Россияне по-прежнему гордятся своей страной, сохраняя настрой «посткрымского консенсуса». К таким выводам пришли социологи «Левада-центра» на основании данных опросов общественного мнения. 75% опрошенных гордятся тем, что они россияне. 40% главным достоинством России считают природные богатства и историю, 37% — армию, еще 29% — отечественную культуру.
Результаты соцопроса прокомментировал политолог Михаил Мирзоян:
«Приведённые социологами цифры могут радовать лишь тех, кто рассматривает их сквозь призму показателей общественного мнения в отношении большинства других процессов и явлений, имеющих место быть в нашей жизни. Тут большинство всегда есть большинство. Но об уровне гордости россиян за свою страну я сужу, исходя из другого понимания большинства и меньшинства. Для меня этот стакан, скорее, наполовину пуст, чем полон. Во-первых, меня беспокоит огромное количество людей, которые не считают возможным гордиться своей страной. Ровно третья часть населения. Это серьёзное расслоение. Учитывая тему раскола, можно говорить о серьёзных пробелах в патриотическом воспитании. Уровень гордости показатель исправимый и не стоит его отождествлять с нелюбовью своей страны. Важно не допустить перехода этих 33% россиян из первой категории во вторую.
Во-вторых, меня серьёзно смущает причина гордости за свою страну. Я хотел бы гордиться за то, что у нас одна из лучших система социальных гарантий, здравоохранения, низкий уровень коррупции, неотвратимость наказания не пустой звук, высокий уровень образованности населения и т.п. Но в условиях неразвитости всех этих факторов приходится гордиться тем, что, хочется думать, оправдает наши надежды. Речь идёт об армии. Армия в данном случае является, возможно, той соломинкой, которая позволяет большому количеству россиян не терять надежду и веру в свою страну. Главное, чтобы политическое руководство не стало заложником той прослойки гордящихся, которые в угаре ура-патриотизма или, преследуя свои корыстные интересы, привыкли переоценивать силу нашей армии».
Комментарии читателей (11):
Ленин в 17-м году выглядел в глазах революционной, в том числе с.д. публики весьма "непрезентабельно". Многие искренно считали его "иностранным агентом". Разве что монархисты (по воспоминаниям, если не ошибаюсь, Вырубовой) так ненавидели всю либеральную сволочь, что желали прихода большевиков, чтобы "перевесили сволочь".
Ныне ситуация на порядки сложней. Выхода практически не вижу. Революционный потенциал всех "желающих перемен" в сумме может дать только аннигиляцию. Что касается, "где хуже" - у вас, или у нас, - несравнимо. Вас "прикладами загоняют в товарники", а мы уже смирённые, гордящиеся историей "стоим раздетые" на плацу, ожидая своей очереди "в душевую". И КГИ-шники не возражают против этого, и "остальные" называют "душевую" всего лишь "ухудшением положения населения". И это не "фигуральность", а тождественность по конечному результату.
Поэтому и считаю - у вас ещё есть гипотетические шансы воспротивиться "посадке в вагоны".