В российском ведомстве жестко ответили на претензии Беларуси и реакцию министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергея Сидорского:
В течение последних 13,5 лет Россельхознадзор проводит колоссальную по своим масштабам работу по защите российского рынка от небезопасной, некачественной и незаконно ввозимой продукции животного и растительного происхождения. Зачастую такая работа приводит к необходимости введения строгих мер контроля вплоть до введения запретов и ограничений. К сожалению, ввиду объективных причин под такие меры нередко попадают белорусские предприятия-поставщики, что вызывает определенные сомнения относительно эффективности функционирования системы государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора союзного государства.
Кроме экспорта из Республики Беларусь в Россию небезопасного в ветеринарно-санитарном отношении молочного сырья, на поставки которого Россельхознадзор был вынужден ввести временные ограничения, не менее остро до сих пор стоят и другие вопросы.
В частности, Россельхознадзор уже неоднократно обращал внимание общественности на серьезную проблему, связанную с ввозом белково-жирового продукта (сыроподобного продукта) на территорию России. Такая продукция не подлежит правовому определению, но вместе с тем неизвестным способом сертифицируется.
В октябре 2017 года Россельхознадзором были выявлены факты поставок в Россию белорусскими компаниями ООО «Газ Венчуре», ООО «Глобалкостом» и РУП «Белтаможсервис» запрещенной ответными экономическими мерами молочной продукции происхождением Украины и стран Евросоюза под видом производителей стран, не попавших под действующие ограничения (Иран, Македония, Сан Марино и Китай). Речь шла о легализации 150 тысяч тонн запрещенной к ввозу в Россию продукции.
В оперативном порядке Россельхознадзором было направлено обращение в адрес Минсельхозпрода Республики Беларусь для принятия мер к белорусским компаниям ООО «Газ Венчуре», ООО «Глобалкостом» и РУП «Белтаможсервис», осуществлявших легализацию запрещенных товаров на территории Белоруссии с последующей отправкой в Россию.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Россельхознадзор обратил внимание белорусской стороны на то, что, в первую очередь, поставки таких товаров с территории Украины и Евросоюза ведут к снижению объема ввоза в Россию молочной продукции добросовестных белорусских производителей. Во-вторых, складывающаяся ситуация говорит о неэффективности контроля ветеринарной службы Белоруссии на белорусском участке внешней границе ЕАЭС, которая либо участвует в незаконных схемах, либо не уделяет должное внимание происходящему.
Так, Россельхознадзору потребовался всего один день для того, чтобы связаться с ветеринарными службами Ирана, Македонии, Сан-Марино и Китая и получить от них ответ, что данная продукция в адрес белорусских и российских получателей не отгружалась. Компетентными органами Ирана, Македонии, Сан-Марино и Китая были на местах проведены расследования, по результатам которых страны информировали Россельхознадзор, что заявленные на маркировке производители (СЕ SM 18 SanMarinoFormaggi - Сан-Марино; «LactalisMKDooelScopje» - Македония; ShandongYuxinBio-TechCo, Ltd; ChestermaxInterLimited - Китай; DooshenDairyCo - Иран) не изготавливали и не поставляли данную продукцию на территорию Республики Беларусь.
Кроме того, Россельхознадзором были дополнительно организованы визиты на предприятия Республики Сан-Марино (СЕ SM 18 SanMarinoFormaggi) и Македонии («LactalisMKDooelScopje»).
По результатам этих визитов сделан вывод, что белково-жировая продукция, поступающая из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, не производилась ни в Македонии, ни в Сан-Марино, имеет неустановленное происхождение и поступает на территорию Российской Федерации в сопровождении фальсифицированных документов.
Несмотря на важность решения данной проблемы, до настоящего времени вопрос не был урегулирован. В 2018 году в Россию уже ввезено из Белоруссии 160 партий такой продукции, и она продолжает поставляться по фальсифицированным документам и реализовываться на территории страны ни как «белково-жировой полутвердый продукт», а как привычный для отечественного потребителя «сыр».
Еще одним проблемным вопросом является ввоз в Россию с территории Белоруссии физическими лицами различной продукции без ветеринарно-сопроводительных документов, якобы для личных целей. Однако объем ввозимых в ручной клади партий не оставляет сомнений в том, что продукция предназначается для реализации на российском рынке. Так, только за неполные два месяца 2018 года Россельхознадзором пресечены попытки перемещения через российско-белорусскую границу 17 партий молочной, мясной и другой животноводческой продукции общим объемом свыше 25 тонн.
Учитывая это, заявления белорусских коллег о строгом контроле за поставляемой в Россию продукцией, подлежат очевидному сомнению.
Между тем, животноводческая продукция не единственный проблемный пункт в структуре российского импорта из Белоруссии. В течение 2016-2017 годов Россельхознадзор проводил масштабную работу по подтверждению подлинности фитосанитарных сертификатов, в сопровождении которых на территорию Россию через Республику Беларусь поступала подкарантинная продукция, попавшая под ограничения, установленные Президентом и Правительством Российской Федерации. По результатам этой работы Россельхознадзор был вынужден ограничить поставки через Республику Беларусь и разрешить только прямой ввоз через пункты пропуска, расположенные на российском участке внешней границы Евразийского экономического союза, растительной продукции из 33 стран, карантинные службы которых сообщили, что не выдавали данные документы. В число таких государств вошли Бангладеш, Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея, Йемен, Иордания, Конго, Нигерия, Сан-Марино, Танзания и десятки других стран, список которых выложен в открытом доступе на сайте Россельхознадзора http://www.fsvps.ru/fsvps/news/actual-fito-restrictions.html. Стоит отметит, что у Россельхознадзора есть все основания полагать, что плодовоовощная продукция, ввозимая через Республику Беларусь под видом происхождения этих стран, на самом деле была выращена в ЕС.
В 2018 году Россельхознадзор был вынужден принять не менее решительные меры с целью защиты российского рынка от продукции, ввозимой через Республику Беларусь вопреки установленным особым экономическим ограничениям в отношении стран, безосновательно применивших к России санкции.
Так, проведенная Россельхознадзором в начале февраля проверка предприятий-производителей свежих яблок в Республике Беларусь, осуществляющих поставки на территорию Российской Федерации в декабре 2017 года – феврале 2018 года, показала, что в хранилищах 31 хозяйствующего субъекта яблоки в принципе отсутствуют.
Итогом визита Россельхознадзора в Белоруссию стало введение с 14 февраля 2018 года запрета на ввоз яблок свежих cо следующих предприятий:
1. ФХ «Бугагроинвест»;
2. СООО «ЕвроЭпл»;
3. ЧТПУП «Бел Сонет»,
4. СПК «Прогресс-Вертелишки»;
5. ФХ «Райский сад»;
6. КСУП «Племзавод «Рось»;
7. КФХ «Адамян Г.С.»;
8. ООО «Злато-сад»;
9. ГСХУ «Лужеснянская сортоиспытательная станция»;
10. ФХ «Ольшанская слобода» Брестская обл., Столинский р-н, д.Ольшаны;
11. КФХ «Дубай Транс» Брестская обл., Столинский р-н, д.Ольшаны;
12. ФХ «Проба» Брестская обл., Столинский р-н,д.Ольшаны;
13. Ф/Х «Лиголь» Брестская обл., Пинский р-н, д.Оснежицы;
14. КФХ «Люберт Брестская обл., Столинский р-н, д.Ольшаны;
15. ФХ «Авен Езер» Брестская обл., Столинский р-н,д.Ольшаны;
16. Ф/Х «ВСК САД» Брестская обл., Пинский р-н, д.Посеничи;
17. КФХ «Лориник» Брестская обл., Столинский р- н,д.Ольшаны;
18. КФХ «Сададива Марии» Брестская обл., Столинский р-н, д.Ольшаны;
19. КФХ «Устымчука Н.Н.» Брестская обл.. Ивановский р-н, аг. Рудск;
20. ФХ «Гедеон» Брестская обл., Столинский р-н,д.Ольшаны;
21. КФХ «Бастион Агро» Брестская обл, Столинский р-н,г.Д- Городок;
22. ФХ «Язвинка» Брестская обл., Столинский р-н,д.Ольшаны;
23. ЧТУП "ОлДиТранс" 211326, д. Вымно, ул. Витебская, д. 27, д. Вымно;
24. ФХ «Гринвей Фрут» Гомельский р-н, п. Янтарный;
25. СПК «Пограничный», Гродненский район, д. Одельск;
26. СПК «Ошмянский Рассвет», Ошмянский р-н, д. Новоселки;
27. Фермерское хозяйство «Анита», Гродненская обл., Лидский р-н, д. Довкни;
28. КФХ «Нюнько Р.А.», Гродненская обл., Щучинский р- н, д. Кобровцы;
29. ОАО "Старица агро", Копыльский р-н, а/г Старица;
30. КФХ "Ясная Заря", Минская обл.. Минский р-н, п. Слобода;
31. ф-л «Правда - Агро» ОАО «Агрокомбинат Дзержинский», Минская обл., Дзержинский р - н, аг. Томковичи.
Пресс-служба Россельхознадзора неоднократно в своих пресс-релизах пыталась привлечь внимание общественности, деловых кругов и государственных деятелей ко всем этим вопросам, требующим принятия немедленных мер.
Между тем они не вызывали столь резко-негативную реакцию отдельных руководителей ЕЭК, как информация о вынужденном решении Россельхознадзора о введении временных ограничений на поставки в Россию молока и некоторых видов молочного сырья, которая была широко растиражирована в СМИ. Данную позицию Россельхознадзор оценивает, как понятную и логичную.
Однако надеется, что на предстоящей встрече с участием министерств сельского хозяйства России и Республики Беларусь по урегулированию этого вопроса, представители ЕЭК также инициируют обсуждение вышеозначенных проблем.
Комментарии читателей (0):