Сам термин «царебожники» считаю провокационным. Ни разу не встречал ни одного человека, который бы считал царя «богом». Да, есть неправые учения – о том, что без принятия «искупительной жертвы» царя нельзя спастись, о том, что после Крестной жертвы Спасителя якобы нужно некое новое, иное искупление грехов, и так далее.
Но не согласуется с православной традицией и полное отрицание «общего» греха народа, а также того, что за такой грех целый народ может быть Богом наказан – а может быть этот грех раскаян и прощен. Причем здесь имеется в виду не покаяние каждого человека на исповеди, а исправление жизни народа, в том числе через восстановление христианских общественных устоев, через дела веры и милосердия - все помогает устранить последствия «народных» грехов.
Обоснований этому в источниках вероучения, то есть в Писании и Предании, – масса. Слова же страстотерпца Николая о «жертве» за народ, конечно, не являются богословским суждением. Точно так же говорится о жертве воинов, принесенной за Родину.
И не надо подменять Православие эгоцентрическими, рационалистическими, утрированно-«персоналистическими» умопостроениями, сводящимися к тому, что грех может быть только личным, и покаяние – тоже только личным. Отсюда недалеко и до рассуждений о том, что «человек живет один на один с Богом, спасается тоже один», а Церковь вроде как и не нужна. Много вещей в духовной жизни совершается именно в соборных организмах – Церкви, общине, народе…
Итак, вот мои ответы:
- Возможно ли назвать святого царя Николая — искупителем в каком-либо смысле? Допустимо ли употреблять в отношении него понятие искупительная жертва в каком-либо смысле?
- Прежде всего замечу, что цитаты, которые приведены в Вашем письме, принадлежат не деятелям движения «Царский крест», а самому страстотерпцу царю Николаю и известным подвижникам благочестия. Конечно, искупителем всех грехов человечества является только Господь Иисус Христос. Но есть и народный грех – о подобном явлении много говорится и в Писании, и в Предании, и в церковных документах. Он искупается, исправляется не на исповеди, а через различные исторические деяния. На него нужно отвечать не новой «искупительной жертвой» - никто и ничто не может повторить Крестной жертвы Спасителя – но благочестивыми поступками общенародного уровня. Одним из них, конечно, было поведение царя Николая и его семьи в период их страданий, ставшее примером для многих.
- Как правильно назвать людей , которые считают царя искупителем и т. д.? Попадают ли они под анафему недели Торжества Православия «Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема»?
- Я бы не бросался в их адрес обвинениями, тем более, что пока не встретил их высказываний, отрицающих единственность и неповторимость Крестной жертвы Спасителя и совершенного Им искупления. Возможно, эти люди нуждаются в большем оттачивании своей вероучительной позиции.
- Можно ли взаимодействовать с движением "Царский Крест" и подобными на ниве организации мероприятий по противодействию показа фильма «Матильда», давать им выступать на теле и радио эфирах, собирать для них подписи, помогать вести группы в соцсетях, репостить их посты и прочее? Ведь по факту получается, что православные зачастую и не подозревают, что трудятся на тех, кто занимается продвижением искажений относительно Святого Царя.
- Полагаю, что взаимодействовать в этой важной миссии можно с самыми разными людьми – даже и неправославными, инаковерующими, неверующими. Если же в православной среде есть какие-то недоумения и незлонамеренные заблуждения, нужно обсуждать их и преодолевать, в том числе в ходе церковно-общественной работы.
Ну и вот песня на тему «царебожия» легендарного арбатского рок-барда Вячеслава Капорина, которого я слушал еще в 80-е годы на Гоголях и на Арбате, потом много раз на православных концертах, а 7 ноября, в день 100-летия известных событий, даст Бог, послушаю на концерте в Фонде славянской письменности и культуры.
Комментарии читателей (0):