Таунсенд попытался разобраться в этом вопросе, проведя интервью с Джеффри Снайдером, CIO в Alhambra Partners, Люком Громеном, основателем компании макроэкономических исследований Forest for the Trees, и Марком Юшко, основателем Morgan Creek. Многим кажется, что падение доллара как мировой резервной валюты трудно себе представить. Но первый удар по нефтедоллару уже был нанесен.
Это произошло, когда Венесуэла отказалась принимать оплату в долларах в сфере нефтеторговли, показав тем самым миру, что возможна и система, альтернативная нефтедолларовой. Затем социалистический рай Латинской Америки начал публиковать индекс цен на нефть, выраженных в юане.
Кроме того, стоит отметить, что Россия, Венесуэла и Иран - три страны, которые испытывают трудности с накоплением долларов на фоне санкций Министерства финансов США, - рассматривают возможность запуска криптовалюты, обеспеченной нефтью.
Вот что отмечает Громен по этому вопросу: "Конечно, это последняя треть игры. Возможно, восьмой ининг. Причина, по которой я так считаю, заключается в том, что, учитывая то, как структурирована евродолларовая система, если та или иная страна захочет отказаться от использования доллара по каким-либо причинам, как это ни парадоксально, это лишь укрепит силу доллара. Поэтому, когда мы оглядываемся назад, то понимаем, что заметное ускорение потери доли доллара в мировой торговле началось с III квартала 2014 г. В частности, в торговле энергией между Китаем и Россией. И поэтому мы полагаем, что именно с III квартала 2014 г. все начало ускоряться. И процесс ухода от доллара или снижение доли доллара в мировой торговле является позитивным знаком для доллара – до тех пор пока ситуация не изменится".
Также Громен считает, что важный сдвиг произошел в III квартале 2016 г., когда начало усиливаться снижение доли доллара в мировой торговле. Он полагает, что доллар будет слабеть и дальше, так как это в интересах национальной безопасности США: "А часть фильма под названием "Пока ситуация не изменится" началась более года назад, в III квартале 2016 г.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
С III квартала 2014 г. до III квартала 2016 г. мы наблюдали рост доллара, рост LIBOR и довольно традиционный цикл укрепления доллара вплоть до этого момента. Все изменилось в III квартале 2016 г., когда рост доллара, рост LIBOR привели к сокращению налоговых поступлений в годовом исчислении и росту дефицита США в процентах от ВВП. И это произошло, до того как мы столкнулись с крупным кризисом.
Это был первый случай, когда налоговые поступления США снизились до кризиса на развивающихся рынках в течение цикла сокращения доллара в период, наступивший после Бреттон-Вудской системы.
И если принять во внимание систему, которая требует бесконечной оценки стоимости активов, чтобы стимулировать налоговые поступления для правительства США, тогда это и началось – с III квартала 2016 г., когда мы вошли в последний ининг игры. Тот этап, при котором не только иностранные кредиторы стремятся уйти от доллара в торговле по ряду причин, но ослабление доллара становится вопросом национальной безопасности для правительства США".
Джефф Снайдер из Alhambra Partners объясняет, как система евродоллара наносит ущерб экономике стран с развивающимся рынком и в конечном итоге ослабляет мировую финансовую систему с каждым циклом ужесточения.
Последний цикл ужесточения, который длился с 2014 по 2016 гг., оказался особенно дестабилизирующим, пояснил Снайдер, особенно для развивающихся рынков, таких как Бразилия, Россия и Китай. Многие развивающиеся страны и корпорации, базирующиеся в этих странах, выпускают долги, выраженные в долларах, которые становятся более дорогостоящими по мере роста доллара. Сейчас система должна выдержать, если не возникнет какой-либо причины, по которой все рухнет, считает Снайдер.
ДЖЕФФ СНАЙДЕР, ALHAMBRA PARTNERS
"Долларовая система, поставляющая доллары в мировую торговую сеть, остается проблемой. Однако это не похоже на спад по прямой начиная с 2007 по 2013 гг. Это скорее прерывистое движение, с периодами ужесточения и ослабления.
Однако система находится в наихудшем положении при очередном периоде, через который мы пытаемся пройти. Поэтому последний период ужесточения, начавшийся с 2014 г. и продлившийся до 2016 г., оказался довольно суровым. Особенно на развивающихся рынках, таких как Бразилия, Россия и Китай, БРИКС.
Я считаю, что пока ничего не изменилось, за исключением того, что система продолжает слабеть. И я думаю, что сейчас мы стоим на пороге следующего периода по ужесточению. Есть много доказательств того, что система продолжает падать, особенно если обратить внимание на Китай и некоторые другие развивающиеся рынки.
И одна из вещей, с которой я хочу определиться, касается того, что такое рост доллара? Это не имеет отношения к "бычьему" тренду. И я, конечно, не считаю, что рост доллара обусловлен укреплением США, как экономически, так и финансово. Я думаю, что доллар продолжит рост, по крайней мере некоторое время, потому что, откровенно говоря, пока ничто не сможет занять его место".
Марк Юшко, основатель Morgan Creek, рассуждая на тему ожидаемой даты окончания гегемонии доллара, провел ряд интересных параллелей между долларом и британским фунтом – мировой резервной валютой, которая предшествовала доллару.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
"Американцы считают, что доллар всегда был мировой резервной валютой. Но это явно не так. Доллар приобрел статус мировой резервной валюты только с 1944 г., придя на смену британскому фунту. Британский фунт в свою очередь также был мировой резервной валютой.
А затем в 1913 г. Британия вторглась в Месопотамию, понесла кучу долгов, фунт стерлингов рухнул, доллар поднялся. 31 год спустя доллар стал мировой резервной валютой. И затем в 2013 г. США вторглись в Месопотамию, понесли кучу долгов, доллар рухнул, юань поднялся. Я думаю, что у Китая есть план. И за последние 50 лет их заявленная цель привела к достаточно гармоничному росту".
Словом, Юшко убежден, что китайский юань заменит доллар в статусе мировой резервной валюты до 2050 г. – тот момент, когда Китай должен стать доминирующей мировой державой, считает Юшко.
И это идет явно вразрез с мнением многих аналитиков, считающих, что после доллара не будет мировой доминирующей валюты: будут лишь валюты, имеющие влияние в отдельных сферах.
Комментарии читателей (0):