 2,5 тыс км/ч. Его дальность полета - 3,4 тыс км, а боевой радиус - около 1,6 тыс км.
Причем в данном случае речь идет не только о выручке от экспорта - благодаря улучшению двусторонних отношений в результате укрепления партнерства в сфере обороны можно было бы снизить риск борьбы Москвы и Дохи за гегемонию в секторе экспорта сжиженного природного газа. В июне 2017 года российский энергетический гигант НОВАТЭК анонсировал два крупных СПГ проекта в Арктическом регионе, которые позволят России обойти Катар как ведущего мирового производителя СПГ.
Министр энергетики и промышленности Катара Мухаммед бен Салех ас-Сада недавно заявил, что увеличение добычи СПГ в России взаимовыгодно, однако аналитики предсказывают активизацию борьбы между Москвой и Дохой за превосходство на рынке. Улучшение отношений между Россией и Катаром даст Москве нового важного партнера в ее посреднических усилиях на Ближнем Востоке. Дипломатическая стратегия Дохи близка стратегии России, главной целью которой является всеобъемлющее разрешение региональных конфликтов, устраивающее все стороны.
Сходство между российской и катарской дипломатическими стратегиями было очевидно в Йемене. С 7 июня, когда Катар был исключен из коалиции ССАГПЗ, Доха вторила призывам России к скорейшему прекращению военных операций в Йемене и реализации всеобъемлющего мирного урегулирования. Посреднические усилия Катара по установлению диалога между повстанцами хуситами и сторонниками бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха в начале декабря также напоминают дипломатическую тактику Москвы по смягчению напряженности.
Поскольку Катар поддерживает отношения с боевыми группировками хуситов и суннитов, такими как йеменский филиал "Братьев-мусульман" (организация, запрещенная в России — прим.ред.), и выступал в качестве посредника между правительством Йемена и хуситами с середины 2000-х годов, формирование более крепкого партнерства с Дохой могло бы значительно усилить посреднические позиции Москвы в Йемене.
В долгосрочной перспективе российские политики надеются, что работа в рамках схожих стратегий по урегулированию конфликтов снизит напряженность между двумя странами в Сирии. Сотрудничество Катара с Ираном в связи с эвакуацией четырех сирийских городов в марте 2017 года и его дипломатические связи с "Хезболлой" позволяют предположить, что Катар может пойти на компромисс с Россией по ситуации в Сирии, если двусторонние отношения продолжат улучшаться.
Все это побудило Кремль более активно вести диалог по разрешению сирийского конфликта с коллегами из Катара. В ходе телефонного разговора с эмиром Катара Владимир Путин выразил надежду, что Катар убедит сирийские оппозиционные группировки, сотрудничающие с Дохой, начать диалог с Башаром Асадом. Поскольку представители сирийской оппозиции бойкотировали переговоры в Сочи, достижение компромисса с Катаром придаст дипломатическим усилиям Москвы в Сирии необходимый импульс.
Несмотря на то, что официально российское правительство придерживается нейтральной позиции в вопросе противостояния Саудовской Аравии и Катара, продолжающиеся улучшение отношений Москвы и Дохи даст России ценного клиента, готового приобретать российские военные технологии, а также будет способствовать развитию российского СПГ-сектора и повышению эффективности посреднических усилий России на Ближнем Востоке.
Следует сказать, что при активной поддержке катарского посла Фахада бен Мухаммеда аль- Аттыйя успешно развиваются культурные связи между двумя странами. Так, например, Год культуры России впервые открылся в странах Персидского залива. Торжественная церемония состоялась в Катаре в присутствии министров культуры обеих стран. Как отметил глава Минкульта РФ Владимир Мединский, в последние годы отношения между Дохой и Москвой активно развиваются. Теперь благодаря Году культуры Россия–Катар граждане обеих стран смогут «лучше узнать классическую и современную культуру двух стран». Его катарский коллега Салах бен Ганем аль-Али подтвердил, что проведение перекрестного года культуры «подтверждает важность культуры для укрепления связей между двумя народами».
Первым в рамках года культуры в Дохе выступил ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Артисты исполнили танец на футбольную тему, в конце которого гол в ворота забил «игрок», одетый в форму с символикой Катара. Номер стал специальным подарком для катарцев, которые будут принимать ЧМ по футболу в 2022 году.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН
Комментарии читателей (0):