Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. [2 Петр 3:10-13]
История терроризма в Российской империи прошлаa через определённые этапы:
1. Начальный период (1866-1869 гг.). Значим двумя главными терактами были:
покушением Дмитрия Каракозова 4 апреля 1866 года на царя Александра II. Каракозов был членом группы «Организации», руководимой его двоюродным братом Николаем Ишутиным.
убийством в ноябре 1871 года студента Ивана Иванова членами организации «Народная Расправа», руководимой Сергеем Нечаевым. История «Народной Расправы» послужила основой для романа Федора Достоевского «Бесы». Для многих революционеров выражение «нечаевщина» означало аморальные средства революционной борьбы, особенно мистификацию и обман в отношении рядовых революционеров и общества.
2. Первая волна терроризма (1878-1894 гг.). Период начался 24 января 1878 года с покушения Веры Засулич на жизнь петербургского градоначальника Федора Трепова и оправданием Засулич судом присяжных. «Народная Воля» была доминирующей террористической организацией. 1 марта 1881 года народовольцы убили царя Александра II. Почти все революционеры этого периода назывались народовольцами, хотя организация была разгромлена уже к 1884 году. Также в этот период возникла первая правая антиреволюционная организация – «Священная Дружина». Дружинники хотели использовать терроризм против революционеров.
3. Вторая волна терроризма (1900-1911 гг.). Пик терроризма в революции пришелся на 1905-1907 гг. Начиная с 1905 по 1911 год, левые террористы из многочисленных партий и движений убили или ранили почти 17 тыс. человек. 1 [26-31]
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Многие левые партии и движения совершали теракты: всероссийские социалисты-революционеры (эсеры), социал-демократы (и большевики, и меньшевики) и эсеры-максималисты, национальные марксистские и народнические партии, анархисты всех течений. Умеренные социалисты, как народные социалисты и трудовики, не участвовали в терроризме, но и не осуждали его. Либералы, особенно из партии кадетов поддерживали левый терроризм, чтобы принудить правительство пойти на уступки – дарование политической свободы. Как сказано в одном анекдоте 1870-х годов:
— Объясните разницу между русским социалистом и русским либералом.
— Социалист говорит правительству: «Уступи, или я буду стрелять!», – а либерал –«Уступи, или социалист будет стрелять!».
В революции 1905-1907 гг. имели место также и теракты, совершаемые боевыми дружинами из «Союза русского народа» и других черносотенных организаций. Волна терроризма шла отдельно от массовых насильственных движений крестьян, рабочих, студентов, национальных и религиозных меньшинств, солдат, матросов и других слоев российского общества. Лишь либерально-консервативный «Союз 17 октября» осудил и левый, и правый терроризм по нравственным соображениям.
Какова была цель левых движений в этих двух вспышках террора? Главной целью террористов в Российской империи было ускорение начала революции и разрушение существующего политического и общественного строя. В течение нескольких десятилетий представители разных левых политических партий и движений обсудили многие вопросы, связанные с терроризмом. [2] Споры и дебаты достигли пика в революции 1905-1907 гг. из-за увеличения партий и движений, практикующих терроризм, наличия массовых насильственных движений и нарушения порядка.
Каждое постановление партийного руководства о терроризме вызвало протесты у людей, практикующих его. В особенности, в таких специализированных группах как Боевой отряд партии эсеров. Острые конфликты между теоретиками и практиками вызывали такие факторы, как: временное или полное прекращение терроризма; проведение терактов центральными или местными спецгруппами; степень автономии спецгрупп от партийного руководства.
Любая попытка регулировать терроризм проваливалась. В отличие от конфликтов между руководством разных партий по идеологическим вопросам, террористы из разных партий и движений часто занимались совместными терактами (подобно тому, как рядовые члены всех левых партий работали вместе в 1905 году). [3]
Главные вопросы, поднимавшиеся на дебатах:
1.Цели политического терроризма против царей, членов императорской семьи и представителей власти. В 1905-1907 гг. часто спорили о том, ограничиться ли терактами только против жестоких бюрократов, или всё же допускать теракты против рядовых чиновников, милиционеров, солдат, казаков и всех государственных служащих. Террористы обычно приходили к согласию только в отношении главных целей политического террора:
а. Защита революционного движения от шпионов и жестоких чиновников.
б. Дезорганизация правительства через политические убийства, дискредитацию правительственных действий, уменьшение авторитета правительства перед обществом, деморализацию правительства.
в. Призывать народ к революции ввиду того, что правительство будет не в силах подавить её.
г. Принудить правительство пойти на такие уступки, как: дарование конституции, парламента и политических свобод. Эта цель могла гарантировать поддержку либералов – временных союзников в общей борьбе. Однако социалисты в России никогда не признавали политическую свободу самоцелью. Политическая свобода могла дать благоприятные условия для проведения социалистической пропаганды и свершения социалистической революции.
Однако левые террористы имели также и скрытые цели, в том числе:
а. спровоцировать правительство к более жестокому курсу репрессий, и, следовательно, разжечь народную революцию или создать условия для государственного переворота. (Чем хуже, тем лучше)
б.использовать терроризм упреждающим ударом против развития России в направлении европейской либеральной государственности.
2. Место и цели экономического терроризма против дворянствa и буржуазии. Многие сторонники политического террора по разным причинам выступали против экономического терроризма. Споры об экономическом или фабрично-аграрном терроризме достигли пика остроты в революции 1905-1907 годов.
Средства борьбы часто включали «экспроприации» – вооруженные ограбления банков, правительственных и финансовых институтов, частных владельцев для того, чтобы достать деньги для финансирования революционной борьбы. В том числе и Иосиф Сталин организовывал экспроприации для большевиков. Сторонники экспроприации были уверены, что правительство и высшие классы украли деньги у народа, и что революционеры лишь возвращают эти деньги. Развращенный вариант легенды Робина Гуда и других народных разбойников. Однако часто именно уголовники, но не народные мстители, участвовали в экспроприациях и утверждали при аресте, что они были анархистами или социалистами, надеявшимися получить относительно привилегированное положение политических заключенных. Противники экономического терроризма аргументировали, тем что участие уголовников деморализовало истинных революционеров.
Целями экономического терроризма, по мнению самих его сторонников, были:
а. Защита народа от жестоких эксплуататоров. Но в годы революции среди других жертвами экономического терроризма стали также лавочники, уличные торговцы, инженеры, заводские рабочие и многие другие мнимые эксплуататоры.
б. Дезорганиция имущих классов и уменьшение их власти и авторитета у народа.
в. Призывать народ к немедленной социалистической революции, минуя капиталистический этап развития.
Многие социалисты хотели совершить скачок от феодализма прямиком к социализму, без преодоления капиталистического этапа. Однако в революции 1905 года они признали линию своих партий. Революция была буржуазной, а не социалистической. Главная цель для социалистических партий и их временных союзников из либералов – обретение политической свободы. Цели социалистической революции были неуместны для этого этапа исторического развития. Экономический терроризм мог оттолкнуть либералов, расколоть единый фронт, направленный против самодержавия, и привести к поражению революции.
Итак, террористы объявили войну правительству и имущим классам в революции 1905 года. Представители того или иного течения терроризма в период между 1878 и 1911 годами не сумели свергнуть самодержавие. Однако они сделали мощный упреждающий удар по развитию России в направлении европейской либеральной государственности. Этот упреждающий удар стал своеобразным вкладом террористов в особенный путь русской революции. Рассмотрим, как «Народная Воля» предопределяла многое в распаде российского государства и общества в 1917 году.
Продолжение следует…
Тони Рокки – магистр в области исторических наук (Торонто, Канада), специально для REX
Примечания
1. Geifman: Anna. Thou shalt kill: revolutionary terrorism in Russia, 1894-1917. Princeton NJ: Princeton University Press, 1993
2. Гейфман, Анна. Революционный террор в России, 1894— 1917. Москва: КРОН-ПРЕСС, 1997.
3. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX — начало XX в.). Москва: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000
Комментарии читателей (0):