Кубинскую социально-политическую тематику невозможно отнести к числу избалованных вниманием современных российских исследователей и журналистов. За исключением редких имеющих место и широко освещаемых сенсационных событий, какой несколько лет назад явилась встречамежду Раулем Кастро и Бараком Обамой, Куба сейчас практически не присутствует в российском медиапространстве. Указанный комплекс проблем,однако, не потерял актуальности,чему есть несколько объяснений.
Последние годы многие наши соотечественники все больше осознают, что проект вестернизацииРоссии, реализуемый ее политической элитой последние четверть века, потерпел поражение. Маленькая Куба, находящаяся с начала 60-х годов в кольце американской блокады, а в 90-е годы потерявшая еще и огромный советский рынок сбыта, выстояла. Данное положение вещей порождает вопрос: какой ценой? Следующий невольно возникающий вопрос – насколько осмысленными оказались жертвы(экономические, финансовые,инфраструктурные, духовно-нравственные и т.д.), понесенные как Россией, так и Кубой за 25 постсоветских лет?Иными словами, стоило ли сохранять социализм на Кубе и стоило ли параллельно у нас создавать капитализм современного российского образца? Были ли, как у нас, так и у них, альтернативные сценарии социально-исторического поведения? Вышеуказанные вопросы, несмотря на их кажущуюся теоретичность, является настолько болезненными, что многие россияне стараются обходить их молчанием.
Самые распространенные в России - противоположные друг другу мемы на кубинский счет –«у них все как в СССР» либо «у них перестройка»- при первом же глубинном соприкосновении с кубинской действительностью не выдерживают критики. Сегодняшняя Куба является совершенно особым социально-политическиммиром, действительность которого крайне трудно уложить в привычные российские категории.
Еще одной причиной, побуждающей обращать на сегодняшнюю Кубу пристальное внимание, является крупнейший идейно-смысловой кризис современности. Маленькой стране не удалось бы выстоять в сверхсложных условиях, если бы она не имела внутри себя мощную идейно-духовную базы и идейно-смысловую основу. В связи с этим не может не возникнуть вопрос:способна ли нынешняя Куба с ее более чем полувековым опытом народно-революционной борьбы и более чем полуторавековым опытом национально-освободительного движения,сказать сегодняшнему миру Новое Слово?Подобная заявка способна породить у множества людей серьезные и большие надежды.
Нынешний аналитический обзор в меру своего объема не претендует на то, чтобы детально и всесторонне раскрыть исключительно сложную проблематику современной Кубы. Основной нашей задачей является максимальная актуализация кубинской тематики в России, а также формирование и формулирование междисциплинарного формата, в рамках которого ее сегодня целесообразно обсуждать.
Этой цели невозможно добиться, не исследовав ментальные основы изучаемой страны, а также систему определяющих их социокультурных кодов – базовых элементов матрицы ее каждодневной общественной жизнедеятельности. Перейдем к рассмотрению вышеуказанного аспекта.
Куба сегодня: система социокультурных кодов
Подчеркнем еще раз, кубинцы – принципиально иная общность по сравнению с привычными нам евразийскими и европейскими социокультурными образцами. Вся Латинская Америка в целом - особый цивилизационный мир, делящийся на родственные друг другу в ментальномотношении социально-государственные образования. Место Кубы, однако, даже в латиноамериканской семье народов абсолютно уникально.
Перейдем к непосредственной характеристике социокультурных кодов сегодняшнего кубинского общества.
1. «Островной быт».Кубинцам присуще совершенно особое «островное мироощущение».В осознании себя островитянином во многом кроется свободолюбие кубинца, его желание сохранять автономность по отношению к любой,даже самой дружественной внешней среде.
Кубинский остров для проживающего здесь населения –маленькая Вселенная, наполненная необъятным количеством смыслов. Указанное обстоятельство являетсяпричиной особого патриотизма кубинцев, который легче всего увидеть в их общении с иностранцами, характеризующимся сплавом внимательного дружелюбия с подчеркнутой выраженностью чувства собственного достоинства. Указанный стиль коммуникации с представителями «внешнего мира» присущ не только работающим с туристами, но и всем кубинцам без исключения. Факт рождения на острове Свободы сам по себе представляет для кубинца предмет величайшей гордости.
Особенности кубинской островной общинности ежеминутно проглядываются в специфике невербальной коммуникации кубинцев. Их общение ежеминутно наполненобольшим количеством знаков, символов,жестов, создающих своеобразную «экономию слов» и максимально ускоренный обмен необходимой энергией и информацией.
2. Стремление к постижению глубинных смыслов бытия, созерцательность как вид деятельности.Данная черта роднит кубинцев с представителями российско-евразийской цивилизации. В то же время,взгляд кубинца менее подвержен общинному влиянию окружающей среды, нежели взгляд россиянина. Одним из примеров, иллюстрирующих данный социокультурный код –чрезвычайная развитость на Кубе символизма как жанра искусства. Кубинец стремится к иносказанию,образному отображению реальности, позволяющему ему переходить на новый уровень осмысления мира.
3. Автономность и ответственность личности, ее способность в одиночку браться за крупные дела.Указанная черта кубинского национального характера породила большое количество блестящих военных, политиков, ученых,деятелей искусства. Это ментальное свойство прививается кубинцам с детства. Кубинцы вкладывают душу в своих детей, общаясь с ними при этом как с взрослыми, готовя ребенка ко взрослой жизни уже с самых ранних лет.
4. Сочетание внешней свободы и внутренней одухотворенности отношений между мужчиной и женщиной. В отношениях между мужчиной и женщиной на Кубе предусмотрена значительная степень свободы и отсутствиекаких бы то не было неоправданных регламентаций.В то же время сами эти отношения, будь то простая дружба,легкая симпатия или отношения брака и семьи, имеют под собой прочную духовную основу,одухотворенность соответствующих поступков и действий.
5. Особая культура тела и чувственности. Большое значение на Кубе отводится спорту как средству, позволяющему в течение долгих лет сохранять здоровое и красивое тело.Спортивное телосложение как результат усилия над собой –заслуженная гордость кубинца и социальный ориентир для многих.
Кубу невозможно представить без зажигательных танцев, чувствам и ощущениям в которых танцующие отдаются со всей душой. Культ искренней чувственности – явление,ярко выраженное в кубинской ментальности и творчестве.
6. Свободолюбие. Свобода является внутренним идеалом и постоянным устремлением кубинской души. Именно кубинцам свойственно особое понимание свободы, которое невозможно отделить от обостренного чувства личной и социальной справедливости. Стремление защитить слабого и угнетенного, освободить себя и другого от власти гнетущих внешних обстоятельств является неотделимым элементом горячей кубинской натуры.
7. Идея служения. Для полноценного ощущения жизни кубинцу необходим идеал служения, высший духовный ориентир, питающий его и наполняющий его жизнь смыслом. Кубинец долго приглядывается, раздумывает, прежде чем взяться за какое-то дело, однако, разглядев в нем движущую духовную силу, смело «бросается в бой» и ythtlrj творит в нем чудеса. Подобных иллюстрирующих примеров можно привести множество в самых разных областях деятельности – от создания шедевров творчества до новаторской организации производства в непростых кубинских реалиях.
8. Культ мужественности. Особый тип свободолюбия не мог не породить ярко выраженной мужественности и стойкости кубинцев. Указанный аспект касается как поведения кубинского народа в целом в сложных исторических ситуациях, так и относится к отдельно взятым кубинцам при их столкновении с индивидуальными жизненными трудностями. Цельность натуры, последовательность действий, предельная мобилизация сил при отстаивании личных и национальных ценностей-качества, являющиеся важнейшими кубинскими моральнымиориентирами. Именно они помогли кубинскому народу выстоять в тяжелейшие времена «особого периода» 90-х годов и перейти к дальнейшему устойчивому поступательному развитию.
Вышеприведенный анализ социокультурных кодов кубинского общества –картина, взятая лишь в первом приближении. Знания о них необходимо накапливать как самому кубинскому обществу, так и представителям других стран, пытающимся разгадать самобытный кубинский феномен.
Для понимания всей кубинской социальной специфики, однако, вышеприведенная картина будет неполной. С целью ее необходимого достраивания следует осветить кубинские социообразующие факторы – общественные и природные условия, в которых формировался вышеуказанный социум, став таким, каким мы его знаем сейчас. Рассмотрим их по порядку.
Социообразующие факторы современной Кубы
1. Влияние индейской культурно-бытовой основы.Куба, в отличие от Мексики, Перу и некоторых других латиноамериканских государств, не может похвастаться значимой индейской диаспорой –подавляющее большинство кубинских индейцев было уничтожено во время испанского завоевания острова. Тем не менее, индейское присутствие внесло определенный след в формирование кубинской идентичности. От индейцев таино, когда-то проживавших на острове,осталось множество географических названий, а народная память хранит ряд индейских легенд, ставших достоянием современной Кубы.Вышеуказанное культурное влияние наиболее значительно ощущается на востоке страны, где долгое время сохранялись резервации чистокровных индейцев. Именно здесь в осовремененном испаноязычном варианте оказались сохранены многие индейские пословицы и поговорки, а стилистика местной речи претерпела заметное влияние бывшего коренного населения острова.
2. Испанское влияние. Влияние Испании на ментально-культурную основу кубинцев переоценить едва ли возможно. Оно не ограничивается языком национального общения, оставшимся в наследство от колонизаторов. Среди бывших испанских колоний Куба всегда занимала особое место, вследствие чего в старой Гаване можно наблюдать огромное множество истинных шедевров испанской архитектуры.
Испанскийэгрегор удивительным образом повлиял и на формирование молодой кубинской интеллигенции, и на многие черты быта и поведения кубинцев, в то время как многие испанские традиции кухни стали одним из слагаемых кубинского ресторанного дела.
Помимо испанцев, остров Свободы на короткие исторические промежутки попадал в руки Франции, а также принимал значительные по количеству миграционные потоки из Англии, Голландии и других европейских стран, каждый из которых оставил здесь свой культурный отпечаток и поучаствовал в дальнейшем формировании кубинской общности.
3. Афрокубинская культура и религия: особенности феномена. В качестве рабской силы испанцы на протяжении нескольких веков завозили на остров огромное людские массы с черного континента. Постепенно, однако, африканцы приобретали здесь все большие права, нередко смешиваясь с белым населением острова.Чернокожие переселенцы привнесли в жизнь Кубы исключительное культурное влияние, отразившееся в музыке, фольклоре, легендах, обычаях, что позволило говорить об особомафрокубанском направлении развития национальной культуры. Более того, система афрокубанских традиционных религиозных культов с течением времени значительно преобразовала кубинский католицизм, добавив в него множество обрядов, догматов и традиций африканского происхождения.
4. Кубинская нация: продукт латиноамериканского модерна и борьбы за национальную независимость. Кубинское национальное самосознание стало активно пробуждаться в первой половине 19 века, после чего остров становится на длительное время ареной национально-освободительной борьбы. Указанные годы стали временем стремительного формирования молодой кубинской нации.
Сама кубинская нация – своеобразный продукт латиноамериканского модерна. Важнейшим ее отличием от современных ей европейских аналогов было то, что на ее окончательное оформление сильнейшим образом повлиял факт долгосрочной антиколониальной борьбы. Следствием этого на первых порах была большая межклассовая солидарность кубинского населения, объединенного общими целями,чего никак нельзя сказать омногих европейских государствах, переживавших в ту пору череду буржуазных революций и гражданских войн, характеризовавшихся исключительной классовой ожесточенностью.
5. Кубинская революция 1959 года: продукт народной борьбы и одновременно народообразующий фактор. Кубинская революция 1959 года, в результате которой Фидель Кастро стал во главе кубинского государства, имела широчайший массовый характер,пользуясьвоистину общенациональной поддержкой. Она смогла ответить одновременно двум внутренним кубинским глубинным устремлениям –идеалам национальной свободы и социальной справедливости.
Некоторым иностранцам трудно понять, что кубинский социально-революционный процесс воспринимается массами не только как дело ее вождей, но и ,прежде всего, как большое общенародное дело, в котором руководители играли важную, но четко отведенную им роль. В этом объясняется на первый взгляд удивительная вещь, когда некоторые кубинцы, жестко критикуя те или иные действия сегодняшней политической власти, в то же время никогда не ставят под сомнение необходимость самой революционной борьбы и революционных преобразований как таковых.
6. Теология освобождения как религиозное учение нового типа. Кубинцы –народ религиозный, а потому неприятие Ватиканом кубинской революции в первые ее десятилетия создавали в рамках островного социума определенные сложности духовного характера. Несмотря на то, что на Кубе после революции не был закрыт ни один храм, указанное обстоятельство заставило местную кубинскую церковную иерархию отвечать на новые идейно-смысловые вызовы. С 60-х годов в религиозной жизни Кубы происходит резкое усиление афрокубанского компонента, а с 80-х годов Фидель Кастро налаживает диалог с представителями Теологии Освобождения –левокатолического латиноамериканского течения, ставившего в центр внимания социальную проблематику.Впоследствии многиебазовые постулатыданного учения стали основой кубинской духовности, что сегодня дает нам возможность называть теологию освобождения в числе одного из основных источников формирующейся на сегодняшний день политико-правовой доктрины кубинского социализма.
Кубинский социализм как формирующаяся альтерглобалистская доктрина
Кубинский социализм - доктрина интегральная, формирующаяся более полувека в конкретных условиях народно-революционной действительности острова Свободы. Многие постулаты кубинского социализма нашли свое отражение в работах и выступлениях Фиделя Кастро, Эрнесто Че Гевары, Рауля Кастро, в решениях съездов кубинской коммунистической партии, иных общественно значимых документах и резолюциях субъектов кубинского гражданского общества. Тем не менее, следует, выделить три краеугольные основы и базовых источника кубинского социалистического учения, которыми, вне всякого сомнения, являютсямартианство, марксизм и Теология Освобождения.
Доктрина кубинского социализма,как уже говорилось выше, находится в стадии формирования и системного оформления.Сегодня исключительно важно собрать соответствующее имеющееся знание, осуществить его должную систематизацию и формализацию. Куба-страна идеократическая. От четкости и верной трансляции идейно-смысловых основ зависит как легитимность власти, так и устойчивость современного кубинского общественного строя, а потому проделывание подобной работы является делом исключительно важным, своевременным и не терпящим отлагательств.
Функционирование доктрины кубинского социализма имеет тройное значение:а)как идейного стержня современной Кубы; б) как идеологии, указывающей кубинскомуобществу горизонты будущего;в) как данное человечеству важнейшая система идейно-смыслового знания.
Работа по формализации и систематизации кубинского идейно-смыслового знанияеще требует серьезных усилий,однако уже на сегодняшний день можно говорить о ее следующих базовых принципах:
1. Государственный суверенитет — средство и способ глубокой и долговременной революционной трансформации общества. Фидель Кастро в своих статьях и выступлениях неоднократно подчеркивал, что стратегические цели Революции не могут быть достигнуты вне государственного механизма, а потому суверенитет как неотъемлемое свойство государства должен быть всесторонне и всемерно оберегаем. С потерей суверенитета неизбежно будет потеряна революция, а с потерей революции погибнут все народные завоевания.
2. Революция — священный символ и одновременно процесс, развертываемый во времени и представляющий собой постоянное обновление всех сфер национальной жизни (правоохранительной деятельности, экономики, культуры и т.д.). Революция является точкой отсчета новой кубинской народной государственности, однако ее временные рамки не заканчиваются первичным взятием власти и даже первичными общественными преобразованиями. Революция осуществляется в течение долгих лет и представляет собой ход и движение общества к последовательной реализации его подлинных идеалов. Процесс Революции вечен и не знает завершения.
3. Христос — «первый революционер». Исключительность исторической миссии Христа.Фидель, заимствуя данный тезис из католической доктрины Теологии Освобождения, подчеркивает всемирную значимость христианского идеала, а также саму крупнейшую духовную трансформацию, которую человечество претерпело в результате христианского пришествия. Ф. Кастро давно осознавал необходимость фундаментального стратегического союза коммунистов и христиан как общностей с единой этической базой, прикладывая серьезные усилия к выстраиванию соответствующего глубинно-синтезивного диалога. Мировую известность получила публикация его многочисленных бесед с бразильским монахом ФреемБетто, имевшая место еще в 80-е годы. Деятельность Ф. Кастро в этом направлении в конечном итоге привела к масштабной интеграции идей католической Теологии Освобождения в сегодняшнюю кубинскую социалистическую доктрину.
4. Этика и идеология политического лидерства. Фидель в своих многочисленных выступлениях на протяжении ряда лет подчеркивал священную обязанность политического лидера служить народу, быть кровью и плотью связанным с ним, чувствовать каждую вибрацию глубинного биения народной жизни. Девизами Фиделя и его многочисленных последователей было «быть рабами, а не господами страны», и «превращать политику в священнодействие». Следование указанному принципу на практике во многом послужило фактором политического долголетия кубинского революционного лидера.
5. Особое отношение к смертной казни как к вынужденной и исключительной временной мере наказания. По мнению Ф. Кастро, общество само должно дойти до такой степени и ступени развития, когда смертная казнь должна быть отменена. На сегодняшний же день смертная казнь выступает на Кубе в качестве крайнего случая, необходимого в целях защиты кубинского национального суверенитета, ибо если утратить суверенитет — Революция неизбежно погибнет.
6. Интернационализм и интернациональная солидарность с опорой на международное право. Ф. Кастро, приводя цитату Хосе Марти «Куба — республика для всех», подчеркивает, что революционное руководство с первых дней прихода к власти последовательно вело борьбу со всеми формами социальной и, в особенности, национальной дискриминации. По мнению Фиделя, подобная дискриминация бывает двух видов: субъективной (законодательно закрепленной) и объективной (непосредственно существующей в обществе). Побороть субъективную дискриминацию можно, изменив действующее право. Побороть же дискриминацию объективную намного труднее — для этого требуется изменение веками складывавшихся социальных установок. Фидель последовательно отвергает обвинения революционной Кубы в осуществлении «экспорта революций», подчеркивая, что речь в подобных случаях шла лишь об оказании скромной помощи странам и народам, сражающимся за свою свободу, которая осуществлялась четко в соответствии с международно-правовыми нормами и стандартами.
7. Решающая роль народных масс в поддержке и всестороннем развитии революционного процесса. Фидель подчеркивает, что народная поддержка в таких вещах — «важнее ядерного оружия». По его словам, революцию невозможно уничтожить извне, ее способны погубить только «мы сами».
8. Социальный опыт определяет судьбу революционера, а лидеров — «национальных личностей» — порождают исторические эпохи. Ф. Кастро подчеркивает, что его революционную судьбу определило то, что он был «сыном, а не внуком землевладельца». Именно пограничная среда социальной среды, в которой он формировался как личность, привела его к общественной роли, которую он впоследствии сыграл в кубинской истории.
9. Проект революционных преобразований общества — плод деятельности немногочисленных накаленных социальных групп. По мнению Ф. Кастро, Революцию творит народ. В то же время проект Революции имеет матричный характер. Донести его до народа в широком значении этого слова способна небольшая группа людей, горящая идеей и способное на Великое Самопожертвование.
10. Необходимость системного решения множества проблем, порождаемых сегодняшней либеральной глобализацией. Взгляды Фиделя в самом общем виде напоминают учение В. И. Вернадского о Ноосфере — новом строении Космоса, основанном на всестороннем возвышении и развитии Человека. Только постановка человеческого измерения во главу угла способна решить сегодняшний масштабный комплекс социально-политических и духовно-культурных проблем, порожденных мондиалистским глобализмом. Кубинский революционный проект — проект глобальный и всесторонний. Указанный аспект касается размышлений Фиделя о необходимости коренного перестраивания Организации Объединенных Наций, о смене дискурса Западного Мира в отношении развивающихся стран, а также о целом комплексе иных общемировых идейно-смысловых и организационных проектов социально-экономического и духовно-культурного характера.
10. Главная цель Революции — всестороннее развитие Человека. Указанный постулат прямо и логически вытекает из предыдущего. Здесь следует подчеркнуть лишь то, что на практике кубинское революционное руководство с первых дней четко и последовательно придерживалось вышеуказанного принципа. Его результатом стало создание практически с нуля одной из самых качественных в мире систем образования, здравоохранения, спорта, огромный прорыв в иных областях общественной жизнедеятельности, затрагивающей широкие массы населения.
11. Адресация к идеологии «естественного права». Перефразируя труды классиков французского Просвещения, Фидель наделяет естественно-правовыми свойствами народный и государственный суверенитет. В то же время он подчеркивает, что «естественного права» можно и нужно добиваться, и Куба смогла добиться его в результате двух войн 19-го века за свою независимость.
12. Этика и идейно-смысловые основы партизанской войны. Данному аспекту народного сопротивления Фидель уделяет особое внимание. Этика партизана — борца за будущее народное счастье, ежеминутно сражающегося с оружием в руках — заимствована им из трудов Хосе Марти. По мнению Ф. Кастро, именно точное, четкое и беспрекословное следование ей позволило немногочисленной поначалу Повстанческой кубинской армии добиться большой стратегической победы над системой, управляемой диктатурой ФульхенсиоБатисты и находящейся в руках крупного американского капитала.
13. Последовательное и абсолютное отторжение в политико-идеологической практике методов терроризма вообще и индивидуального террора в частности. Революционная Куба в течение полувека оказывалась жертвой многих десятков террористических актов, и негативное отношение к террору вошло в плоть и кровь каждого кубинца. Неприемлемость подобного рода действий неоднократно подчеркивал в своих выступлениях и сам Фидель.
14. Антидогматизм как политико-идеологический принцип. По мнению Фиделя, залог любого революционного успеха состоит в четком прислушивании политических лидеров к идеям и процессам, зарождающимся в народной жизни и адекватном реагировании на них, исходя из требований текущей современности. Каждый идеал способен найти в определенный промежуток времени верную для себя форму, а их последовательная смена на основе верных революционных ценностей способна привести человечество к подлинному Будущему.
Охарактеризовав базовые принципы кубинского социалистического учения, необходимо осуществить анализ сегодняшнего положения Кубы и ее основополагающих проблем. Проблемы эти в массе своей совсем не те, о которых любят поговорить определенные группы либерально-антисоветских московских интеллектуалов. Мемы на эту тему-«кубинцы голодают» или «на Кубе жуткий тоталитаризм сталинского образца» и им подобные не выдерживают критики при малейшем соприкосновении с реальностью. Однако, проблемы на сегодняшнем острове Свободы имеются, многие из которых весьма серьезны.Решению ряда из них кубинские власти уделяют серьезное значение, а какие-то еще ждут своей акцентуализации ивыработки к ним адекватного подхода.Рассмотрим их по порядку.
Современная Куба: комплекс системообразующих проблем
1.Проблема формализации национальной стратегии и идейно-смысловой основы кубинского социализма. Кубинская политико-правовая доктрина социализма начала свое развитие со второй половины 19 века, которую без преувеличения можно назвать эпохой Хосе Марти - апостола кубинской независимости. Титаническую работу в плане развития вышеуказанной доктрины на протяжении всей своей жизни осуществлял Фидель Кастро, однако его теоретическое наследие до сих пор не сведено воедино и не систематизировано должным образом. На сегодняшний день подобная задача стоит ребром, ибо Кубе еще долго будет сложно соревноваться по макроэкономическим показателям с западными странами, чего нельзя сказать о наработанной ею за несколько последних десятилетий идейно-смысловой основе.
2.Американская блокада:влияние на экономику и информатизацию.Негативное воздействие американской блокады на кубинскую экономическую систему переоценить едва ли возможно. Мало того, что она создает огромные трудности для осуществления двусторонних экспортно-импортных операций,любая третья сторона (государстволибочастное предприятие), вступающая в двусторонние отношения с Кубой, рискует подвергнуться со стороны США серьезным экономическим санкциям. Вышеуказанная проблема прямо и непосредственно влияет на темпы информатизации кубинского социального пространства. Интернет на Кубе развит слабо, вследствие того, что технологическая и программная основа современных интернет-коммуникаций в большинстве своем производится в США, в то время как из-за проблем с американским товарооборотом Кубе приходится экспортировать указанный продукт по значительно завышенным ценам и преимущественно через третьи руки. Результатом указанного положения вещей является серьезное отставание Кубы в развитии и трансляции современных интернет-технологий.
3.Социальная справедливость и рыночные реформы :проблемы корреляции. С 2010 года на Кубе проводится активные рыночные преобразования с целью максимального оживления экономической жизни. Задачей сегодняшней власти является синтез глубинных народно-социалистических ценностей с современными мировыми рыночными реалиями. Все большую свободу получает мелкий и средний бизнес, многие кубинцы получили возможность выезжать на заработки за границу, имеет место стремительное развитие туризма и иных сфер, продукты которых востребованы сегодняшней рыночной конъюнктурой.
В то же самое время многие сектора экономики и социальной жизни, работающие на госзаказ или непосредственно зависящие от средств материального бюджета (ряд промышленных производств, госслужба, школьное образование и ряд других) во многом недофинансируются. Результатом этого, во-первых, является отток из указанных сфер квалифицированных кадров, во-вторых, идет обесценивание социального статуса данных профессий, и. в третьих,значительное количество людей,работающих в этих секторах, выражают недовольство сегодняшней социально-экономической политикой государства. Несмотря на значимое увеличение благосостояния кубинцев в среднем за последние 5 лет, на Кубе есть внушительные по численности социальные группы,представители которых, сменив сферу деятельности и приобретя большее материальное благополучие, недовольны падением своего социального статуса, полагая, что существующий ранее порядок вещей был более честным и социально справедливым.
Анализируя вышеуказанный аспект, необходимо оговорить еще одну вещь.Несмотря на в среднем невысокую зарплату, сушествовавшую на Кубе 10 лет назад и ранее, каждый кубинец пользовался натуральной социальной дотацией от государства, куда включались в приличном объеме не только продукты первой необходимости, но и отдельные промышленные товары(мебель, предметы домашнего обихода),одежда, набор лекарственныхсредств и т.д. Все это производилось на ярко выраженной уравнительной основе вне зависимости от пола, возраста и т.д. На сегодняшний день пакет карточных благ сокращается пропорционально возможностям кубинцев зарабатывать самим,ибо существовавшая ранее нагрузка на бюджет Кубы на сегодняшний день представляется избыточной. Указанные изменения в государственной политике оцениваются кубинцами неоднозначно, имея как своих сторонников, так и противников.
4. Проблема адекватной трансляции революционных ценностей и достижений. Величие Фиделя и всей кубинской Революции можно по-настоящему оценить, лишь в полной мере увидев путь, пройденный Кубой в революционную эпоху, а также сравнивкубинскую модель с реалиями подавляющего большинства стран сегодняшней Латинской Америки.Из крошечного перенаселенного острова с колоссальным процентом неграмотного населения, хроническим недоеданием, свойственным большинству кубинцев,высочайшей детской смертностью на душу населения и многими другими общеизвестными язвами третьего мира Куба за пятьдесят с небольшим лет превратилась в страну цивилизованной нации и достойного культурного уровня, обладающую системами бесплатной и высококачественной медицины и образования,высоким развитием спорта, крайне низкой преступностью и многими другими социальнозначимыми благами и гарантиями.
Многие туристы из сегодняшних сопредельных стран Латинской Америки смотрят с восхищением на кубинские заслуги. В тоже время современная передовая кубинская молодежь,выезжая за границу, сравнивает свою страну не с соседями по континенту, а с ведущими западными странами, часто задавая вопрос, почему Куба по ряду параметров отстает от многих развитых стран. Перед сегодняшней кубинской властью стоит сложнейшая задача адекватной трансляции исторических заслуг кубинского социализма исходя из объективной обусловленности современного положения сегодняшней Кубы и налаживания «диалога поколений» относительно ее будущего. Современное кубинское руководство уделяетисключительно серьезное внимание экономической и административно-управленческой проблематике, однако важно понимать, что вопросы идейно-смыслового характера по своей важности будут определять кубинское будущее отнюдь не в меньшей мере.
5. Деформация социально-экономической структуры Кубы. Несмотря на большой приток инвестиций в кубинскую экономику за последние 7 лет, в ней имеются отрасли, доселе имевшие значительный вес в ее структуре и в процессе формирования совокупного национального продукта, а на сегодня находящиеся в кризисном положении. Тем не менее, в указанных отраслях продолжает работать значительный процент кубинского населения. Примером подобной области хозяйствования служит сбор и переработка сахарного тростника. Если в 80-е годы Куба была одним из лидеров по экспорту сахара, на сегодняшний день сахарный тростник выращивается на Кубе в ограниченных масштабах и для собственного потребления. Следствием этого является не только падение жизненного уровня социальных групп, занятых в подобных отраслях деятельности, но и все большая региональная дифференциация относительно уровня жизни. Где в значительной мере присутствует туризм либо иная экспортоориентированная отрасль хозяйства –заработать деньги значительно легче,чем там, где их нет. Указанный фактор не может не служить диспропорциональной внутренней миграции из одних регионов Кубы в другие.
Одна из проблем сегодняшней Кубы состоит в необходимости импортировать значительное количество товаров народного потребления. Указанный аспект во многом проистекает из наследия прошлого. Как до 1959 года, так и после него (вплоть до середины 90-х годов) Куба оставалась страной тростниковой монокультуры, а потому имела сильнейшую зависимость сначала от американского, а затем от советского рынка сбыта. Иными словами, на внешний рынок шел сахар, а на вырученные деньги имела место закупка широкого спектра товаров легкой промышленности. Развал СССР и европейского социалистического лагеря поставил Кубу в исключительно тяжелое положение, и заставил ее полностью перестраивать экономическую инфраструктуру. В то же самое время недостаток в стране соответствующих мощностей легкой промышленности вынуждает кубинцев тратить на ее продукты собственные валютные резервы и представлять их потребителю по завышенным ценам.
6. Трансформация политической элиты. За годы правления Рауля Кастро реальная власть на Кубе все больше стала сосредотачиваться в рукахпредставителей военных групп, имеющих значимые заслуги в системе Революционных вооруженных сил. Среди подобных людей имеется множество проверенных и верных Революции кадров, прошедших необходимую для этого жизненную школу. В то же время руководящая роль партии как идейно-смыслового мотора государства стала постепенно снижаться. В условиях кубинскойидеократии это может приобрести негативную тенденцию.У военных групп, каждодневно занятых решением конкретно-повседневных административных, экономических и иных вопросов в какой –то момент может возникнуть проблема выработки соответствующего дискурса, позволяющего объяснить населению реалии текущего момента, в том числе его трудности и проблемы. Именно над этими аспектам каждодневно должна работать партия.В специфических условиях Кубы ослабление ее влияния на духовно-идеологическую сферу общественной жизни допускаться не должно.
7. Наличие в стране «двух миров»: туристического и национального. Туризм на Кубе –удовольствие не из дешевых, и это касается не только стоимости отелей и проживания, но и самых обычных продуктов потребления либо сервиса оказываемых услуг. В то же времясредний достаток кубинцев продолжает оставаться на довольно скромном уровне. Подобная ситуация не может не порождать большого числа соблазнов. Унекоторых кубинцев,обитающих в Гаване и иных густозаселенных туристических зонах, нередко прослеживается все больший мотив к стремлению получить «легкие деньги». Для страны, крайне скудно наделенной природными ресурсами и находящейся в весьма сложном внешнеполитическом и внешнеэкономическом положении данный вызов представляется весьма серьезным и требующим на него сложного и комплексного социально-экономического и идеологического ответа одновременно.
Пути преодоления кризисных тенденций
Вышеуказанный комплекс проблем требует для их решениябазового, чрезвычайно сложного и творчески ориентированного подхода. Настоящийаналитический обзор не претендует на то, чтобы дать всестороннюю программу дальнейшего развития кубинской государственности, для подобной масштабной задачи требуется большое количество отдельных исследований по самым различным вопросам кубинской жизнедеятельности. Мы, стремимся дать лишь общий достоверный образ современной кубинской проблематики и описать формат существующих на сегодняшний день проблемных вопросов. В самом общем виде усилия государства, гражданского общества, активных социально-политических кубинских групп должны быть активизированы по следующим направлениям.
1.Формализация идеологии кубинского социализма и ее системная трансляция в массы. Современное кубинское правительство уделяет огромное внимание вопросам экономического развития и административного строительства. В то же самое время строительство идеологическое-не менеевостребованная и необходимая область и отрасль кубинской жизнедеятельности, в которую должны быть вложены серьезные интеллектуальные ресурсы. В первую очередь, необходимо должным образом освоить интеллектуальное и творческое наследие Фиделя Кастро, Рауля Кастро и Эрнесто Че Гевары. Вышеуказанные политические лидеры должны быть должным образом оценены не только как выдающиеся практики, но и как крупнейшие теоретики политико-правовой доктрины кубинского социализма –свода знаний, способного сказать миру Новое Слово и осветить Кубе дорогу в будущее.
2. Наведение четкого порядка в кубинской социальной стратификации и определение основных параметров относительно будущих перспектив кубинского общества. Для решения этой крайне нетривиальной и крайне непростой задачи требуется определить приоритеты социального строительства на Кубе. Какой Куба хочет видеть себя через 5,10, 15 лет и т.д.? Какие области и отрасли знаний должны быть в ней наиболее востребованы?Помимо материальных стимулов в указанном аспектедолжны быть использованы стимулы социально-статусные,подчеркивающие особое уважение к лицам и социальным группам, нуждающимся в более высокой общественной оценке.
3. «Гуманитаризация» кубинского продукта, его использование как для внутренних так и для внешних целей. Помимо высокоразвитой на сегодняшний день медицинской отрасли Кубы, в ее обществе скрыт высокий потенциал для научного игуманитарно-творческого созидания. Государству необходимо способствовать формированию научно-творческих коллективов, способных выполнять как внешние рыночные заказы, так и реализовывать внутренние общественные и государственно-значимые задачи.
4. Определение объема необходимой «доиндустриализации» и «доинформатизации» исходя из текущих потребностей современной Кубы. На острове Свободы,как уже указывалось выше, существует серьезная проблема недостаточной развитости информационных технологий и коммуникаций, а также дороговизна широкого спектра товаров потребления. Необходимо проведение большого комплекса междисциплинарных исследований, способных показать, какие объемы индустриального и информационного строительства представляются максимально оптимальными и реалистичными, исходя из сегодняшнего положения дел? Что желательно производить у себя, а что-закупать за рубежом?Произведение указанного комплекса работ настолько же трудно, насколько и необходимо.
5. Идеологический экспорт-пиар кубинского проекта. Кубинская Революция дала миру мощнейшее новое идейно-смысловое знание, вдохновившее сотни миллионов людей и заставившее их поверить в будущее. У современной Кубы –носительницы вышеуказанного проекта – имеется в связи с этим огромный нематериальный капитал, реализовав который должным образом, Куба способна получить огромную поддержку. Новое слово с острова Свободы, новые идеи и смыслы, вынесенные через полувековую революционную борьбу, ждут сегодня миллионы людей, как в развитых так и в развивающихся странах.
6. Создание гибких механизмов для бизнес-сообществ и привлечения частного капитала. В данном аспекте сегодняшней властью делается многое. Необходимо стремиться создавать такой социально-экономический режим, при котором каждый кубинец, затратив должные трудовые усилия, смог получить для себя желаемый результат.Достижение указанного постулата невозможно без максимального раскрытия частной инициативы миллионов людей. Синтез братской суверенной кубинской общинности, надежной социальной защищинности при полноценном раскрытии личного потенциала –реалистичная основа будущего, в котором Куба сможет создать процветающее и по-настоящему социалистическое общество.
Первые десятилетия настоящего века поставили перед кубинским обществом и государством новую систему вызовов и задач. Во многом справившись с трудностями «особого периода» 90- х годов, Куба столкнулась с новым комплексом проблем, смысл которого состоит в сохранении достижений социалистического развития при занятии адекватного достойного места в сегодняшнем стремительно глобализирующемся мире. Пожелаем героическому кубинскому народу удачи и выразим надежду, что он сможет на своем пути миновать самые сложные препятствия, как он неоднократно это делал на протяжении многих десятилетий –от достижения победы в национально-освободительной борьбе до преодоления сложнейших испытаний недавнего прошлого.
Комментарии читателей (0):