Непосредственно перед Новым годом мне удалось выбраться из Киева на охоту со своими старинными приятелями. Все они являются бывшими или действующими офицерами. Охотиться в военных коллективах всегда приятнее. Во-первых, дисциплины и порядка больше, во-вторых, общение проходит веселее. Общая военная судьба связывает. Сразу же договорились, что о политике ни слова. Но не тут то было. В дороге разговоры о жизни, о работе и службе неминуемо привели к политике. Мои попытки что-то прокомментировать пресек один из присутствующих: «Мы знаем твою точку зрения. Во всем виноват «Вашингтонский обком»». Все, кто слышал это, снисходительно-пренебрежительно хмыкнули, мол, что с блаженного возьмешь. Я притих, а остальные продолжили.
Выяснилось, что все в той или иной степени задействованы в операциях министерства обороны Украины на Донбассе. Кто-то поставляет продукцию самого разнообразного характера для министерства обороны, кто-то служит в штабах различного уровня, кто-то часто выезжает в районы АТО (антитеррористическая операция) в качестве специалиста-консультанта. Из разговоров я услышал, что на всех более-менее важных мероприятиях, переговорах, встречах всегда участвуют представители США. При этом это воспринималось всеми охотниками, как само собой разумеющееся. Когда эти упоминания участились, я не выдержал и спросил: «Так «Вашингтонский обком» на Украине есть или нет?» Вопрос повис в воздухе. Я не стал настаивать на ответе, так как предстояла охота.
В последующие два дня во время общения с коллективом охотников я старался больше молчать и слушать окружающих. Меня поразила наличие в головах у людей несовместимых между собой мнений и суждений, даже взаимоисключающих. С ностальгией вспоминая службу в Советской Армии, тут же заявляют, что жизнь в те годы была ужасной. Таланты гнобили и не давали пробиться наверх, и тут же вспоминали свою учебу в училище, академии (то есть их командиры и начальники посылали своих подчиненных в академию, чтобы их там замордовали). И многое-многое другое странное и противоречивое, включая отношение к войне на Донбассе.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Один мне по секрету сказал, что он против боевых действий на Востоке, но благодаря войне он хорошо «поднялся». То есть если здравый смысл мешает зарабатывать деньги, то тем хуже для здравого смысла. Эта каша в головах у очень толковых людей, высокообразованных, деятельных подтолкнула меня написать свои размышления о национально-психологических особенностях жителей Украины. Подчеркиваю, не украинцев, а жителей Украины. Среди охотников были и украинцы из разных регионов, сибиряк из глубинки, литовец, поляк. Принятие или непринятие нынешней политики руководства страны не зависит от национальности. Все они говорили на одной волне, дули в одно дуду.
Я поинтересовался данными единственной за годы независимости переписи населения Украины 2001 года. То, что есть в интернете, оказалось очень куцей версией тех данных, которые публиковали в СССР. Помню многолетние требования научной общественности опубликовать полные данные переписи 2001 года, но Кучма все обещал, говорил на протяжении нескольких лет, что идет обработка данных, все будет, но увы…
Видимо очень неутешительные для власти данные были получены. С тех пор о новой переписи уже и не вспоминают. По опубликованным данным на Украине проживают 77.82% украинцев, 17.28% русских, все остальное – другие национальности, численность, каждой из которых, едва достигает 0.5 %. По языковой принадлежности 67.53% разговаривают в быту на украинском языке, 29.59% на русском, остальные – на других языках.
Эти данные вызывают большие сомнения. Я абсолютно уверен, что в смешанных семьях детей наверняка записывали украинцами. Сколько таких семей никто не говорит. Поскольку общий тренд в обществе был на то, что Украина не Россия, то люди подсознательно предпочитали записываться украинцами и своим родным языком указывали украинский, даже если он знаком только из школьной программы. Сейчас, через 17 лет после переписи, после жесткой обработки населения украинским патриотизмом, во всех больших городах (городское население составляет более 70%) основным языком общения является русский.
Исключение являются лишь 3-4 крупных города на западной Украине. То есть, по самым скромным оценкам, для более чем 60% населения Украины русский является родным. Из моего окружения только один украинец, выходец из села, стал опять общаться на украинском, проговорив на русском как минимум 30 лет, поступив после школы в военное училище. А еще один еврей, который никогда не говорил по-украински, да и по-русски говорил с явным акцентом, вдруг заговорил на чистом украинском языке. Да… и такое бывает в стране, где «Слава Украине!»
Теперь о том, что не указано ни в какой переписи. Как люди видят свое будущее. Все понимают, что Украина достаточно долго болталась в проруби между Европой и Россией. Кучма играл роль теленка, который сразу сосал двух маток. Его последователи разругались сначала с одной, а потом уже и с другой. Надо определяться в какую сторону бежать. Сосать больше некого, а организовать работу на месте некому.
По моим личным наблюдениям на западе страны подавляющая часть населения заражена русофобией (во всем виноваты москали). С движением на восток градус русофобии снижается. Исключение составляют Киев, Черниговская и частично Сумская области. Почему Киев? Во-первых, в Киев переехало много представителей с западной Украины.
Во-вторых, жители столицы подсознательно боятся, что воссоединение с Россией автоматически приведет к потере Киевом столичного статуса и соответствующей ликвидацией чиновничьего сословия и его обслуги, а также офисного планктона. Это составит более половины населения двухмиллионного города. По грубым прикидкам, даже с учетом ухода Крыма и Донбасса, треть населения рвется в Европу, треть на Восток в Россию, а треть хочет, чтобы их все оставили в покое и Европа, и Россия, и президент с Радой.
Национальная принадлежность при этом на политическую ориентацию не оказывает определяющего влияния. Вы можете найти и про-московски настроенного западенца и украинского ярого патриота в лице русского, который приехал на Украину несколько лет назад. У жителей других национальностей тоже бывают разные варианты. Больше на точку зрения оказывает влияние территория проживания.
Например, львовские евреи предпочитают быть с Польшей, а одесские с Россией. Оказалось, что общественная атмосфера, точка зрения окружения оказывает на людей значительно большее влияние, чем здравый смысл и объективная реальность. К моему большому удивлению, мой многолетний призыв к друзьям и знакомым оценивать все происходящее через свой кошелек, отклика в их головах не нашел. Как стало модно в таких случаях говорить и писать «от слова совсем».
Комментарии читателей (0):