Руководителям территориальных органов федеральных ведомств придется отчитываться перед региональными заксобраниями по приглашению последних или присылать вместо себя кого-то из подчиненных. Соавторы соответствующего законопроекта – Вячеслав Володин, Валентина Матвиенко, а также председатели Комитетов по госстроительству обеих палат Федерального Собрания – Павел Крашенинников и Андрей Клишас, так что вряд ли что-то помешает его принятию.
Инициатива может сыграть на руку «Единой России», доминирующей в заксобраниях. Депутаты от этой партии смогут, если понадобиться, устраивать жесткий «экзамен» непопулярным федеральным чиновникам, работающим в их регионе. Крайних скептиков это в стан «единороссов», конечно, не привлечет. Но на часть колеблющихся избирателей, при эффективной подачи таких заседаний в СМИ, произведет впечатление.
Несмотря на репутацию «партии чиновников», «медведи» уже справлялись с «серфингом» на антибюрократической волне. Яркий пример – думские выборы-2003, когда на кампанию «Единой России» работали именно подобные темы: от федеральной дела «оборотней в погонах» до резонансных ходов в отдельных регионах. Отметим состоявшийся в ходе той кампании приезд в Тульскую область сопредседателя Координационного совета сторонников партии Анатолия Кучерены, поднявшего темы задержки зарплат рабочим Ясногорского машиностроительного завода и шахты «Бельковская» и обвинившего тогдашнего «красного» губернатора Василия Стародубцева в бездействии («Никто из руководства области не соизволил прийти. Никто не реагирует!»). Точно такую же тактику «единороссы» могут использовать в ходе региональных кампаний – представ в роли критиков руководства территориальных органов федеральных ведомств.
Законопроект будет на руку и губернаторам. Сложные отношения между региональными властями и территориальными подразделениями властей федеральных – не редкость. Стиль работы федеральных чиновников на местах главам регионам не всегда нравится. Вспомним, как воронежский губернатор Алексей Гордеев критиковал работу в регионах представительств федеральных ведомств («альтернативных центров принятия решений»). Приглашение таких чиновников на отчет в заксобрание может стать поводом подвергнуть их «публичной порке» – при формальном невмешательстве губернатора в конфликт.
Стоит отметить, что по тексту законопроекта приглашение федерального чиновника на отчет в заксобрание осуществляется «с указанием интересующих членов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вопросов». Но это не значит, что выступление пройдет максимально предсказуемо. Приглашенный руководитель, по сути, заранее будет знать лишь тему выступления, но при этом «отвечает на вопросы членов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в порядке, определенном регламентом или иным актом». То есть, его выступление не ограничится просто произнесением заранее подготовленной речи – вступить в публичный диалог с депутатами ему тоже придется. И тут чиновника могут ждать сюрпризы – как в рамках самого заседания, так и при выходе соответствующих публикаций в региональных СМИ.
Наконец, данное решение вписывается в уже существующую тенденцию –расширения политических возможностей депутатов региональных заксобраний. Понятно, что от одной этой инициативы их политический вес, в среднем по стране, вырастет буквально «на граммы». Тем не менее, у заксобраний появится еще одна возможность генерировать информационные поводы, а у их депутатов – этими поводами воспользоваться. Пусть немного, но возрастет их роль в публичных конфликтах. После кампании по повышению думской дисциплины депутатам Госдумы больше времени приходится проводить в Москве, то есть они меньше задействованы в мероприятиях на местах. Их коллеги регионального уровня будут постепенно заполнять эту лакуну. Все это вместе будет влиять на региональную политику уже серьезнее и работать, в том числе, на депутатов заксобраний.
Комментарии читателей (0):