Серьезный управленческий кризис возник в Московских духовных школах – от студентов требуют подписания договора, который предполагает в случае их отчисления компенсацию за все время учебы – 320 тысяч за год. Студенты в большинстве своем подписывать эту бумагу, насколько я знаю, отказываются. Ведь отчислить могут за что угодно, даже на последних курсах, – а миллион с лишним мало у кого наберется.
Волны от этой ситуации расходятся довольно широко – утек даже бюджет Московской духовной академии (речь наверняка идет обо всем комплексе учебных заведений, включая семинарию, регентскую и иконописную школы и т.д.). На круг выходит 200 миллионов в год – и неясно, какая часть покрывается из центрального церковного бюджета. По сложившейся традиции должна покрываться примерно половина, но рискну предположить, что покрывается меньше.
Кто и зачем отдал указание больно бить рублем за уход или даже за изгнание студента? Вряд ли этот сделал архиепископ Евгений – ректор академии и председатель Учебного комитета. Похоже, оскудение того самого центрального церковного бюджета заставляет искать «альтернативные источники финансирования». Иссякают поступления от издательской деятельности, много средств сгорело в «церковных» банках. Со спонсорами в последние год-два стало совсем плохо – и если на ремонт зданий МДАиС Александр Беглов денег нашел, причем благодаря действительно титаническим усилиям, то на текущую деятельность сегодня вряд ли кто-то что-то даст.
И значит, надо выбирать, на что тратить общецерковные средства – на визиты-торжества-резиденции-отдых-охрану или на людей. Убежден: люди в Церкви – главное. Да, представительские функции нужны. Но я бы вообще отлучил лиц, по статусу с этими функциями связанных, от определения их качества и объема. Пусть решает избираемый финансово-административный совет, какой зал или транспорт уместен, а какой нет. Лучше всего поручить это дело диаконам – по апостольской традиции. Избрать семь человек этого чина во главе с Кураевым – и пусть «пекутся» о трапезах, перелетах и машинах. А также несут ответственность за представление всей Церкви соответствующих решений и затрат. А вот пользователи этих услуг, включая заглавного, пусть смиряются с решениями учиненных диаконов. Ведь Церковь - не Трамп-башня, в конец концов. Но если даже после консервации резиденций и отказа от протокольного обеспечения на уровне глав крупных государств выяснится, что на такой приоритет как богословское образование денег все равно не хватает, – надо честно переходить на платное обучение.
По моим сведениям, в этом году в Московской семинарии еле набрали запланированное количество студентов. Конкурса нет, среднее качество «абитуры» невысокое. Если распугают и этих еле набранных студентов – совсем будет позор. И это лучшая, «главная» духовная школа! В некоторых других прием 7-8 человек в год уже считается успехом. Между прочим, брать деньги с отчисленных студентов не предлагалось никогда в церковной истории. Дивное «новшество»…
Церковное управление нуждается в тотальной санации. Прежде всего финансовой. Нынешняя ситуация будет порождать все больше подобных историй. Тут уже не о «деловой эффективности» надо вести речь, а о нравственной, христианской составляющей управленческих практик. Ведь там, где в тайне держится принятие ключевых решений, касающихся многих людей, — всегда есть опасность сокрытия безнравственных поступков. Например, повышенного внимания к себе любимым на фоне тотального пренебрежения ближними.
PS Комментаторы сразу мне напомнили про юридическую сторону вопроса. Ее авторы договора, похоже, не очень-то учли – как и каноническую. Хорошо, откажется платить отчисленный студент, которого, положим, преподаватель оскорблял или склонял к однополому сексу. И что, администрация будет в суд подавать, вопреки духу канонической нормы о том, что нельзя судиться «у внешних»? А вдруг студент будет свидетельствовать в суде о причинах отчисления? Или подаст встречный иск? В общем, запутались вы совсем, господа горе-управленцы…
Комментарии читателей (1):