Тема уже не новая, а уже можно сказать жаренная. Однако массовый десант троллей, в комментариях к статьям на эту тему, очень сильно замылил правильные выводы которые можно сделать исходя из заявлений МО РФ. Всё написанное ниже ни в коем случае не претендует на роль истины в первой инстанции, это просто некоторое количество мыслей вслух за рюмкой чая вечером на кухне.
Суровые радиолюбители и, те, кто себя к ним причисляет, прошу в меня роялями не швыряться, для улучшения понимания рядовыми читателями, материал упрощаю до предела. Конструктивная критика приветствуется, критика, основанная на чистой теории без хоть какой-то практической базы - нежелательна.
И так начнём. Есть БПЛА небольших размеров, есть задача что бы этот БПЛА пролетел 50-70 км и сбросил груз в круг радиусом в 10 метров. Есть другая задача, не дать это сделать этому БПЛА.
1 способ. На БПЛА устанавливается комплект оборудования, способный передавать оператору, на наземный пульт, телеметрию и видео с борта. Способ максимально простой и может обеспечить необходимую точность. Оператор в ручном режиме приводит БПЛА в точку сброса, при помощи камеры прицеливается и сбрасывает груз. Недостатки такого способа, БПЛА должен идти на большой высоте, либо антенна оператора должна находиться на такой же большой высоте.
Причина – оборудование, которое будет передавать картинку с борта, как правило, работает на частоте 900 МГц и выше, это сделано специально для уменьшения габаритов приёмопередающих антенн на борту БПЛА. Радиоволны на таких частотах, в обычных условиях, не огибают разного рода препятствия на своём пути. То есть между антенной пульта и антенной БПЛА должна быть прямая видимость, а это значит, что БПЛА должен лететь выше высоты радиогоризонта.
Способ противодействия. Система телеметрии, которая способна передать изображение на дальность 50-70 км, должна обладать излучаемой мощностью не меньше 2 Вт. Передатчик такой мощности довольно легко разведывается на расстоянии не меньше 12 км, если передача идёт обычным широкополосным сигналом. Такое оборудование легко достать на том же али-экспрессе. Однако есть системы которые работают по принципу шумоподобного расширения спектра сигнала или вообще используют ППРЧ (псевдослучайная перестройка радио частоты), их уже обнаружить намного сложнее, но тем не менее можно.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И что самое интересное, такими системами обладают только военные БПЛА, так как на гражданские дроны их принципиально не ставят из-за намного более высокой стоимости, и отсутствия явных преимуществ таких как дальность и качество связи. То есть для борьбы достаточно разведать и поставить полосовую помеху на частоте работы радиоаппаратуры БПЛА, и в данном случае оператор не сможет управлять БПЛА, что приведёт к его гарантированному крушению. С такой задачей без труда справятся "морально устаревшие" "Автобаза" или "Кольчуга" (хотя они вроде как не умеют излучать помехи), про современные "Москву" и разного рода "Красухи" я вообще молчу.
2 способ, версия А. Использовать автопилот, который знает точку взлёта и знает конечную точку маршрута. Только для работы автопилота необходимо, чтобы последний точно знал своё местоположение в каждый момент времени. Для этого можно использовать инерциальную систему наведения. Тут один комрад Бдыщщ бил себя пяткой в грудь, даже дал наводку на статью А.Н. Соловьева, и утверждал что можно сделать на цифровых акселерометрах довольно точную инерциальную систему навигации... Что я скажу с высоты своего дивана после прочтения статьи, в принципе возможно.
Только для реализации на практике необходимо задействовать, для обработки вычислений, не то что очень мощный микроконтроллер, а довольно высокоскоростную ПЛИСину с большим объёмом логики, навскидку тут нужен Virtex 7 XC7VX690T, но это не точно. Я знаю не больше 15-20 человек, кто способен взяться за такую разработку, это первое.
Второе, если бы высокоточные инерциальные системы были дёшевы и легкодоступны, то, к примеру, такие монстры дроностроения как DJI уже бы давно ставили их на свои изделия, но почему-то не ставят. Из своей практики, что я видел своими глазами, БПЛА одного довольно неплохого предприятия оборонки, вернулся на ПОЛЕ, откуда взлетал, размер примерно полтора на полтора километра, с помощью бортовой инерциальной системы без использования спутниковой навигации, спустя 1 час полёта в воздухе. Точность так себе, согласитесь?
2 способ, версия Б. Тот же автопилот только использование оптической навигационной системы. Суть какая, на БПЛА стоит камера, которая снимает местность под ним, соотносит её с изображениями, загруженными в память БПЛА и принимает решение о своём место нахождении. Система довольно точная, но очень сложная, требует неслабых вычислительных мощностей на борту БПЛА и цифровой карты местности, которую не соберёшь на коленке благодаря сервисам гугл, это первое.
Второе, такие системы в настоящие время довольно редки и дорогостоящи, и думаю в ближайшее время маловероятно, что что-то измениться, потому что такая работающая система это нехилый кусок интеллектуальной собственности, который просто так разбазаривать не будут. Выдать такую систему бородатым бармалеям, это равносильно тому если выйти в центральный парк 2-го августа в плакатом "ВДВшники все ТБМ люди не традиционной сексуальной ориентации", последствия будут одинаковы. Уверен что МО РФ в лицо знает все компании, которые занимаются такими разработками.
Способ борьбы. Не спеша привести в готовность системы ПВО, на случай если очень повезёт и боковым порывом ветра БПЛА сдует в сторону охраняемой территории. Если БПЛА при подавленной спутниковой навигации всё равно упорно идёт на цель, то отдать команду "брать живьём", чтобы понять - что за содомит продал бармалеям взрослые системы навигации.
3 способ. Тот же автопилот и спутниковая навигация,либо радионавигация. Для начала разъясню несколько фактов. У системы GPS есть несколько частот, если совсем упростить L1 и L2, L1 это общедоступный диапазон с открытой кодировкой s/a кодом, тактовая поднесущая 1,023 МГц, точность так себе, с L1 работают абсолютно все гражданские GPS приёмники, начиная от копеечных модулей для ардуино с али-экспресс, заканчивая весьма точными и недешёвыми гарминами и геосами.
Максимальную точность называть не буду, ибо зависит от очень большого числа факторов. L2 "военный" диапазон, с открытым в мирное время m кодом, тактовая поднесущая 10,23 МГц, точность очень высокая, с этим работают как правило военные GPS приёмники с чипами произведёнными в США, которые естественно продаются только друзьям, и есть некоторое количество GPS приёмников геодезического класса с очень высокой точностью, но последние могут работать только в мирное время, так как США может легко поменять последовательность m кода. Достать оборудование работающее с L2, это такие пляски с бубуном и солидная куча денег. Есть ещё полу мифический диапазон L3 с у-(игрек) кодом, но его рассматривать не будем, ибо не уверен что сами юсовцы в состоянии активно пользовать оный.
Что касается ГЛОНАСС, в этой системе так же есть гражданские и военные частоты. Гражданские частоты могут не просто быть подавлены, а просто выключены по приказу МО РФ над зоной боевых действий. Хотя на мой взгляд, самое вероятное что в сигнал, излучаемый со с спутников, ещё на их борту, преднамеренно вносятся "ошибки", которые очень существенно ухудшают точность позиционирования и делают систему непригодной для использования в автопилотах БПЛА. А что касается военных частот ГЛОНАСС, вот вы реально верите, что бармалеи в состоянии достать такой приёмник, а главное понять каким же образом он работает?
Небольшое, но очень важное отступление от темы. Такое разделение спутниковой навигации для гражданских и для военных нужд, было заложено ещё в самом начале развития как отечественных, так и зарубежных систем, именно для возможности защиты от нежелательного использования. И владельцы систем спутниковой навигации очень ревностно и строго следят за тем, что бы оборудование, предназначенное не для открытого гражданского использования, ни в коем случае не попало в чужие руки.
Более экзотический метод, использование радиомаяков.
Мысли описанные в этом абзаце, это просто игра воображения и логики внутри воспаленного разума автора. Я сам лично не проверял достоверность этих новостей, но попалось на глаза, что якобы в день атаки БПЛА на Хмеймим, разведывательные самолёты НАТО крутились в районе Севастополя над Чёрным морем и где-то недалеко от Хмеймима над Средиземным морем. Наличие разведчиков не удивительно, а вот их расположение на карте вызывает интересные мысли.
Если бы был ещё третий в районе Красного моря или Персидского залива... Можно было бы предположить, что самолёты разведчики одновременно служат радиомаяками для систем навигации БПЛА. Притом самое интересное, что для этого можно было использовать то же оборудование GPS, только переделать антенну и приёмник на другую частоту. Плюс такого метода навигации в том, что сигналы от радиомаяков могут быть на какой угодно частоте и их спектр может быть замаскирован под спектр каких-нибудь гражданских безобидных систем, например сигналов от сотовых вышек. Обнаружить, не зная исходных характеристик, такой сигнал крайне сложно.
Так же можно предположить, что БПЛА шли на маячки, подкинутые на базу. Это возможно, но сомневаюсь, что военные допустили бы такое. Также возможно использовать для навигации излучение РЛС, прикрывающих базу, - это в теории возможно. На практике такую систему на коленке в сарае из запчастей, купленных почтой в Китае, не соберёшь. Ещё один вариант, использование 3G вышек сотовой связи, как это делают смартфоны, но если военные не подавили-отключили сотовую связь на территории базы, то это форменное раздолбайство.
Способ борьбы. В круглосуточном режиме подавлять все диапазоны GPS и при необходимости гражданский диапазон ГЛОНАСС. Нести круглосуточное дежурство станциям радиотехнической разведки, уделять большое внимание новым сигналам в эфире, и внимательно следить за постоянными сигналами, не несут ли они признаков наличия дальномерного кода внутри себя. При малейших подозрениях, глушить сигнал к чёртовой бабушке. Если при всех принятых мерах БПЛА всё равно упорно идут в сторону охраняемой территории, как и в прошлом варианте, ПВО - боевая тревога, РЭБ - по возможности "брать живьём".
Пару слов о "брать живьём". Будь я на месте бородатых бармалеев, проснувшись утром и внезапно обнаружив у себя в голове не весть откуда взявшиеся знания о том как построить БПЛА с автопилотом, я бы первым делом запрограммировал бортовую систему на полное отключение канала управления с земли сразу после взлёта и выхода на боевой маршрут. Это нужно для того что бы уменьшит излучение БПЛА, тем самым снизив вероятность его обнаружения средствами РЭБ, и исключить возможность перехвата и взлома канала управление.
Для понимания, как можно обнаружить и взломать мобильный телефон, если он выключен? Будь я на стороне тех, кому приказано перехватить такой БПЛА, наверное, я бы в последнюю очередь пытался взломать канал управления. Причина - очень много способов хардварной и софтварной кодировки таких каналов, плюс перечень команд для управления БПЛА тоже очень сильно отличается у каждой модели. Взломать и выяснить всё это возможно, но для этого нужно время, которого может не оказаться.
Гораздо быстрее, чем взламывать канал управления, это обмануть, именно обмануть, а не заглушить, систему навигации. Выдавая ту или иную ложную координату вполне возможно управлять полётом БПЛА, автопилот последнего думает, что его сносит ветром, хотя это не так, и старается отработать поправку, а в реальности БПЛА летит в ту сторону куда хочет оператор станции РЭБ. По поводу обмана навигации, россиянам уже доступны такие системы, яркий пример это то, как сходят с ума навигационные приёмники рядом с Кремлём.
Выводы: судя по тому, что БПЛА бармалеев смогли подойти в зону прикрытую "Панцирями", несмотря на противодействие системами РЭБ, и "Панцирям" пришлось стрелять, БПЛА были оснащены взрослыми системами навигации и автопилотами, которые просто так почтой из Китая не получишь. Поэтому несколько штук взяли живьём и внимательно изучили под микроскопом. О чём и было доложено на брифинге для журналистов, и чуть ли не прямым текстом сказано, что мы в курсе кто продал подарил это бородатым бармалеям.
Комментарии читателей (0):