​«В Ярославской области наблюдается абсолютное доминирование Миронова»

Экспертный прогноз о предвыборной ситуации в Ярославской области
17 июля 2017  00:01 Отправить по email
Печать

Старт избирательной кампании. Равенство стартовых условий кандидатов политическую конфигурацию, сформировавшуюся к моменту старта избирательной кампании – можно охарактеризовать как однополярную.

В регионе – из потенциальных кандидатов – наблюдается абсолютное доминирование Дмитрия Миронова по всем видам ресурсов финансовым, статусным, административным. И, самое главное – репутационным.

Рейтинг доверия Дмитрия Миронова с начала 2017 года составляет 60-65%, антирейтинг – в районе 10%. Два наиболее популярных политика региона – Анатолий Лисицын и Валентина Терешкова (рейтинги доверия у них также на уровне 60%) – возглавили штаб общественной поддержки Миронова. Активно поддерживают врио губернатора и популярные председатель Ярославской областной Думы (ЯОД) Михаил Боровицкий, депутат Госдумы Александр Грибов и ректор ЯрГУ Александр Русаков.

Совершенно понятно, что другие кандидаты – такого позитивного бэкграунда не имеют.

В этой связи – можно говорить, на мой взгляд, о естественном неравенстве стартовых условий кандидатов. Неравенство есть, но оно обусловлено той работой, которую каждый из кандидатов проделал за предшествующий выборам период. И отражает реальную пользу, которую кандидаты своими действиями принесли жителям Ярославской области.

Возможности кандидатов, в том числе в процентном соотношении. Прогноз по явке.

Общерегиональные выборы в начале сентября – в Ярославской области будут проводиться в третий раз. Явка на выборах депутатов ЯОД 2013 года – составила 31,3%. Явка на выборах депутатов ГД 2016 года – составила 37,3%. Поэтому, на мой взгляд, можно спрогнозировать явку на уровне 35%.

Очевидно, что Миронов – победит в I туре, набрав около 65% голосов. По 10-15% наберут Сергей Балабаев и Михаил Парамонов. И примерно 10% – разделят между собой Андрей Ватлин, К.И. Панько и условный кандидат «недействительные бюллетени».

Миронов – жестко связан в общественном сознании с образом президента РФ Владимиром Путиным. Воспринимается как его назначенец. Причем это эмоциональное восприятие – поддержано и многочисленными рациональными факторами – приезд Путина в регион в ноябре 2016 года и апреле 2017 года, привлечение существенного финансирования в регион и т.п. В этой связи –Миронов объективно претендует на абсолютное большинство голосов сторонников Путина (доверие к которому в Ярославской области превышает 85%).

Сергей Балабаев – за четыре года своей депутатской работы успел сменить сначала «Гражданскую платформу» на «Справедливую Россию». А затем – перейти в «Парнас». В этой связи, как таковым базовым партийным электоратом – он не обладает. Вместе с тем, Балабаев – обладает наибольшей харизмой, а также навыками популиста и демагога, что обеспечит ему абсолютное доминирование на поле протестного электората, а также – позволит «перехватить» (и, что немаловажно, мобилизовать) большую часть антирейтинга Миронова. В целом это позволит ему претендовать на получение до 15% голосов.

Михаил Парамонов – представитель «традиционного актива» КПРФ – пожилой коммунист, который практически не имеет личного рейтинга, и который будет в первую очередь эксплуатировать традиционные лозунги партии. В этой связи – его электорат будет ограничен «традиционным» протестным электоратом КПРФ – на уровне не более 15%. При этом надо учитывать, что существенную долю «протестного электората» – у Парамонова может перехватить Балабаев.

А.А. Ватлин – может рассчитывать лишь на протестный (в первую очередь – маргинальный) электорат ЛДПР. Несмотря на то, что он самый молодой кандидат, «молодежный протест» – вероятнее всего перехватит С.А. Балабаев. ЛДПР набрала на выборах депутатов ГД ФС РФ в 2016 году в регионе 17,5%. Но при этом почти вдвое меньше – набрали кандидаты от данной партии в одномандатных округах №194 А.В. Потапов (9,7%) и №195 И.А. Чихалов (10,3%). Это обуславливалось доминированием федеральной повестки при определении мотивации голосования и активной работой В.В. Жириновского в федеральных медиа. Без этих факторов – базовый электорат кандидата от ЛДПР – не превысит 5%.

К.И. Панько – является очевидным техническим кандидатом, причем «профессиональным». Ранее он уже в аналогичном статусе баллотировался на должность Мэра г. Вологда. Вероятнее всего – его поддержка не превысит статистической погрешности.

Количество недействительных бюллетеней – также не превысит статистической погрешности. Настроенные «против всех» избиратели региона, как правило, предпочитают не участвовать в выборах. Даже когда с выборов в Ярославскую областную Думу в 2008 году был снят список «Справедливой России» – а выборы были совмещены с выборами Президента РФ и отличались высокой явкой – 61,1% – количество испорченных бюллетеней не превысило 7%.

Есть ли отличия от предыдущих выборов?

В истории Ярославской области это – четвертые всенародные выборы губернатора.

При этом действительно конкурентными – были лишь выборы 1995 года, когда действующий губернатор А.И. Лисицын (набравший 51,8%) – конкурировал с выдвинутым от КПРФ В.И. Корниловым (набравшим 33,1%). Но это была скорее идеологизированная конкуренция между «курсом реформ» и «ностальгией по советскому» в кризисные годы.

Выборы губернатора 1999 года и 2003 года – отличались наличием резко оппозиционных и «статусных» кандидатов – С.А. Вахрукова (председатель ЯОД) и С.И. Загидуллина (депутат ГД ФС РФ от ситуативно «трендового» блока «Родина»). Но они не смогли составить конкуренции действующему Губернатору А.И. Лисицыну, набрав 14,0% и 10,5% голосов соответственно. При этом А.И. Лисицын – набрал в 1999 году 63,9%, а в 2003 году – 73,2%.

В этой связи – в общем то выборы с заведомым фаворитом избирательной гонки и предсказуемым результатом – являются с конца 1990-х годов традиционными для Ярославской области. Это обусловлено умением руководства региона обеспечить широкий компромисс политических сил и обеспечить консолидированную поддержку инкумбенту. Например, как и в 2017 году против Д.Ю. Миронова – ни в 1995, ни в 1999, ни в 2003 году против А.И. Лисицына не выступил популярный депутат ГД ФС РФ А.Н. Грешневиков.

Отдельно следует также отметить ситуацию с явкой. На выборах губернатора в 1995 году она составляла 68,9%, на выборах в 1999 году – 68,7%, на выборах в 2003 году – 59,8%. Вместе с тем, столь высокий уровень – был обусловлено в первую очередь совмещением выборов губернатора с выборами депутатов ГД. Даже в политизированные 1990-е годы – общерегиональные выборы, не совмещенные с федеральными – проходили при невысокой явке. Например, в выборах депутатов Ярославской областной Думы в феврале 1994 года – приняли участие 36,7% избирателей, а в марте 1996 года – 42,8%.

В этой связи – с учетом общего тренда снижения явки – прогнозируемая на выборах губернатора 10 сентября 2017 года явка в 35% – не является низкой.

Андрей Становой - политолог

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть