В 2006 году парламент Каталонии проголосовал за закон об автономии, в соответствии с которым местный каталанский язык наделялся более высоким статусом, чем язык кастильский - тот, на котором говорит вся остальная страна.
Правившие на тот момент в Мадриде социалисты не возражали, однако находившиеся в оппозиции правоцентристы (те самые, которые сейчас у власти) оспорили это решение в суде и в 2010-м тот отменил пункт о языках как неконституционный.
Именно после этого решения недовольство Мадридом и требование независимости встало в центр каталонской повестки. Каталонцы раз за разом голосовали за политиков, призывавших к отделению, пока это, собственно, не привело к тому, что мы видели позавчера.
Обращаться с языками меньшинств надо очень бережно. Последствия у решений, с ними связанных, могут быть очень неприятными. К тому же, напомню, что в отличие от каталонцев ни башкиры, ни татары не пытаются придать своему языку статуса более высокого, чем язык русский. Они в своих требованиях гораздо более сдержанны.
Конечно, надо понимать, что сама по себе языковая проблема не производит достаточной для развала государства энергии. В случае с Каталонией более значимым, думаю, был факт того, что из последнего кризиса всю страну тащили именно каталонцы – именно каталонская экономика стала драйвером роста. Естественно, что жителям Барселоны надоело работать за себя и за того парня из Андалузии, вот они и захотели отделиться.
Особенность революционной риторики, однако, заключается в том, что она не может обойтись одними экономическими аргументами. Людям не хочется выглядеть жадными сквалыгами, озабоченными только собственным карманом. Ни одна революция не обходилась без начертанного на его знаменах слова «справедливость». Языковые обиды, оформленные в формулу «они нас презирают и унижают», как-раз и даёт сепаратистам право говорить о несправедливости нынешнего порядка.
Прежде чем давать им повод, десять раз подумайте. Родители школьников, которым жалко потратить один-два часа в неделю на изучение татарского или башкирского, на самом деле будут для вас плохой опорой. Они не мыслят политическими категориями, они слишком утилитарны. И если не дай бог, дело дойдёт то противостояния по каталонскому сценарию, они просто растворятся - останутся сидеть дома. Как это было в минувшее воскресенье с половиной жителей Каталонии. Ведь там на референдум пришли только 42 процента - тех самых, которые за отделение. Вторая половина - которая против - никуда не пошла.
В такие горячие моменты бал правят не циники, а романтики.
Комментарии читателей (0):