Русская революция имела как краткосрочные, так и долгосрочные предпосылки и причины. Первая мировая война была краткосрочной и непосредственной причиной Февральской и Октябрьской революций. Февральская революция, Октябрьская революция и гражданская война стали этапами истории русской революции. О сопоставлении двух революций несвязанными не может быть и речи. Тоже, антиреволюционные, контрреволюционные и антибольшевистские движения (были многие левые антибольшевистские движения) прошли через некоторые этапы.
Когда завершилась Русская революция и гражданская война? Со взятием Крыма, последнего оплота Белой армии в ноябре 1920 года? Или с подавлением большевиками восстания кронштадтских матросов 17 марта 1921 года (пятидесятилетие провозглашение Парижской коммуны и кронштадтские матросы провозгласили третью и последнюю революцию)? Но антибольшевистские восстания продолжались в Тамбове, Западной Сибири и других регионах в 1922 году, а японские оккупанты уехали из Владивостока только в 1922 году.
Итак, Русская революция прошла через некоторые этапы как Французская революция прошла через несколько этапов от взятия Бастилии в 1789 году до коронации Наполеона Бонапарта императором в 1804 году. Также можно проследить этапы антиреволюционных и контрреволюционных движений в период Французской революции. Французская и Русская революция прошли через этапы радикализации и обострения конфликтов между слоями населения и внутри них. Обе революции разжигали идеологические войны в общеевропейском масштабе.
Несмотря на великие сходства этих революций, следует подчеркнуть, что Русская революция во многом прошла особенным путем в отличии от почти всех европейских революций и контрреволюций. Найти ключ к пониманию особенного пути Русской революции можно только при изучении ее долгосрочных предпосылок. Они дали себя знать в пореформенный период истории Российской империи от отмены крепостного права в феврале 1861 года до свержения самодержавия в Февральскую революцию 1917 года. Октябрьская революция и гражданская война лишь подняли эти различия на высший этап отличий от европейских революций.
Пореформенный период истории Российской империи был российским вариантом общеевропейского перехода от доиндустриального века к индустриальному. В трактовке марксистов, этот период характеризовался переходом европейских стран от феодализма к капитализму. Переход от доиндустриального к индустриальному веку в Европе был бурным период экономических кризисов и массовой дезориентации населения, в том числе в России. Причины дезориентации включали распады доиндустриальных политических и социальных отношений. Все европейские революции, начиная в позднем XVIII веке, имели место в великом переходе.
В России отмена крепостного права сломала фундамент доиндустриального строя и положила начало разложению других традиционных отношений и ценностей. Итак, пореформенный период в России был, как выразил французский историк Фернан Бродель «une longue duree» – долгосрочный период медленного накопления великих перемен.
Как и в переходных этапах во всех европейских странах, пореформенный период в России был периодом огромных напряженностей по политическим, экономическим, социальным, этническим, религиозным, гендерном, возрастным и другим направлениям. Конфликты имели место не только между разными частями населения, но особенно внутри них.
Конфликты о политическом развитии России обычно имели место между предстателями правительства и политических классов. Представители и правительства, и политических классов обычно говорили о сходствах и отличиях России от Европы. Широкий спектр взглядов можно наблюдать среди представителей правительства. Конечно, Николай II верил в неограниченную власть самодержавия и утверждал, что он подписал Октябрьский манифестом под давлением и был свободен изменить или упразднить его. Были многие бюрократы, особенно в Министерстве внутренних дел, которые верили, что правительство был под постоянной осадой населения и только жесткие меры могли предотвратить распад правительства и государства. Но были бюрократы, особенно в Министерстве финансов, которые верили, что правительство могло проводить реформы и превратить Россию в европейское государство, основанное на верховенстве права. Для реформистских бюрократов, государство, основанное на верховенстве права, могло существовать при наличии или отсутствии представительной системы.
Широкий спектр более охарактеризовал взгляды политических классов в пореформенный период, особенно во времена царствования Николая II. Очень трудно определять состав политических классов в дореволюционной России. Наоборот, в дореволюционной Франции дворянство, духовенство и буржуазия составляли политические классы своими положением, образованием и сознанием. В российской и зарубежной научной литературе, часто дают некоторые синонимы для российских политических классов. Например, образованные классы, общество, интеллигенция. Речь идет часто о том, что образование отличало общество от народа (т.е. крестьянство). Однако, владение дипломом или сертификатом не всегда значилo политическое сознание. Трудно, тоже иногда, определять четкие преграды между правительством и обществом. Примером служит факт, что руководство Конституционно-демократической партии включало многих профессоров, которые одновременно были чиновниками Министерства образования.
Кажется, что часто менталитет определял членство в политических классах больше, чем формальное образование и менталитет оппозиционности к правительству от правых до левых охарактеризовал коллективный менталитет политических классов. Имели место конфликты и между разными частями политического спектра и среди частей. Даже оппозиционный менталитет влияло на сторонников правительства в политических классах. Недоверие правительства ко всем гражданским инициативам гарантировало что консерваторы и реакционеры не могли быть надежными союзниками правительства. Взаимное недоверие между правительством и правым лагерем имели роковые последствия для правительства в первой мировой войне. Это разрыв между правительством и правым лагерем исключил возможности контрреволюции между Февральской и Октябрьской революциями.
Часто пишут, что пути правительства и общества разошлись в пореформенный период. Однако, представители правительства и политических классов задали себе те же самые вопросы о будущем развитии России по европейскому или по особому русскому пути. Самая большая трещина в империи была между народом и правительством с политическими классами.
Подавляющее большинство населения России были крестьяне и другие представители народных масс (рабочие, ремесленники, солдаты, матросы, прислуга, кочевники и т.д.). Российская империя была самой многонациональной и многорелигиозной страной в Европе. Итак, речь идет о народах более 130 национальностей. Крестьяне и другие представители народных масс имели свои взгляды о правительстве и обществе.
Несправедливо описывать народные представлении о государственной власти отсталой или «темной». Народные взгляды помогали миллионам иметь смысл об окружающим мире. Русские крестьяне были монархистами, но идея о самодержавном императоре была чужда им. Они, как и крестьяне во всех европейских странах, отождествляли «Царя-батюшки» с отцом большой семьи. Однако, Царь-батюшка был окружен злыми боярами, которые скрывали от царя правду о страданиях народа. Неудивительно, что русские сказки заканчивались «хеппи эндом», когда царь узнал о злодеяниях бояр, наказывал их и давал крестьянам волю. Но воля была скорее всего вседозволенность и не регламентированная свобода в государстве, основанном на верховенствe права. Аккуратнее охарактеризовать крестьян как монархическими анархистами. Многие другие представители народных масс и национальностей имели схожее представление о царе. В Первую мировую войну Николай II потерял этот вековой образ.
Крестьяне и другие представители народных масс ненавидели чиновников, дворян, всех господ и чужих элементов, в том числе самопровозглашенных доброжелателей из социалистической интеллигенции. Социалисты совсем не умели понимать причины крестьянских и других массовых восстаниях. Крестьяне, как и во все европейских странах, восстали против существующего строя не для установления светлого будущего, а для восстановления справедливого золотого века из недавнего или далекого прошлого. В этом случае, можно о охарактеризировать крестьян как революционных традиционалистов. Ни представители правительства, ни политических классов не хотели и не могли понять явление народного монархического анархизма и революционного традиционализма. Наоборот, они смотрели на народ через призму идеализированного образа народа. Это образ граничил с идолопоклонством в пореформенный период. Идеализация народа достигла своего пика при Николае II.
Эта виртуальная божественность народа (хочется писать Народ) царем и представителями правительства и политических классов имела разнообразные виды, но все эти виды были лишь разные варианты народничества –доминирующего течения в русском социализме в 1860-1890-х гг. Исключения в этой тенденции были немногие «буржуазные» партии, как партия прогрессистов. Революционные народники верили, что крестьяне были по своей природе социалистами. Их правые эквиваленты почвенники верили в органическое единство русского народа и его вечную связь с землей. Итак, народ стал носителем вечных ценностей, неприсущих правящим и образованным классам. Царь Николай II и царица Александра обожали русских крестьян за их безусловную любовь к царю, в отличии от европеизированных образованных классов. Народнические эсеры идеализировали крестьянство. Хотя марксистские социал-демократы считали крестьянство остальным, они идеализировали рабочий класс. Либералы считали, что народ мог стать добродетельным через проведение мудрых законов. Черносотенцы и другие правые обожали русский народ за его лояльность к принципам «Православия, Самодержавия и Народности». Националисты всех национальностей считали свой народ носителем национального духа. Конечно, националисты во всех европейских странах имели те же самые представления. Отличие было только в том, что Россия была самой многонациональной страной в Европе.
Трещины между правительством, обществом и народом были во всех европейских странах в период великого перехода от доиндустриального общества к индустриальному. Интеграция крестьянства в гражданском обществе еще не была завершена во многих странах перед Первой мировой войны. Во многом Россия имела многие сходства с европейскими странами. Однако, были некоторые явления и течения в России, который гарантировали особый путь Русской революции.
Тони Рокки – магистр в области исторических наук (Торонто, Канада), специально для REX
Комментарии читателей (0):