Есть такой самолёт - Ту-160. За красоту, за изящество полёта, и за то, что очень благородным делом занят (мирное небо наше защищает) его назвали «Белым лебедем». Участие в конструировании данного самолёта в своё время принимали КБ Мясищева, Сухого и Туполева, наибольшую интеллектуальную «лепту» внесли в проект конструкторы Мясищева. Но так как задачу надо было решать очень срочно, а наибольший опыт по проектированию и внедрению в производство тяжёлых сверхзвуковых машин (Ту-144 и семейство Ту-22) наличествовал у КБ Туполева, именно они разработали окончательный проект и выпустили самолёт в небо.
Только США и Россия имеют подобное оружие, но именно наш, именно этот самолёт до сих пор является непревзойдённым в своём классе по целому ряду характеристик. И так как Россия снова становится одним из ведущих игроков на мировой шахматной доске, подобные самолёты, и в немалом количестве, нам очень нужны. С одной стороны, ресурс немногочисленных Ту-160, изготовленных ещё в советское время, не бесконечен.
С другой стороны, конструкция самолёта имеет огромный запас по возможности дальнейшей модернизации. Поэтому и было решено восстановить его производство - с применением новых технологий, нового оборудования, новых подходов в проектировании и серийном производстве таких машин.
25 января 2018 года президент Росии Владимир Путин, находившийся с рабочим визитом в Казани, посетил Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова, где понаблюдал за первым демонстрационным полётом модернизированного Ту-160М.
Известно, что нам надо думать не только о производстве нашего вооружения, в максимально передовом его варианте и на принципах разумной достаточности, не только о производстве отдельных видов вооружения на экспорт. Надо иметь в виду и необходимость сохранения конструкторских и производственных коллективов, на случай потребности резкого наращивания вышеуказанного количества.
Поэтому и нужна разумная конверсия, которая, к тому же, была бы ещё и дополнительным стимулом для появления новых видов и образцов гражданской продукции, повышения её качества.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Видимо, ещё и в связи со всем вышесказанным, в разговоре с работниками вышеуказанного авиационного завода, наш президент выдвинул идею об одном из возможных путей будущей конверсии. А именно - после производства основного количества необходимых ВКС боевых «Белых лебедей», сконструировать и запустить в серию гражданский сверхзвуковой самолёт на базе (то есть с использованием конструкции) Ту-160.
На данном предложении хочется остановиться особо. Так, мы знаем, что в 2005 году Владимир Путин летал на Ту-160 в кресле командира экипажа. С другой стороны - довольно недавно, 14 ноября 2017-го, появилась статья «Сверхзвуковой бизнес-джет «Туполеву» пришлось бы создавать с нуля». В ней рассказывается, что заместитель гендиректора компании «Туполев» по проектированию, НИР и ОКР Валерий Солозобов как раз говорил чуть раньше, что богатые иностранцы регулярно обращаются в компанию «Туполев» с просьбами сделать личный пассажирский сверхзвуковой самолет из российских бомбардировщиков Ту-160 и Ту-22М3.
Но в компании отказываются разрабатывать такой лайнер, поскольку гораздо дешевле заново сделать его без тех технологий, которые использовались при создании ракетоносцев. К тому же, в Ту-160 есть секретные технологии. И что «компания «Туполев» может создать сверхзвуковой гражданский бизнес-джет на 20–25 пассажиров.
«Думаю, в ближайшее время реально можно сделать только административный самолет на сверхзвуке. Он был бы небольшой размерности, но с большой дальностью полета, и перевозил бы 20–25 бизнесменов за пару часов на несколько тысяч километров. Создание вот такого самолета – это реально. Возможности для этого существуют, но нужен заказчик».
А ещё в статье рассказывается о целом ряде проблем, связанных с проектированием и изготовлением гражданского сверхзвукового самолёта. В-первых, при полете на сверхзвуковой скорости образуются ударные волны, которые оказывают давление на аэродинамические характеристики лайнера. А ещё сверхзвук создает серьезный дискомфорт и для пассажиров, и даже для людей на земле, когда самолет пролетает над населенными пунктами. В итоге полеты гражданских самолетов над сушей со сверхзвуковой скоростью по международным правилам ИКАО запрещены. Плюс к этому проблемы с экономичностью, и, соответственно, со спросом, с инвестициями, кратно превосходящими разработку нового дозвукового лайнера.
Однако, всё же - одно дело, если какие-то бизнесмены что-то там предлагают или просят, и совершенно другое, если это идея нашего президента. Тем более – человека, который, как мы знаем, ко всему подходит весьма основательно. Совершенно не исключено, что перед озвучиванием такой идеи Путин уже успел проконсультироваться с авиационными специалистами на предмет «переделки».
Конечно, есть вероятность, что, восхищённый полётом нового самолёта, он мог не сдержать чувств и «выдать» мысль экспромтом, но… вряд ли.
С другой стороны, Ту-160 - самолет с крылом изменяемой стреловидности, что даёт «…множество преимуществ, но приводит к увеличению массы и к значительному усложнению конструкции за счет введения поворотного узла консолей крыла…. Существенным недостатком крыла с изменяемой стреловидностью является увеличение массы самолета, вследствие наличия шарнира и механизма поворота консолей крыла. Согласно проводившимся расчетам, потеря массы на шарнирном узле превышает 4% взлетной массы».
На идею превращения стратегического бомбардировщика Ту-160 в гражданский лайнер отреагировали и на Западе. Так, на Би-би-си появилась статья под названием «Гражданский авиалайнер на базе ракетоносца Ту-160. Реально ли?». С подзаголовком, который очень соблазнительно было бы поставить под названием и нашей статьи «Ту-160 – самый большой боевой самолёт в мире, но сможет ли он стать авиалайнером?»
Конечно, надо учитывать и то, что это один из голосов наших западных недоброжелателей - верить им «можно, но осторожно» и только после очень тщательного рассмотрения материала. Но, на первый взгляд, статья как бы весьма дельная, хотя и видно большое желание однобоко подобрать факты - показать не то, как можно реализовать идею нашего президента, а почему это невозможно.
Сначала автор Павел Аксёнов признаёт, что «самые известные и успешные проекты конверсии бомбардировщиков в пассажирские самолеты - советские авиалайнеры Ту-104 и Ту-114. Первый был переделан из реактивного бомбардировщика Ту-16, второй - из стратегического бомбардировщика Ту-95 с турбовинтовыми двигателями, который в модернизированном варианте остается на вооружении российских ВВС до сих пор.
В обоих случаях главной причиной разработки лайнеров на основе бомбардировщиков была попытка сэкономить средства, время и ресурсы конструкторских бюро. Однако и в том, и в другом случае гражданская версия сильно отличалась от военной. И в том и в другом случае инженерам пришлось практически полностью переделывать фюзеляж. Во-первых, для пассажирского самолета не годилась схема расположения крыла в середине фюзеляжа (схема "среднеплан"), гражданские авиалайнеры обычно строят по схеме "низкоплан".
Во-вторых, диаметр фюзеляжа военного самолета обычно меньше, чем у гражданского, и его пришлось расширять при конверсии. Тем не менее, в обоих случаях конструкторам удалось создать довольно удачные для своего времени пассажирские самолеты на основе военных. Правда, ни гражданские, ни военные версии этих самолетов не были сверхзвуковыми».
Я могу подтвердить, что ширина фюзеляжа Ту-160 меньше, например, от пассажирского Ту-144, при сравнимой длине корпуса. По моим данным, ширина салона Ту-144 была 2,6 метра, в то время как фюзеляж Ту-160 – 2,1 метра (а салон внутри этого фюзеляжа будет ещё меньше). И при той же сравнимой длине (54,1 м у Ту-160 и 59,40/65,70 м – у Ту-144 разных модификаций) можно предположить, что количество пассажиров 80-100 человек (у Ту-144) пришлось бы уменьшить до 40-60-ти в случае пассажирской модификации Ту-160.
А ещё я вынужден согласиться, что «обычный полет Ту-160 проходит на скорости ниже скорости звука. Пассажирские же самолеты, такие как Concorde и советский Ту-144, большую часть своего полета совершали на сверхзвуковой скорости».
И - что «самой большой проблемой Ту-160 является сильно укрепленная и массивная силовая конструкция центроплана, которая находится в самом центре самолета. По ее краям установлены узлы крепления поворотных консолей крыла - тех самых, которые откланяются назад при переходе самолета на сверхзвуковую скорость. Эта штука …находится в самом центре. Там в принципе невозможно разместить никакой пассажирский салон.
Поскольку эта конструкция является основой, скелетом всего самолета, переделать Ту-160 в пассажирский без фундаментального изменения конструкции невозможно. Единственная возможность поместить где-либо пассажиров - это два довольно больших бомбоотсека, расположенных впереди и позади центроплана».
Однако, лично я сказал бы, что не так всё пессимистично - возможны несколько вариантов. Во-первых, не так уж страшно, если два салона нашего бизнес-джета будут отдельными. Да, это непривычно, но не значит, что плохо. Пускай будет два раздельных входа в самолёт, спереди и сзади, пускай салоны будут даже изолированными друг от друга – для самолёта бизнес-класса можно позволить себе ещё одну стюардессу во втором салоне.
Во-вторых, как известно, есть проект Ту-160 с другим крылом, схемы бесхвостка, как у Ту-144 (были же Ту-22 и Ту-22-МР, самолёты как бы одной модели, но разных модификаций, которые совершенно отличались друг от друга и по двигателям, по вооружению, по внешнему виду!).
А насчёт дозвукового и сверхзвукового режимов – кто сказал, что, при другой схеме, нельзя поменять и двигатели? В частности, почему бы не использовать двигатели от того же Ту-144? Да, тяга будет другой, но можно вспомнить хотя бы ЯК-40, который, из-за необычно высокой тяговооружённости, взлетал почти как боевой истребитель. И, тем более, с двигателями можно «поиграть»…
В общем, только время покажет, что стоит за предложением нашего президента - экспромт ли это от полёта первого в истории России нового «Белого лебедя» или детально проработанное техническое задание для конструкторов и производственников. Но вот если «тема выгорит», то она многое обещает.
Помимо строительства нового класса гражданских самолётов, потенциально весьма востребованного, может появиться ещё и совершенно новый класс военных самолётов - сверхзвуковая машина для доставки передовой группы десанта, с возможностью перехода на дозвуковой тихоходный режим, при её десантировании. Разве плохо будет, если у нас, помимо решения целей конверсии, появится ещё и возможность невероятно оперативного решения некоторых проблем?
Например, всего лишь за час, включая время взлёта и десантирования, перебросить группу бойцов за одну тысячу семьсот километров, на самые западные границы бывшей нашей общей родины или в любую другую горячую точку Евразии за срок чуть больший?
Комментарии читателей (0):