В день теракта в Санкт-Петербургском метрополитене состоялась встреча между лидерами России и Белоруссии. На этой встрече Владимир Путин и Александр Лукашенко смогли разрешить газовый спор между двумя странами, длившийся с начала предыдущего года. Условия разрешения конфликта были определены в ходе многочасовых переговоров. В итоге, Минск согласился с фактом наличия и взял на себя обязательства по выплате долга за поставки российского газа в размере 726 млрд. долларов. Однако Москва приняла решение о предоставлении скидки на газ для Белоруссии с 2018 г. а также об увеличении беспошлинных поставок нефти с 18 млн до 24 млн т.
Условия соглашения представляются вполне сбалансированными: Россия смогла отстоять свою принципиальную позицию по белорусскому долгу. При этом Москва, демонстрируя свои союзнические намерения в отношениях с Минском пошла на смягчение своей позиции в вопросе будущего ценообразования на поставки российского газа, а также предоставила своим партнёрам дополнительный лимит на беспошлинную закупку нефти.
Большого внимания заслуживает тот факт, что к 1 января 2018 г. страны должны сформировать правила для функционирования единого рынка газа, эта мера позволит создать равные возможности для российских и белорусских потребителей (в том числе и крупные предприятия) при закупке газа. Таким образом, российская сторона путем реализации этого шага в будущем лишает белорусских коллег одного из основных тезисов о том, что Россия препятствует формированию единой конкурентной среды. Это утверждение выглядело особенно опасным в свете участия Белоруссии в Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС).
Подписание белорусской стороной единого Таможенного Кодекса ЕАЭС в значительной степени оказывает положительное влияние на текущее состояние и перспективу развития отношений между Москвой и Минском в самое ближайшее время.
Итоги переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко сложно переоценить: стороны пришли к соглашению не только по вопросу урегулирования текущего конфликта, но и предприняли попытку предотвратить возникновение новых. Некой «панацеей» должен стать единый газовый рынок. Однако в заключенных соглашениях кроются основания для новых разногласий: Россия согласилась предоставить скидку на газ, однако стороны, например, не смогут определиться с ее размером. Тем не менее, конфликтность энергетической сферы сотрудничества между странами оказалась значительно сниженной.
Тем не менее, прошедший нефтегазовый спор между двумя странами оказал большое влияние на двусторонние отношения, привел к целому ряду политических издержек. Например, введенный Россией пограничный
контроль на границе с Белоруссией так и будет функционировать, пока Минск не скорректирует условия для безвизового въезда в страну гражданами более 80 государств.
Наибольшие опасения вызывает конфликтный потенциал в сфере сельского хозяйства. Белоруссия смогла за последние три года извлечь значительную выгода от действий санкционного режима между Россией, ЕС и Украиной, кроме того, как показывают многочисленные проверки Россельхознадзора, белорусские производители периодически поставляют в Россию товары, не соответсвующие требованиям ГОСТ.
На этом фоне президент России поручил Правительству проверить продукцию ряда белорусских сельскохозяйственных производителей на предмет соответствия требованиям российских стандартов. Россельхознадзор в течении февраля-марта установил ряд ограничений на поставки белорусских сельскохозяйственных товаров, что естественно вызвало неудовлетворение со стороны Лукашенко.
Если в силу каких-либо политических и/или экономических причин Лукашенко будет выгодно краткосрочное обострение с Москвой, наиболее вероятным пространством для обострения ситуации станет сфера торговли сельхоз товарами. Предположить вероятность такого поворота весьма сложно, поскольку, с одной стороны, системные проблемы в экономике Белоруссии сохраняются, но, с другой стороны, теперь Лукашенко должен быть значительно осторожнее в развязывании новых конфликтов в отношениях с Москвой.
Необходимо признать, что конфликтный потенциал отношений России и Белоруссии, по-прежнему, остается высоким. Между властями стран могут возникнуть новые споры, однако отныне большую осторожность должен проявлять Минск. Россия последовательно смогла отстоять свои интересы даже перед лицом союзной страны. Этот факт заслуживает особого внимания, поскольку ранее чаще всего откровенный шантаж Лукашенко чаще всего оказывался успешным.
К сожалению, приходится писать про конфликтный потенциал между такими близкими в культурном, историческом, экономическом и интеграционном плане странами, как Россия и Белоруссия. Несмотря на прозападный дрейф в ряде пограничных с Польшей и Литвой областях, население Белоруссии поддерживает интеграцию с Россией. Аналогичного мнения придерживается и российский народ. У стран общие корни и культура, единая экономическая система, несмотря на все разногласия и уловки Минска в отношениях со странами ЕС, отношения России и Белоруссии будут носить союзный характер. Просто иного выбора у нас нет.
Евгений Семибратов - эксперт Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, специально для REX
Комментарии читателей (0):