В Государственной Думе прошли парламентские слушания по законопроекту, который предполагает введение курортного сбора в некоторых регионах России с 1 января 2018 года.
Итоги слушаний оценил политолог Дмитрий Фетисов:
«Сам по себе курортный сбор необходим для развития внутреннего туризма. Когда мы говорим, что российские курорты уступают по уровню зарубежным (хотя насчет Сочи я бы поспорил), то мы забываем, что на развитие инфраструктуры нужны деньги. При существующих бюджетной и налоговой политике их взять негде. Реально негде, не перекроив принципы формирования бюджета и не обрезав социалку (впрочем, у нас большинство блогеров, лежа на диване и не прочитав ни одного учебника по экономике, знают, как формировать бюджет и не согласятся со мной). В такой ситуации курортный сбор – реальная возможность найти деньги на развитие инфраструктуры на местах. В большинстве зарубежных стран тот же курортный сбор в порядке вещей, и он помогает поддерживать инфраструктуру. В чем-то даже большая ошибка, что в России не изучили зарубежный опыт и не ввели курортный сбор ещё несколько лет назад.
У законопроекта о курортном сборе есть реальные риски, без учета которых можно перестараться и потерять уже имеющиеся туристические потоки. Очень хорошо, что в Государственной Думе это понимают и озабочены данным вопросом. Реакция уже видна – это и снижение максимальной ставки курортного сбора со ста до 50 рублей, и освобождение от курортного сбора значительных категорий льготников, и обсуждение вопросов администрирования курортных сборов, и обсуждение распределения полученных средств между муниципалитетами и региональными администрациями. Мне очень понравился призыв Володина в первую очередь выступать критикам законопроекта, руководство ГД показало, что оно хочет услышать все возможные претензии по законопроекту, чтобы учесть их. Поэтому можно ожидать, что в окончательном варианте законопроекта все риски будут учтены и сняты.
Схема распределения доходов от курортных сборов в пропорции 70 на 30 между муниципалитетами и региональными администрациями, предлагаемая ГД, абсолютно правильная и справедливая. Муниципалитеты и должны получать деньги с курортного сбора. Иначе какой тогда в нем смысл? Желание глав регионов забрать эти деньги себе и потом самим распределять их логично и понятно, но лучше бы этим губернаторам учиться приводить инвестиции в регион, выстраивать отношения с федеральным центром и учиться зарабатывать, а не выезжать за счет муниципалитетов-курортов.
Говоря о том, что курортный сбор может привести к оттоку туристов, мы забываем о двух вещах. Во-первых, туристический рынок сам себя регулирует. И если отток туристов произойдет, то гостиничный бизнес снизит цены, но убытки не понесет, и туристический поток не упадет до критических величин. Во-вторых, мы забываем, что говорим об эксперименте с курортным сбором, который всегда можно свернуть. И поэтому хуже после введения курортного сбора не станет, а вот лучше может. Поэтому надо вводить и пробовать».
Комментарии читателей (1):
Результатом таких оптимизаций становится конечное ухудшение состояния большей части отрасли. Это классический "тришкин кафтан". Классическое - "бедные становятся беднее".
Не меньше половины сэкономленных или дособранных средств уйдёт на премии организаторам и прихлебателям.