Ксения Собчак первой из реальных участников кампании заявила о своем выдвижении, и это верный ход - она в некотором смысле "открыла" ее. Независимо от ее результатов для Собчак ("программа-максимум" - стать долговременным лидером российской либеральной оппозиции; "программа-минимум" - изменить имидж и повысить капитализацию) смысл участвовать в кампании, конечно, есть.
Тезис Собчак о желательности участия Навального в выборах также вполне адекватен. На мой взгляд, ей было важно послать протестному избирателю месседж о "готовности к диалогу" с Навальным и другими протестными лидерами - и она послала его. Естественно, это первый (необходимый) шаг для начала мобилизации тех избирателей, на которые рассчитывал Навальный, вокруг самой Собчак.
Грамотная кампания Собчак вообще может привести к тому, что власть решит "проблему Навального" - и не только в смысле "мирной" мобилизации его квазиэлектората ("квази" - потому что принять участие в выборах он не сможет), но и в смысле ограничения возможностей политической группы, которая использовала Навального, влиять на политический процесс.
Если судить по известной статье в "Ведомостях", целевые группы Собчак - это: 1) те, кто ранее голосовали "против всех"; 2) поддерживающие Навального; 3) в целом либеральная аудитория, в том числе электорат Явлинского и Гудкова; 4) ее "неполитические" поклонники и те, кто может быть вовлечен в структуру поддержки с помощью каналов типа Instagram (у Собчак около 5 млн подписчиков); 5) часть женской аудитории в категории "30+", которая считает, что ущемлена по сравнению с мужчинами в занятии статусных и высокооплачиваемых должностей (так называемые "мягкие" феминистки; на женскую аудиторию "40+" Собчак по понятным причинам не претендует).
Можно ожидать, что по мере развертывания кампании у Собчак накопится колоссальный антирейтинг (близкий, кстати, по структуре и масштабу к рейтингу Путина). На мой взгляд, это не должно ее смущать: во-первых, важно не убедить всех, а привести своих; во-вторых, негативное отношение, а возможно, и ненависть большинства будет только укреплять ее электоральное ядро (пока отсутствующее) и ускорять мобилизацию. Кстати, о мобилизации: 4% голосов избирателей было бы для Собчак очень неплохим результатом, 7% - триумфом.
Кремль ясно дал понять, что ни преференциальных условий, ни ресурсов у Собчак не будет. Это значит, что сбор подписей и создание сетей в течение двух месяцев - ее проблема. Это большой риск - даже если предположить, что проблем с финансированием у нее нет. Что не очевидно, на мой взгляд. Еще один риск заключается в импульсивности Собчак, ее способности принимать решения под влиянием минуты, без учета контекста и обстоятельств.
В ноябре прошлого года я предложил концепт "либерального спарринг-партнера" Владимира Путина на выборах, способного усилить интерес к ним и увеличить явку. Коллеги начинают припоминать мне эту идею в контексте выдвижения Собчак на пост президента. Однако я считаю, что Собчак - не спарринг-партнер, а более крупный участник выборов, типологически схожий, например, с Михаилом Прохоровым. Это две разные истории.
Комментарии читателей (0):