В большинстве из 16 российских регионов, где пройду выборы губернаторов, кампания по выдвижению кандидатов завершится в первую неделю июля.
Партии и выборы
Исследователи «Минченко консалтинг» обращают внимание на то, что в 2017 году кандидаты от партии «Единая Россия» представлены во всех 16 субъектах РФ. Ожидается, что ЛДПР также выставит своих кандидатов в 16 регионах. В свою очередь, КПРФ планирует побороться за кресло губернатора только в 15 регионах. Партия Геннадия Зюганова отказалась выдвигать своего кандидата в Марий Эл. По мнению экспертов, это связано с нежеланием главного регионального спонсора партии втягиваться в возможный конфликт с новым врио после многолетней вражды с предыдущим губернатором.
Из парламентских партий наименьшее представительство у «Справедливой России», которая на данный момент времени выставила 10 кандидатов. Эсеры провалили идею выдвижения единых кандидатов от оппозиции, которую они активно предлагали весной.
Аналитики отмечают, что как минимум в 6 регионах (в Новгородской, Томской и Рязанской областях, Севастополе, Пермском крае и Удмуртии) кандидаты от ЛДПР выглядят на старте кампании сильнее кандидатов от КПРФ.
Таким образом, разрыв по потенциалу между партиями ЛДПР и КПРФ сокращается, а «Справедливая Россия» все больше отстает и становится все менее и менее привлекательной для региональных элит.
По мнению экспертов, в грядущей кампании влияние непарламентских партий останется номинальным, а их кандидаты сохраняют лишь локальное присутствие на губернаторских выборах. Авторы доклада отмечают, что лидерство по числу выдвинутых кандидатов на выборы губернаторов принадлежит партиям «Коммунисты России» (4 выдвижения), «Патриоты России» (4), «Яблоко» (3), КПСС (2), «Партия Роста» (2). «Парнас» и Родина выдвинули по 1 кандидату. При этом кандидаты от «Коммунистов России» и КПСС выглядят естественными спойлерами кандидатов от КПРФ.
Предвыборная кампания
Авторы исследования выделили аспекты, которые влияют на ход и динамику предвыборной кампании. Они во многом определяются внутриэлитным контекстом отношений и эффективностью публичного позиционирования врио главы региона, адекватностью транслируемого образа жителям региона. В конечном счете, именно эти факторы не только диктуют логику и содержание кампании, но и влияют на долгосрочную устойчивость главы региона.
Наиболее важным компонентом политического выживания врио губернаторов являются связи внутри правящей элиты на федеральном уровне, так как именно они позволяют вступать в торг за доступ к ресурсам.
В обзоре рассматривается два публичных маркера взаимоотношений с федеральным центром. К ним относятся визиты в регион и встречи с федеральными чиновниками (в ранге не ниже министра), которые знаменуют их поддержку кандидата.
В российских реалиях эта практика примерно соответствует американскому понятию «endorsement», с той спецификой, что, как правило, врио борются не за поддержку публичных политиков, которые делятся с ними электоратом, а за поддержку фигур, распределяющих определенные ресурсы, чаще всего бюджетные средства.
По мнению аналитиков, для команды губернатора организация визита высокопоставленного федерального чиновника в регион – более сложная задача, но она дает заметный результат. В перспективе, может составить основу агитационно-пропагандистских материалов до завершения кампании: «нас поддерживает московское руководство», что ассоциативно принято отождествлять с федеральной финансовой помощью посредством различных государственных программ и федеральных институтов развития.
Череду визитов следует воспринимать как более успешную коммуникацию с федеральным центром, чем встречи в Москве, которые зачастую носят формальный характер.
Авторы доклада полагают, что уровень конкуренции на выборах губернаторов (по состоянию на начало июля) в 2017 году средний. Он ниже, чем в 2015, но выше, чем в 2016 году. Однако ситуация может поменяться по итогам регистрации кандидатов, поскольку в ряде регионов сильные оппоненты врио губернаторов сталкиваются с риском непрохождения муниципального фильтра (в частности, в Республике Бурятия, Республике Карелия, Кировской и Свердловской областях). Эксперты предупреждают, что слабое имиджевое позиционирование отдельных губернаторов может стать для них фактором риска даже в условиях отсутствия сильных конкурентов (Новгородская, Томская и Рязанская области, Республики Удмуртия и Бурятия).
Роль Telegram в региональной политике
Эксперты составили рейтинг активности политических Telegram-каналов в предвыборных регионах за июнь 2017 года. В него вошли четыре наиболее активных субъекта РФ.
В подавляющем большинстве регионов Telegram-каналы являются прерогативой оппозиции. Только в Кировской области мы видим пример конкуренции между оппозиционным и провластными «телеграмерами».
ТОП-4 региона по версии авторов доклада
Первое место – Свердловская область
Основные Telegram-каналы: «Мысли Тунгусова», «ОйВсё», «ДИП дубернатора», «Телеграммы Ф. Крашенинникова», «16 негритят», «Пьяная Армата»
Политическая позиция: в основном к врио губернатора настроены критично, в фокусе критики чаще всего не сам Куйвашев, а ключевые элитные группы региона.
Характеристика контента: в отличие от других регионов, выкладывают больше инсайдов о внутриэлитной борьбе между политическими группами влияния и финансово-промышленными группами. Часто сама губернаторская кампания анализируется не столь подробно, акцент делается на внутриэлитной борьбе за власть и ресурсы.
Второе место – Кировская область
Основные Telegram-каналы: «Кировский шептун», «Товарищ Киров», «Вятский губернатор»
Политическая позиция: в основном критичны по отношению к врио Игорю Васильеву, за исключением «Товарища Кирова», который явно призван дать им отпор. Особенно выделяется «Кировский Шептун», в котором деятельность Васильева трактуется исключительно негативно.
Характеристика контента: умеренный стиль изложения, точечное добавление юмора при преобладании развернутой аргументации, есть анализ ресурсного потенциала кандидатов, взаимоотношения местных элит, инсайдерская информация относительно групп влияния и их деятельности в регионе. Содержится не только характеристика текущих процессов, но и прогнозы, возможные сценарии губернаторской кампании.
Третье место – Пермский край
Основные Telegram-каналы: «Лбов», «СоленыУши», «Проводник»
Политическая позиция: критичны по отношению к Решетникову, нет явных симпатий к какой-либо оппозиционной партии или кандидату.
Характеристика контента: умеренный стиль изложения, без жесткого негатива, но наблюдается явная конфронтация между каналами «СоленыУши» и «Проводник», хотя политическая направленность каналов схожая (критичность к врио).
Четвертое место – Ярославская область
Основные Telegram-каналы: «ЯрПолитика», «Сны Урлашова», «Она «Осетрина»
Политическая позиция: умеренный стиль изложения при наличии критичных и явно негативных постов по отношению к врио Дмитрию Миронову. К оппозиционным силам также критичны, однако акцент обзоров делается именно на деятельности губернатора.
Характеристика контента: анализируют позиционирование губернатора, кадровую стратегию врио, предвыборную кампанию в целом.
В статье приведены цитаты из аналитического обзора о ходе губернаторских кампаний в России, который ИА REX предоставил президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.
Комментарии читателей (0):