Все европейские революции и контрреволюции, начиная с французской революции 1789 года, имели свои еврейские вопросы. Русские революции 1905 и 1917 годов, русская гражданская война отличались масштабностью еврейского вопроса. Во всех европейских революциях, евреи получили политическое равноправие с христианским населением хотя элементы дискриминации сохранились по разным степеням. Но дарование равноправия евреям дало возможности антиреволюционным и контрреволюционным элементам отождествлять революции с евреями. Для многих европейцев, евреи считались чужим и враждебным элементом и этот менталитет стал составной частью демонизации действительных и мнимых врагов во всех революциях и контрреволюциях.
Начиная с французской революции, антисемитизм – одно из самых крупных последствий великих перемен. Антисемитизм – политическое явлениe, которое отличается от традиционной религиозной ненависти к евреям. Однако, старые и новые представления о евреях часто сочетались в разных странах. Одним из проявлений этих представлений в революциях стали еврейские погромы. Очень важно отметить, что погром – беспорядок с разрушением собственности, ранением и убийством людей. Это было общеевропейским явлением, а не только русским явлением.
Сразу после взятия Бастилии 14 июля 1789 года, по Франции прокатились крестьянские волнения. Но крестьяне атаковали всех, кого они считали чужими и враждебными. В Эльзасе, крестьяне совершили еврейские погромы, потому что они ненавидели евреев как ростовщиков. [1, 435]
Необходимо сделать некоторые замечания о сложной политике имперского правительства к еврейским погромам. Александр III, Николай II и многие представители бюрократии были иудофобами. Они тоже могли констатировать, что евреи заслуживали «народный гнев» за их засилье в экономике и участие в революционных движениях. Бесспорно, что местные власти и полиция воздерживались от предотвращения погромов в надежде «дать урок» евреям. Однако, централизованная политика погромов была очень опасной для имперского правительства. Были международные последствия. С 1881 года правительство проиграло международную информационную войну, проводимую либералами и социалистами. Главной темой оппозитной пропаганды, направленной на общественное мнение в Европе и США, была дикость репрессивной политики царизма, в том числе его поддержки еврейских погромов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Были огромные внутренние последствия для правительства, которое активно поддерживало погромы. Погром – насильственное действие против собственности и людей. Погром против евреев мог легко превратиться в погромы против других частей населения и в массовые беспорядки. Уголовный кодекс запретил разжигание конфликтов между разными частями населения. Представили правительства были в курсе положения дел в западных губерниях, где социальные, этнические и религиозные конфликты пересекались. Погромы против еврейских буржуазных элементов могли перерасти в погромы против польских римско-католических помещиков и хаосу. Поэтому надо понимать сложные внутренние и внешние последствия погромов. Между тем, когда историки пишут о рабочих демонстрациях, забастовка и о крестьянских волнениях, они часто игнорируют тот факт, что погромы часто имели место в этих беспорядках.
Примером сложностей еврейских погромов может служить волна погромов весной 1881 года. Политический антисемитизм в Российской империи присутствовал и в правых, и в левых вариантах. В еврейских погромах, последующих за убийством царя Александр II, членам организации «Народная воля» 1 марта 1881 года.
Погромы продолжались три года. Среди осужденных народовольцев за цареубийство была еврейка Геся Гельфман. Неудивительно, что многие люди думали, что евреи совершили эти преступления. Очень скоро люди задали вопрос: кто организовал эти «стийхные» манифестации народного гнева. В правительственных кругах, были те, кто утверждал, что евреи сами спровоцировали погромы через их засилье в экономике и революционном движении. Другие предлагали, что революционеры организовали погромы, чтобы дискредитировать правительство перед российском и мировым общественном мнением и превратить погромы в революцию.
Некоторые либералы и социалисты предложили, что правительство непосредственно подстрекали погромы. Другие оппоционеры сказали, что погромы были работой Священной дружина – аристократическое тайное общество, организованное после убийства царя (между тем, правительство распустило дружину в 1882 году из-за подозрения, что якобы лоялистские заявления дружинников были ширмой для аристократического движения за конституцию). Положение дел стало сложнее, когда народовольцы и черносотенцы (народники) узнали о политических выгодах от погромов для революции. Многим революционерам казалось, что погромы были первым этапом долгожданной революции. В «хождении в народ» в 1874 году тысячи народников потерпели поражение в попытке разжечь революцию. В 1881 году революционеры думали, что массы наконец поднялись хоть против одной группы эксплуататоров.
Итак, некоторые народовольцы и черносотенцы печатали и распространяли агитационные листки погромного содержания. Евреев называли эксплуататорами народа и прислужниками царя, и призывали проводить больше погромов и всеобщий бунт против евреев, помещиков и правительства. Даже некоторые народовольцы и черносотенцы еврейского происхождения поддерживали погромы первыми восстаниями против угнетателей народа. Возражения русских и еврейских революционеров против погромной агитации трактовались другими революционерами как неуважение к народному образу мысли. [2, 293-299] Наконец, народовольцы отреклись от погромной агитации. Разочарование еврейских оппозиционеров и революционеров в решении еврейского вопроса в России были кратковременным. Евреи продолжали вступать в ряды общероссийского освободительного движения.
В революции 1905 года евреи участвовали в еврейских либеральных и социалистических партиях. Эти партии обычно тесно сотрудничали с общероссийскими либеральными и социалистическими партиями несмотря на то, что были конфликты по степеням автономии для еврейских партий. Эти конфликты особенно проявились в отношениях еврейского социал-демократического БУНДа с Российской социал-демократической рабочей партией. Бундовцы требования автономии разжигали острые споры на втором партийном съезде в 1903 году, когда произошел первый раскол между меньшевиков и большевиками. Многие евреи вступали в ряды конституционных демократов, социалистов-революционеров, меньшевиков и большевиков. Религиозные традиционалисты и консервативные элементы воздержались от организации партий. Правые еврейские партии, в том числе и cионистские, организовались только после русской гражданской войны в Польше, Литве и Латвии. [3]
Анархизм имел популярность среди представителей маргинальной еврейской молодежи в еврейской черте оседлости. Обычно, анархисты были бывшие члены социалистических партий. Хотя общероссийские и национальные социалистические политические партии в 1905-1907 гг. часто практиковали политический терроризм и другие насильственные методы политической борьбы. Партийные руководители заявили, что революция была только буржуазной. Условия для социалистической революции еще не созрели. Итак, социалисты только могли достать политическую свободу, что создает условия для будущей социалистической революции. Для анархистов эти социалистические догматы трактовались попыткой социалистических теоретиков задержать революцию. Анархисты верили, что революция должна прийти сейчас, а не в далеком будущем. Итак, они часто практиковали политический и экономический терроризм против всех реальных и мнимых врагов что ускорить пришествие революции. [4]
Первая Русская революция породила провозглашение Октябрьского манифеста. По России прокатилась волна погромов, направленных часто против евреев, студентов и представителей интеллигенции. Ведь погромщики часто обвиняли евреев и интеллигенции в разжигании крамолы и смуты. Сотни людей были убиты и тысячи ранены. Как в 1881 году местные власти и полиция воздержались от предотвращения погромов. Неудивительно, что Николай II и другие высшие представители правительства заметили, что евреи спровоцировали народный гнев. Погромы имели некоторые элементы организованности, но обвинения против «Союза русского народа» и других черносотенных партий и движений в организации погромов неаккуратны. Как написал выдающий историк черносотенства Сергей Степанов: «Черная сотня заслужила печальную репутацию погромами 1905 г. Справедливости ради следует отметить, что вспышки массового насилия произошли еще до образования «Союза русского народа», хотя многие будущие его члены принимали в погромах активное участие». [5]
Погромы 1905 года показали, что многие люди в России ненавидели революцию и искали виновников. Как многие европейцы, дезориентированные великими переменами, они спросили себя и других: «Кто выиграет от этой постоянной смуты?». Сочетание традиционной ненависти к евреям и политического антисемитизма дало им ответ. События революции 1905 года определили многое в ходе для евреев и других народов Российской империи в период Великой Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны.
Продолжение следует…
Тони Рокки – магистр в области исторических наук (Торонто, Канада), специально для ИА REX
Примечания
1.Schama, Simon. Citizens: a chronicle of the French Revolution. New York: Knopf, 1989. 2.Yarmolinsky, Avraham. Road to revolution: a century of Russian radicalism. Princeton NJ: Princeton University Press, 1986. 3.В. В. Кривенький, Н. Д. Постников, М. И. Смирнова. Национальные партии России. Политические партии в России: история и современность. Москва: РОССПЕН, 2000. |
4.Политические партии России, конец ХIX--первая треть XX века: энциклогпедия. Москва: РОССПЕН, 1996.
5.Непролетарские партии в России: урок истории. Москва: Мысль, 1984.
6.Avrich, Paul. The Russian anarchists. Princeton NJ: Princeton University Press, 1967
7.Cтепанов, Сергей. Черносотенный террор 1905–1907 гг. Опубликовано в книге: Индивидуальный политический террор в России (XIX - начало XX вв.): Материалы конференции. Москва 1996. С. 118-124.
Комментарии читателей (0):