Политический терроризм в Российской империи: уроки для современного мира. Часть III

Статья из цикла «От Февраля к Октябрю: распад российского государства и общества»
12 августа 2017  00:00 Отправить по email
Печать

Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходи́те; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. [Мф, 24: 23-28]

Организация «Народная воля» занимает особое место в истории российского и мирового терроризма. Пожалуй, это единственная террористическая организация в истории, очаровывающая целые поколения историков и литераторов. Террористические организации ХХ-XXI веков не могли и не могут конкурировать с чарующим наследием «Народной воли». Невозможно найти ученых, которые одобряют, например, итальянские «Красные бригады», западногерманскую «Фракцию Красной Армии», Ирландскую республиканскую армию, «Аль-Каиду», «Исламское государство» (организация, запрещённая в России — прим. ред.) и т.д.

Историки, осуждающие терроризм в России, делают упор на высокие моральные качества народовольцев в отличие от террористов из ишутинской «Организации» и нечаевской «Народной расправы» в 1860 годах, а также от террористов в революции 1905-1907 гг. [1,142; 2, 6-7]

Однако «Народная воля» имела свою темную сторону. Многие ученые находятся в плену мифотворчества, созданного самими народовольцами и их сторонниками. «Народная воля» просуществовала лишь 15 лет (с 1879 по 1894 год), но главные ее достижения, а также последствия ее деятельности зачастую не исследуются учеными.

Самым главным «достижением» народовольцев было убийство царя Александра II. Историки обычно считают, что народовольческое дело не увенчалось успехом потому, что цареубийство не привело к свержению самодержавия и народной революции. Эта интерпретация не совсем точна. Одной из главных целей «Народной воли», как и всех последующих террористических организации в России, было нанесение упреждающего удара по развитию Российской империи в лоне европейской либеральной государственности.

За несколько часов до убийства, Александр II встречался с министром внутренних дел Михаилом Лорис-Меликовым и дал согласие по одному законопроекту. Скромный документ предусматривал приглашение представителей местного самоуправления (земств) к участию в дискуссиях о законопроектах в Государственном совете. Этот проект Лорис-Меликова мог бы послужить первым шагом к дарованию России конституции и парламента. Вскоре после цареубийства Александр III отверг проект и пообещал сохранить самодержавный строй. Но не только реакционеры победили в отторжении возможности развития России в сторону европейского либерализма. Как справедливо заметил бывший венгерский коммунист Тибор Самуэли о наследстве народовольцев: «Народная воля» совершила блестящую победу в своем самопожертвовании за революционное дело. Конституционное буржуазное развитие России было остановлено. Процесс развития России в лоне европейской либеральной государственности был возобновлен только двадцать пять лет спустя, и к тому времени это было слишком поздно». [4, 368]

Почему процесс превращения России в европейское государство слишком запоздал в условиях революции 1905 года? Ведь Октябрьский манифест даровал Государственную думу и политические свободы. Главным препятствием к конституционному развитию России было несогласие царя Николая II, многих членов правительства и политических представителей на движение Российской империи к модели европейской либеральной государственности. Все части политического спектра от правых до левых были едины в отказе от европейских норм государственности и законности. Этот отказ был беспрецедентным в истории европейских революций. Да, народовольцы совершили «блестящую» победу с долгосрочными последствиями.

В XIX веке «Народная воля» была самой крупной революционной организацией в России. Однако на протяжении всего своего существования, была малочисленной по сравнению с массовыми партиями XX века. До 1 марта 1881 года количество членов исполнительного комитета не превышало 30 человек. Комитет планировал покушения на жизнь Александра II, разрабатывал теорию, организовал местные группы и сети сочувствующих. Хотя исполнительный комитет и основные организации были разгромлены правительственными репрессиями и внутренним предательством к 1883 году, многие революционеры называли себя народовольцами и старались восстановить организацию вплоть до 1894 года. С 1 марта 1881 по 1894 года судебные и административные органы наказали 6 тыс. народовольцев и сочувствующих. [5, 24] Продолжительная привлекательность «Народной воли» раздражала советских историков, утверждавших, что марксизм стал доминирующим течением в русском революционном движении. Они игнорировали тот факт, что многие социал-демократы между 1883 (год основания Георгием Плехановым и другими первой русской социал-демократической организации «Освобождение труда») и 1894 годом сочетали в себе элементы марксизма и народовольческого народничества.

Анализируя причины привлекательности «Народной воли» в период царствования Александра III, американский историк Норман Нэймарк заметил, что даже название организации вызывало ощущение силы и смелости. Ведь только народовольцы в долгой истории революционного движения почти свергли самодержавие. [6, 90] Революционерам невозможно было долго отказываться от наследия народовольцев.

Эффективность народовольцев была огромной и предопределила многое в революциях 1905 и 1917 годов. Вот их главные результаты:

1. Им удалось убедить товарищей-народников, что политическая борьба и терроризм позволили бы России перескочить непосредственно от феодализма к социализму и миновать капиталистический этап развития с его «ложной демократией».

2. Народовольцам удалось убедить многих либералов, разочаровавшихся в возможности правительственных реформ, в том, что терроризм может принудить правительство идти на такие уступки как конституция или политические свободы. Либералы приняли долгосрочную политику «слева врагов нет».

3. Они смогли получить поддержку от многих представителей национальных меньшинств, студенчества, офицерства и других слоев российского общества.

4.Народовольцы проводили успешную информационную войну с правительством за завоевание поддержки в России и за границей. Среди иностранных сторонников и апологетов «Народной воли» была плеяда литераторов, среди которых были Виктор Гюго, Эмиль Золя, Жюль Верн, Оскар Уайльд и Марк Твен.

5. Цареубийство привело к политической мобилизации антиреволюционных и крайне-правых элементов. Организация «Священная дружина» предпринимала попытки бороться с народовольцами с помощью террора. Дружинники были предшественниками черносотенцев и других крайне правых элементов в революции 1905 года. Правительство, рассматривавшее любые независимые движения как неблагонадежные, испытывало сильное недоверие к дружинникам и черносотенцам. Таким образом, народническое движение породило российское контрреволюционное движение. В этот период в России зародилась «революция справа».

6. Наконец, народовольцы принудили правительство решиться на более жестокий репрессивный курс. Правительство было дискредитировано перед политическими классами. Из-за информационной войны, проводимой социалистами и либералами, многие иностранцы считали самодержавие воплощением жестoкости.

В условиях зарождения и развития народовольчества и растущего недовольства многих слоев, политических классов и правительственных группировок мы можем найти ключ к пониманию популярности «Народной воли». Народовольцы выбрали цареубийство в качестве единственного способа устранения главного столпа самодержавного строя и приведения России к социализму. Они прекрасно поняли сущность российского государства, но не предвидели другие пути устранения царя и распада старого режима.

Отречение Николая II после Февральской революции 1917 года, а не акт цареубийства, привело к распаду Российского государства и общества через восемь месяцев. Но народовольцы давно предвидели, что устранение царя и распад государства и общества взаимосвязаны.

Продолжение следует…

Тони Рокки – магистр в области исторических наук (Торонто, Канада), специально для REX

Примечания

  1. Ulam, Adam. In the name of the people: prophets and conspirators in pre-revolutionary Russia. New York: Viking Press, 1977.
  2. Geifman: Anna. Thou shalt kill: revolutionary terrorism in Russia, 1894-1917. Princeton NJ: Princeton University Press, 1993.
  3. Szamuely, Tibor. The Russian Tradition. London: Secker & Warburg, 1974.
  4. Naimark, Norman M. Terrorists and social democrats: the Russian revolutionary movement under Alexander III. Cambridge MA: Cambridge University Press, 1983.
  5. Naimark
Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть